Пьюджин Огастес
Пью́джин Ога́стес (Augustus Pugin; Огастес Уэлби Нортмор Пьюджин, Augustus Welby Northmore Pugin) (1.3.1812, Лондон – 14.9.1852, Рамсгит, графство Кент), английский архитектор, дизайнер и теоретик искусства. Один из ведущих архитекторов викторианской эпохи, представитель неоготики («возрождения готики»).
Обучался у отца, архитектора Шарля Огюста Пюжена (1762–1832), эмигрировавшего из Франции; уже около 1827 г. проектировал утварь и мебель для Виндзорского замка. В 1829–1831 гг. руководил фирмой по изготовлению мебели. В 1833 г. переехал в Солсбери, близ которого построил для своей семьи дом в духе «возрождения готики». Перейдя из англиканства в католицизм (1834) и изучая памятники готики в поездках по Западной Европе, создал многочисленные проекты культовых сооружений, преимущественно в стиле неоготики (в частности в формах кирпичной и ранней английской готики и перпендикулярного стиля). В ряде работ [в том числе в трактате «Истинные принципы стрельчатой, или христианской, архитектуры» (The true principles of pointed or Christian architecture, 1841), повлиявшем на Дж. Рёскина] Пьюджин критиковал подражание зодчим Античности и Ренессанса и отстаивал обязательность живой связи между искусством и христианской традицией. Крупнейшие постройки – собор Святого Варнавы (Сент-Барнабас) в Ноттингеме (1841–1844), церкви Святого Эгидия (Сент-Джайлс) в Чидле (1841–1846) и в аббатстве Эрдингтон в Бирмингеме (1848–1850); его проекты Скерсбрик-холл в Ланкашире (1837) и Олтон-касл в Стаффордшире (1847) утвердили неоготику в качестве стиля загородных домов викторианской эпохи. С 1835 г. совместно с Ч. Бэрри и его сыном Э. М. Бэрри работал над проектированием фасадов и интерьеров Вестминстерского дворца (здания парламента; 1840–1868) в Лондоне. Пьюджин оказал большое влияние на движение «Искусства и ремёсла».
Дети – архитекторы Эдвард Уэлби Пьюджин (1834–1875), Кутберт Уэлби Пьюджин (1840–1928) и Питер Пол Пьюджин (1851–1904) – продолжили работу архитектурной фирмы Pugin & Pugin (действовала до 1950-х гг.).