Хьюнекер Джеймс
Хью́некер Дже́ймс, Джеймс Гиббонс Хьюнекер (James Gibbons Huneker) (31.1.1857, Филадельфия – 9.2.1921, Нью-Йорк), американский писатель, литературный, музыкальный, театральный и художественный критик.
С юности был увлечён музыкой и литературой, надеясь стать концертирующим пианистом и романистом. Брал уроки по фортепиано у А. Барили, посещал концерты классической музыки. После недолгой службы в юридической фирме, в 1878–1879 гг., жил в Париже, где брал уроки игры на фортепиано у Т. Риттера, посещал в качестве слушателя занятия Ж. Матиа (ученик Ф. Шопена) и изучал европейскую культуру.
В 1879–1886 гг. жил в Филадельфии, занимался журналистикой, освещал музыкальную и театральную жизнь города, позднее описав её в мемуарах «Верхолаз» («Steeplejack», 1920). С 1886 г. до конца дней жил в Нью-Йорке, активно участвуя в художественной жизни; регулярно посещал Европу. Печатался в газетах The New York Sun (постоянный обозреватель), The New York Times, The New York World, The Philadelphia Press, журналах Harper’s Bazaar, The Musical Courier, North American Review, Puck, Reedy’s Mirror, Scribner’s Magazine, The Smart Set, Town Topics и др. Продолжил обучение на фортепиано у Э. Нойперта и Р. Йошеффи (ученика Ф. Листа), а также сам преподавал в Национальной консерватории Америки в Нью-Йорке в 1888–1898 гг.
Имел репутацию критика-энциклопедиста, лучшего знатока и ведущего пропагандиста европейского искусства в США, мастера литературного портрета. Получил известность прежде всего как знаток музыки, композиторского, исполнительского и дирижёрского искусства. Изучал творчество И. Брамса, Ф. Листа (монография «Franz List», 1911), Ф. Шопена [монография «Шопен: личность и музыка» («Chopin: the Man and His music», 1900)], пропагандировал произведения Р. Вагнера, К. Дебюсси, А. Шёнберга, Р. Штрауса, содействовав их признанию в США, но скептически относился к Дж. Пуччини, С. С. Прокофьеву. Статьи Хьюнекера о музыке частично собраны в книги: «Меццо-тинто в современной музыке» («Mezzotints in Modern Music», 1899), «Обертоны» («Overtones», 1904), «Старый ворчун: его музыкальные воззрения и гротески» («Old Fogy: His Musical Opinions and Grotesques», 1913), «Бедуины» («Bedouins», 1920) и др.
Как литературный критик знакомил читателя с творчеством М. Барреса, Ш. Бодлера, Г. Брандеса, Ф. Ведекинда, Г. Гауптмана, М. Горького, Г. Зудермана, Г. Ибсена, Дж. Конрада, Ж. Лафорга, М. Метерлинка, Дж. Мура, Ф. Ницше, Стендаля, Г. Флобера, А. Франса, Т. Харди, А. П. Чехова, А. Шницлера, Б. Шоу и др.; из американских писателей поддерживал Дж. С. Вирека, Т. Драйзера, С. Крейна, Г. Л. Менкена, Ф. Норриса. Статьи Хьюнекера о литературе частично вошли в книги: «Иконоборцы: книга драматургов» («Iconoclasts: A Book of Dramatists»; 1905), «Эгоисты: книга сверхчеловеков» («Egoists: A Book of Supermen», 1909), «Обезьянки из слоновой кости и павлины» («Ivory Apes and Peacocks», 1915) и др.
Театральная критика Дж. Хьюнекера неразрывно связана с его суждениями о драматургии, с одной стороны, и опере – с другой [сборник статей «Новый Космополис: книга образов» («New Cosmopolis: A Book of Images», 1915)]; выступал против табуирования эротических тем в театре; пропагандировал актёрское мастерство Сары Бернар, Э. Дузе, А. А. Назимовой и др.
Как художественный критик одним из первых познакомил американцев с творчеством ценимых им импрессионистов и постимпрессионистов, интересовался кубизмом и дадаизмом, но не принимал их эстетику: сборники статей «Прогулки импрессиониста» («Promenades of Impressionist», 1910), «Пафос расстояния» («The Pathos of Distance», 1913) и др. С критикой и эссеистикой Дж. Хьюнекера связаны сборники новелл о музыкантах и художниках «Меломаньяки» («Melomaniacs», 1902) и «Визионеры» («Visionaries», 1905). Единственный роман «Узорные покровы» («Painted Veils», 1920) посвящён жизни и нравам театральной и художественной богемы Нью-Йорка 1910-х гг.