Канал ожиданий денежно-кредитной политики
Кана́л ожида́ний де́нежно-креди́тной поли́тики (англ. expectations channel of monetary policy), причинно-следственные связи, объясняющие, как ожидания экономических агентов относительно текущих и будущих действий центрального банка влияют на экономическую деятельность, включая экономический рост и инфляцию. Канал является составной частью трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Каждое решение центрального банка, прежде всего о величине процентной ставки денежно-кредитной политики, оказывает влияние на поведение экономических агентов. Их ожидания учитываются при принятии потребительских и инвестиционных решений. Под влиянием ожиданий решения фирм и домохозяйств оказывают влияние на деловой цикл и уровень цен. Однако эффект канала ожиданий среди всех каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики является наиболее неопределённым, поскольку зависит от доверия к центральному банку и интерпретации его действий.
Первоначально в макроэкономике предполагалось, что ожидания экономических агентов являются адаптивными (adaptive expectations), т. е. ожидания будущего находятся под значительным влиянием прошлого. Например, в простой форме адаптивные ожидания будущей инфляции представляют собой среднее взвешенное между текущей инфляцией и инфляцией прошлого периода. Впервые гипотеза адаптивных ожиданий описана И. Фишером в 1911 г., а в прикладном анализе применена Ф. Кейганом (1927–2012) для построения модели гиперинфляции (Cagan. 1956).
Альтернатива адаптивным ожиданиям представлена гипотезой рациональных ожиданий (rational expectations), выдвинутой Дж. Мутом (1930–2005) в 1961 г. Согласно данной гипотезе, экономические агенты предугадывают будущее, придерживаются оптимизирующего поведения и во избежание будущей потери благосостояния принимают предупреждающие меры. Предполагается, что прогнозы экономических агентов совпадают с прогнозами лиц, обладающих полнотой информации и принимающих решения в области экономической политики. Иными словами, фирмы и домохозяйства предвидят решения центрального банка.
В 1970–1980-х гг. предположение Мута нашло широкое распространение при разработке макроэкономических моделей (Muth. 1961). Благодаря Р. Лукасу, Т. Сардженту, Н. Уоллесу, Р. Барро и др. она прочно вошла в аналитический инструментарий денежно-кредитной политики.
Адаптивные и рациональные ожидания являются не столько антагонистами, сколько взаимодополняющими гипотезами. Экономические агенты придерживаются одной из разновидностей ожиданий (или их комбинации) в зависимости от восприятия политики центрального банка. Высокая инфляция в прошлом и непредсказуемые временны́е шоки снижают доверие к центральному банку. В таких условиях инфляция носит устойчивый характер и в значительной мере определяется прошлой динамикой. Центральный банк с низким доверием вынужден придерживаться более жёсткой политики, чтобы обеспечить возвращение инфляции к целевому уровню. Напротив, центральный банк, обладающий высоким доверием, не испытывает проблем с управлением ожиданиями. Они совпадают с долгосрочным прогнозом центрального банка, т. е. находятся на уровне цели по инфляции. Доверие к центральному банку создаёт позитивный эффект по каналу ожиданий. Денежным властям достаточно небольших изменений в направленности своей политики, чтобы вернуть текущую инфляцию к цели.
Существенный вклад в анализ роли доверия при переключении режимов ожиданий внёс профессор Стокгольмского университета Л. Свенссон [в 2007–2013 гг. он занимал должность заместителя председателя Риксбанка (центрального банка Швеции)]. Он же первым обратил внимание на то, что инфляционное таргетирование, по существу, представляет собой таргетирование прогноза инфляции, учитывая, что центральный банк во внимание принимает не столько текущую, сколько будущую инфляцию (Svensson. 1997).
При моделировании денежно-кредитной политики канал ожиданий фигурирует в базовой модели, построенной в парадигме неокейнсианской теории и состоящей из трёх уравнений: динамической кривой IS, неокейнсианской кривой Филлипса и правил денежно-кредитной политики (Gaĺı. 2015; Walsh. 2017), а также в моделях процентных ставок. В неокейнсианской кривой Филлипса текущая инфляция зависит от ожидаемой инфляции в следующем периоде и текущего отклонения экономического роста от потенциального значения. Ожидаемая инфляция может представлять собой взвешенную комбинацию адаптивных и рациональных ожиданий. Веса ожиданий меняются во времени и пропорциональны доверию экономических агентов к центральному банку, т. е. его способности в полном объёме и своевременно достигать цель по инфляции (Levieuge. 2015; Chansriniyom. 2020). Для оценки влияния канала ожиданий на текущую инфляцию применяется модификация новой кейнсианской кривой Филлипса (см. пример: Доклад о денежно-кредитной политике. 2017. С. 20–22).
Роль переменных канала ожиданий выполняют прямые оценки ожиданий и ненаблюдаемые переменные. Прямые оценки строятся на основе регулярных опросов домохозяйств и фирм о текущей и будущей инфляции. В качестве модельных переменных ожиданий могут служить индексы деловой активности предприятий, которые являются опережающими к потребительским ценам, и диффузные индексы. Ненаблюдаемые переменные рассчитываются по ценам финансовых инструментов, учитывающих будущую инфляцию, в частности государственных облигаций, чей номинал индексируется на инфляцию или на инфляционный своп.
Считается, что в России ожидания инфляции соответствуют гипотезе адаптивных ожиданий (Хабибуллин. 2019). Инерция объясняется регулярными временны́ми и структурными шоками, которые приводят к частому отклонению фактической инфляции от её официального прогноза. Для домохозяйств характерно субъективное восприятие цен исходя из индивидуальной структуры корзины расходов, а не официальных данных о потребительской инфляции. У фирм ожидания ориентируются преимущественно на прошлую и текущую инфляции. Как следствие, для экономических агентов характерна незаякоренность инфляционных ожиданий. Она заставляет Банк России проводить более консервативную денежно-кредитную политику. Для большего положительного воздействия канала ожиданий на результаты денежно-кредитной политики центральный банк может действовать по двум направлениям. Во-первых, проводить более активную коммуникационную политику и распространение информации о ситуации в экономике, а также предоставлять детальную информацию о факторах текущей и ожидаемой инфляции. Во-вторых, способствовать реализации программ по повышению экономической грамотности.