Вирек Джордж Силвестер
Ви́рек Джордж Силве́стер (George Sylvester Viereck) (31.12.1884, Мюнхен, Германия – 18.3.1962, Холиок, штат Массачусетс), американский писатель немецкого происхождения, журналист, редактор.
Родился в семье Луи и Лауры Фирек, приходящихся друг другу двоюродными братом и сестрой. В 1896 г. вместе с родителями переехал в США. В 1906 г. окончил Городской колледж Нью-Йорка.
Постоянный автор (с 1906) и соредактор (1907–1915) журнала Current Literature; редактор журналов Rundschau Zweier Welten (1911–1912), International (1912–1918). В 1914–1917 гг. издатель и редактор журнала The Fatherland.
В 1915 г. женился на Маргарет Эдит Хайн (1897–1964); их сыновья – П. Вирек и Джордж Силвестер Вирек-младший (1918–1944).
Среди наиболее ранних публикаций – стихотворения на немецком языке в нью-йоркской газете Das Morgen Journal (12 мая 1898). Первые книги Вирека на немецком языке, «Стихотворения» («Gedichte», 1904) и «Ниневия» («Nineveh», 1906), привлекли внимание критики как пример развития англоязычной поэтической традиции (Э. А. По, Д. Г. Россетти, А. Ч. Суинберн, О. Уайльд) на иностранном языке. Итоговый поэтической сборник на немецком языке, «Стихотворения» («Gedichte»), вышел в 1922 г.
С 1906 г. Вирек публиковал стихи на английском языке, включая переводы собственных немецкоязычных произведений. Сборник драм для чтения «Игра в любви» («A Game at Love», 1906), сборники стихотворений «Ниневия» («Nineveh», 1907) и «Свеча и пламя» («The Candle and the Flame», 1912), вызвавшие резонанс у критиков, стали выразительным воплощением европейской декадентской традиции в американской литературе.
Поэзию Вирека ценили Г. Мюнстерберг, Дж. Хьюнекер, Т. Рузвельт. Сборник «Песни Армагеддона» («Songs of Armageddon», 1916), где лирические стихи сочетаются с политическими, получил восторженную оценку Э. А. Кроули.
В сборнике «Плоть и кровь моя. Лирическая автобиография с нескромными примечаниями» («My Flesh and Blood. A Lyric Autobiography with Indiscreet Annotations», 1931) Вирек прокомментировал каждое стихотворение. Стихи 1940-х гг. печатались в альманахе «American Aphrodite» («Американская Афродита») в 1953–1954 гг.; часть из них вошла в сборник «Вставайте, мои песни» («Rise Up My Songs», 1958).
Для художественной прозы Вирека, начиная с повести «Элеонора» («Eleonora», 1902, не издана) и до романа «Обнажённая в зеркале» («The Nude in the Mirror», 1953; британское издание под названием «Глория», «Gloria», 1952; рус. пер. 2015), характерно внимание к проблемам физиологии и психологии, многообразию и богатству сексуальной и эмоциональной жизни. В романе «Дом вампира» («The House of the Vampire», 1907; нем. автопер. 1909; рус. пер. 2013) автор обратился к феномену интеллектуального «вампиризма», похищения чужих мыслей и идей.
Романная трилогия (в соавторстве с П. Элдриджем) «Мои первые 2000 лет. Автобиография Вечного Жида» («My First Two Thousand Years. The Autobiography of the Wandering Jew», 1928; нем. пер. Г. Мейринка 1928), «Саломея, Вечная Жидовка. Мои первые 2000 лет любви» («Salome, the Wandering Jewess. My First 2,000 Years of Love», 1930), «Непобедимый Адам» («The Invincible Adam», 1932), посвящённая темам физического бессмертия и вечной молодости, отмечена влиянием теории третьего пола О. Вейнингера, психоанализа З. Фрейда, сексологических исследований М. Хиршфельда, опытов Э. Штейнаха по омоложению. В футурологическом романе «Князь Мир» («Prince Pax», 1933; в соавторстве с Элдриджем) показана невозможность установления мира с помощью чудо-оружия.
Крупный деятель германо-американской общественности, Вирек критиковал «сухой закон», поддерживал президентские кампании Т. Рузвельта в 1912 г. [книга «Рузвельт. Исследование амбивалентности» («Roosevelt. A Study in Ambivalence», 1919)] и У. Гардинга в 1920 г. Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. выступал за нейтралитет США, противостоял антигерманской и проантантовской пропаганде, критиковал Т. В. Вильсона за пробританскую и интервенционистскую политику, сотрудничал с германскими представителями в США. Используя личный опыт, описал пропагандистские битвы времён войны в книге «Сеющий семена ненависти» («Spreading Germs of Hate», 1930; предисловие Э. М. Хауза). В книге «Самая странная дружба в истории. Вудро Вильсон и полковник Хауз» («The Strangest Friendship in History. Woodrow Wilson and Colonel House», 1932), основанной на обширном документальном материале, отрицательное отношение к Вильсону стало более объективным.
Главным делом жизни Вирек считал укрепление германо-американского взаимопонимания. В очерках «Признания варвара» («Confessions of a Barbarian», 1910; нем. автопер. 1911) он изобразил богатство культурной жизни Германии. После 1-й мировой войны выступал за нормализацию отношений и экономическую помощь Германии, прекращение преследований американцев немецкого происхождения. В 1922–1939 гг. почти ежегодно ездил в Европу, в 1929 г. посетил СССР. Интервьюировал знаменитостей (Ж. Клемансо, Ж. Жоффр, Ф. Фош, Б. Муссолини, А. Конан Дойл, Г. К. Честертон, Н. Тесла, Г. Форд, Г. Маркони и др.), в том числе немцев (Вильгельм II Гогенцоллерн, кронпринц Вильгельм, П. фон Гинденбург, Э. Людендорф, Я. Шахт, Г. Гауптман, Г. Кайзерлинг, Т. Манн, А. Шницлер и др.) и тех, кто высказывался в пользу Германии (Б. Шоу, А. Бриан, А. Барбюс, Р. Макдональд, Ф. Сноуден). Пропагандировал работы германских и австрийских учёных (А. Эйнштейна, З. Фрейда, М. Хиршфельда, Э. Штейнаха и др.). Статьи и интервью Вирека печатались в газете У. Р. Хёрста New York American, журналах Saturday Evening Post и Liberty, частично собраны в книгу «Блики великих» («Glimpses of the Great», 1930). Итогом многолетнего общения с Вильгельмом II, который называл Вирека «мой кузен» (Вирек. 2013. С. 9), и его современниками, изучения документов и мемуаров стала книга «Кайзер под судом» («The Kaiser on Trial», 1937).
Весной 1923 г. Вирек первым из американских журналистов взял интервью у А. Гитлера (опубликовано в журнале The American Monthly, октябрь 1923; более известна сокращённая версия, опубликованная в журнале Liberty в июле 1932). Приветствовал национал-социализм как «возрождение Германии» (несмотря на запрет его романа «Мои первые 2000 лет»); в 1931–1934 гг. сотрудничал с германским посольством и прогерманскими организациями в США, однако прервал контакты с ними после расследования в Конгрессе о нацистской пропаганде в США. В 1939–1941 гг. представитель газеты Münchner Neueste Nachrichten в США, консультант Германской информационной библиотеки (Нью-Йорк) и литературный редактор её бюллетеня Facts in Review («Обозрение фактов»); в мае 1941 г. расторг контракты с ними.
В сентябре того же года обвинён в нарушении «Акта о регистрации иностранных агентов» («Foreign Agents Registration Act», FARA) 1938 г., 13 марта 1942 г. приговорён к тюремному заключению; после отмены приговора Верховным судом США 3 марта 1943 г. и повторного обвинения 31 июля 1943 г. вновь приговорён к тюремному заключению; освобождён по отбытии срока наказания в конце мая 1947 г. Опыт пребывания в заключении отражён в романе «Ничто человеческое» («All Things Human», 1949; первое издание под псевдонимом Стюарт Бентон, Stuart Benton) и в мемуарах «Превращая людей в скотов» («Men Into Beasts», 1952).