Баррес Морис
Барре́с Мори́с (Maurice Barrès) (19.8.1862, Шарм, департамент Вогезы – 4.12.1923, Нёйи-сюр-Сен, департамент О-де-Сен), французский писатель, публицист, политик. Член Французской академии (1906). Родился в семье чиновника. В детстве пережил опыт франко-прусской войны 1870–1871 гг. и оккупации Шарма (до 1873). Окончил лицей (1880) и один курс юридического факультета университета Нанси. Дебютировал как критик в местной газете Le Journal de la Meurthe et des Vosges (18 мая 1881). С января 1883 г. жил в Париже.
Признание Барресу принесла трилогия «Культ моего Я» («Culte du Moi»): романы «Под оком варваров» («Sous l’œil des Barbares», 1888), «Свободный человек» («L’homme libre», 1889), «Сад Береники» («Le jardin de Bérénice», 1891), которую автор в предисловии к переизданию 1-й части (1892) назвал «романом внутренней жизни», «историей годов учения Я, души или духа». Бессюжетная, лишённая привязки к действительности, гиперсубъективная проза Барреса, посвящённая самоанализу, самопознанию и самосовершенствованию, сделала его кумиром нескольких поколений молодых французов. Баррес выступал как критик и эссеист в различных изданиях, в том числе модернистской ориентации, но не примыкал ни к одному из направлений.
С 1888 г. поддерживал Ж. Буланже, участвовал в его политических кампаниях, член палаты депутатов от Нанси (1889–1893) по списку буланжистов. Резко критиковал режим Третьей республики, парламентский строй [комедия «День в парламенте» («Une journée parlamentaire» 1894; рус. пер. под заглавием «Изнанка» 1895)], коррупцию чиновников и политиков, продажность прессы, участвовал в разоблачении Панамского скандала [очерки «Что я видел во время Панамы» («Ce que j’ai vu au temps de Panama», 1906)], позднее – дела Рашета [сборник статей «В клоаке» («Dans la cloaque», 1914)]. В начале 1890-х гг. сблизился с П. Деруледом (после его смерти стал председателем основанной им Лиги патриотов) и до конца жизни придерживался германофобских, реваншистских и националистических взглядов (в 1892 ввёл в употребление во Франции термин «национализм»); оставаясь республиканцем, пропагандировал авторитарный режим «бонапартистского» типа. Во время дела Дрейфуса выступал как антидрейфусар [сборник статей «Что я видел в Ренне» («Ce que j’ai vu à Rennes», 1904)], допускал ксенофобские высказывания.
Один из создателей Лиги французской родины (1898–1904), вместе с Ф. Коппе, Ж. Леметром, П. Бурже и Ш. Моррасом. Сборник его публицистики «Сцены и доктрины национализма» («Scènes et doctrines du nationalism», 1902) стал классикой французской политической мысли 20 в. Личный опыт и размышления Барреса о социальных и политических проблемах современности отразились в романе «Враг законов» («L’ennemi des lois», 1893), прославляющем индивидуальную свободу, и трилогии «Роман национальной энергии» («Le roman de l’énergie nationale»): «Беспочвенные» («Les déracinés», 1897) о лотарингской молодёжи в Париже, оторванной от «корней» из-за чрезмерной централизации государственной системы; «Призыв к солдату» («L’appel au soldat», 1900) о буланжизме, изображённом отстранённо и даже иронично; «Их лица» («Leurs figures», 1902) о Панамском скандале, где автор выступал как мастер политического памфлета. Эти произведения сделали Барреса одним из идейных вождей французских националистов 1900–1910-х гг.
В 1906 г. после нескольких неудачных попыток избран членом палаты депутатов от Парижа и оставался им до конца жизни; считался «правым», но не входил в партии и фракции. Сторонник реванша (возвращения провинций Эльзас и Лотарингия, потерянных после франко-прусской войны), поддерживал антигерманскую политику своего земляка Р. Пуанкаре. Выступал за духовную и культурную поддержку живших в Германии французов [«Речь в Меце» («Un discours à Metz», 1911)], моральным и социальным проблемам которых посвятил романы «На службе Германии» («Au service de l’Allemagne», 1905) и «Колетт Бодош. История девушки из Меца» («Colette Baudoche. Histoire d’une jeune fille de Metz», 1909). C начала 1910-х гг. в творчестве Барреса усиливаются католические мотивы [роман «Вдохновенный холм» («La colline inspire», 1913), сборник статей «Великая скорбь церквей Франции» («La grande pitié des églises de France», 1914)], однако в сочетании с нативистским культом «земли и её мертвецов» это навлекло на него обвинения в «язычестве» со стороны ортодоксальных католических кругов.
С началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. поддержал политику «священного единения». В 1914–1918 гг. почти ежедневно публиковал статьи в газете L’Écho de Paris в поддержку военных усилий Франции и её союзников, прославлял героизм французских солдат и офицеров, призывал к концентрации усилий нации ради войны до победного конца; статьи собраны в сериях «Французская душа и война» («L’âme française et la guerre», 1915–1920, в 11-ти тт.) и «Хроника великой войны» («Chronique de la Grande Guerre», 1920–1924, в 14-ти тт.). Выезжал на фронт, посетил Англию и Италию: очерки «Визит в английскую армию» («Une visite à l’armée anglaise», 1915), «Духовные семьи Франции» («Les diverses familles spirituelles de la France», 1917), речь «Вечные черты Франции» («Les traits éternels de la France», 1917; англ. пер. 1917). Обличал «внутренних врагов», пораженцев и «немецких агентов», обвинил в государственной измене бывшего премьера Ж. Кайо и министра внутренних дел Л.-Ж. Мальви: сборник статей «Заглядывая вглубь трещин» («En regardant au fond des crevasses», 1917).
После войны выступал за жёсткую политику в отношении Германии, поддерживал сепаратистское движение на западном берегу Рейна, который считал цивилизационно и культурно связанным с Францией, выступал за создание там независимого государства под её покровительством и контролем: цикл лекций в Страсбургском университете «Гений Рейна» («Le génie du Rhin», 1921), сборник статей и речей «Великие проблемы Рейна» («Les grandes problèmes du Rhin», 1930). 10 июля 1920 г. палата депутатов по предложению Барреса приняла закон о национальном чествовании Жанны д’Арк.
Помимо беллетристической, публицистической и политической деятельности, известность Барресу принесли путевые заметки-размышления, сочетавшие импрессионистическую, подчёркнуто индивидуалистическую манеру изложения впечатлений со стремлением понять цивилизацию и культуру других стран, особенно Италии и Испании: очерки и эссе «О крови, сладострастии и смерти» («Du sang, de la volupté et de la mort», 1894), «Amori et Dolori Sacrum. Смерть Венеции» («Amori et Dolori Sacrum. La mort de Venise», 1903), «Греко, или Секрет Толедо» («Greco ou le secret de Tolède», 1911) и др. Впечатления от путешествий на Ближний Восток отразились в последнем романе Барреса «Сад на берегу Оронта» («Un jardin sur l’Oronte», 1922; рус. пер. 1923), который католические круги подвергли критике за «язычество» и чувственность, и в очерках «Путешествие по странам Ближнего Востока» («Une enquête aux pays du Levant», 1923, в 2-х тт.).
Скоропостижно скончался от сердечного приступа.
Событием в литературной и идейной жизни Франции стала посмертная публикация «Моих тетрадей» («Mes cahiers», 1929–1957, в 14-ти тт.) Барреса за 1896–1923 гг., содержавших черновые материалы и варианты опубликованных произведений, творческие планы и наброски, дневниковые записи, размышления на разные темы, в частности раскрывшие глубину его католической веры. Основная часть литературного наследия Барреса вошла в «Сочинения» («L’Œuvre», 1965–1969, в 20-ти тт.). Именем Барреса названы улицы во многих городах Франции.
Личность и творчество Барреса, вызывавшие оживлённое обсуждение при его жизни и после, оказали воздействие на многих французских писателей 1-й половины 20 в. вне зависимости от политической ориентации: Л. Арагона, Р. Бразийака, П. Дриё Ла Рошеля, А. Мальро, А. де Монтерлана, Ф. Мориака и др. Как публицист он заметно повлиял на националистическую мысль Франции.
Жизни, деятельности, взглядам и творчеству Барреса посвящена обширная литература на французском языке.
Сын – журналист Ф. Баррес.