Менелас Адам
Менела́с Ада́м, Адам Адамович Менелас [Adam Menelas (Menelaws)] [1748 или 1749, Глазго или Эдинбург – 31.8(12.9).1831, Cанкт-Петербург], российский мастер каменных дел, архитектор (с 1794), мастер садово-паркового искусства.
Шотландец по происхождению. О жизни и профессиональной деятельности Менеласа на родине практически ничего не известно. Приехал в Санкт-Петербург в 1784 г. из Эдинбурга по приглашению Ч. Камерона. Как опытный мастер-строитель Менелас был определён к Н. А. Львову. Дальнейшее многолетнее сотрудничество с ним сыграло важную роль в судьбе Менеласа. Знакомство с просвещёнными художниками и литераторами, составлявшими окружение Г. Р. Державина и Львова, способствовало развитию его карьеры. Львов высоко ценил профессиональные знания Менеласа и привлекал его к осуществлению своих архитектурных проектов. Менелас руководил возведением соборов Святого Иосифа в Могилёве (ныне в Белоруссии; 1780–1798; не сохранился) и Борисоглебского монастыря в Торжке (1785–1796), а также помогал Львову в проведении изыскательских работ, например, в поисках месторождения бурого угля в Боровичах (ныне Новгородская область), в 1786 г. Вместе со Львовым участвовал в оформлении торжеств по случаю коронации императора Павла I в Москве (1796), в проектировании комплекса сельских зданий для образцовой школы земледелия близ Павловска (1797–1798), в работе созданного Львовым училища землебитного строения в Тюфилях рядом с Симоновым монастырём (ныне в черте Москвы; 1799–1800).
Собственные проекты Менеласа преимущественно связаны с семьёй графов Разумовских: классицистические дома-дворцы в усадьбах А. К. Разумовского Горенки в Подмосковье (1780-е – 1790-е гг.) и на Гороховом поле в Москве (1799–1802; ныне в здании – Министерство спорта Российской Федерации и Государственный музей спорта); дома и церкви в малороссийских усадьбах Разумовских – Яготине (1802–1806) и Тепловке (1805), предположительно – дворец К. Г. Разумовского в Батурине (1799–1803; ныне все на территории Украины). Менеласу приписывается авторство кирпичных монументальных, с мощными колоннадами зданий оранжереи и театра (1800-е гг.) в русле московского ампира в усадьбе Пехра-Яковлевское (ныне Балашиха Московской области). С именем архитектора в Москве также связывают проект перестройки городской усадьбы Л. К. Разумовского (реализован к 1811; позднее Английский клуб, ныне Музей современной истории России) и план нового Петровского парка (1827).
В 1810-х гг. работал в Санкт-Петербурге и окрестностях как востребованный мастер садово-паркового искусства. Спроектировал английские сады Аничкова дворца (1816) и Михайловского дворца (1819), участвовал в новой планировке Таврического сада при Таврическом дворце (1818), в работах на Елагином острове. В 1818 г. Менелас принят на службу в Кабинет Его Императорского Величества; ему было поручено руководство проектированием Александровского паркового ансамбля в Царском Селе (ныне г. Пушкин), чем он занялся совместно с архитектором и художником И. А. Ивановым. Эта работа обозначила в творчестве Менеласа поворот от классицизма к неоготике, в русле которой была возведена серия парковых построек на фоне заново спланированного пейзажного парка. В их числе Арсенал – небольшой замок с Рыцарским залом для хранения коллекции оружия (перестроен Менеласом из павильона Монбижу в 1819–1834 совместно с А. А. Тоном; отреставрирован в 2012–2016), Императорская ферма (1818–1822), Ламский павильон (1820–1822), Шапель – павильон-руина в виде готической капеллы (1825–1828; скульптуры авторства В. И. Демут-Малиновского на фасадах; отреставрирован в 2015–2018), Красносельские (Слоновьи) ворота (1823–1826; отреставрированы в 2005–2008), ворота-руины (1824–1826), Белая башня (1821–1827; скульптуры работы Демут-Малиновского; отреставрирована к 2012), Пенсионерские конюшни (1827–1829). Архитектурные детали этих построек (гранёные башни с зубчатыми парапетами, стрельчатые арки окон и порталов, цветные витражи) обыгрывали образы европейской готической архитектуры. Сооружения имели и практическое назначение: в Шапели жил духовник императора, Белая башня предназначалась для наследников, в Ламском павильоне содержались ламы из Южной Америки, подаренные Александру I. На въезде в парк Менелас возвёл Египетские (Кузминские) ворота (1827–1830; скульптуры Демут-Малиновского) в египетском стиле.
В 1820 – 1830-х гг. по распоряжению императора Николая I спроектировал и построил в Петергофе летнюю резиденцию императрицы Александры Фёдоровны, парк «Александрия». Центральное сооружение ансамбля – неоготический дворец «Коттедж» (1826–1829) – отличается богатым и изысканным декором (ажурные ограждения террас и балконов, лепнина потолков, орнаментальная живопись, резьба оконных и дверных откосов и др.). В русле неоготики созданы и другие постройки ансамбля: Караульный дом (1827), Руинный мост (1827–1829; отреставрирован к 2008), Фермерский дворец при молочной ферме цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II (1829–1831; перестраивался А. И. Штакеншнейдером в 1838–1841, 1846–1848 и 1858–1859; отреставрирован в 2003–2010), «Готическая капелла» (освящена в честь святого благоверного князя Александра Невского; 1831–1834, здесь Менелас совместно с И. И. Шарлеманем воплотил проект К. Ф. Шинкеля; скульптуры Демут-Малиновского).