Индекс менеджеров по закупкам
И́ндекс ме́неджеров по заку́пкам (англ. Purchasing Managers Index, PMI), индекс деловой активности, который формируется на основе опросов менеджеров по закупкам для оперативного анализа текущей экономической ситуации в отдельной отрасли, стране, регионе или в экономике в целом. Динамика индекса PMI предоставляет одни из самых ранних сигналов о текущем состоянии и будущих изменениях экономических показателей.
Индекс PMI разработан Министерством торговли США и Институтом управления поставками (англ. Institute for Supply Management, ISM) в начале 1980-х гг. По состоянию на 2022 г. индекс PMI рассчитывается глобальным аналитическим агентством IHS Markit (с 2022 входит в состав компании S&P Global) для более чем 40 стран мира по широкому спектру секторов экономики. В совокупности на эти страны приходится более 89 % мирового валового внутреннего продукта, что, как предполагается, обеспечивает достоверное представление о глобальных экономических тенденциях. Индекс PMI для США по-прежнему (по состоянию на 2022) рассчитывается и ежемесячно публикуется Институтом управления поставками. Индексы PMI для Канады, Дании и Сингапура также рассчитываются национальными организациями.
Методология PMI разработана для решения проблем, вызванных недостатками в публикации многих официальных экономических показателей (например, несогласованностью методологий расчёта показателей между странами и регионами), частыми пересмотрами данных, задержками публикаций и др.
Индекс PMI формируется на основе ежемесячных опросов руководителей высшего звена компаний частного сектора. Результаты опросов дают предварительную информацию о состоянии частного сектора экономики и таких показателях, как уровень безработицы и инфляции, объём производства, новые заказы, поставки от контрагентов и запасы (товарно-материальные запасы предприятий и запасы клиентов).
Методология построения индекса PMI основана на результатах опроса руководящего состава 28 тыс. компаний частного сектора. Респондентам предлагается сообщить об увеличении, уменьшении или отсутствии изменений по ряду экономических показателей относительно предыдущего месяца и указать причины этих изменений. Анкеты заполняются во второй половине каждого месяца, затем результаты опроса обрабатываются аналитиками IHS Markit. Полученные результаты взвешиваются в соответствии с вкладом компании и сектора в целом в общую отраслевую валовую добавленную стоимость для обеспечения точности и репрезентативности данных. Затем индексы корректируются с учётом сезонных колебаний.
Одним из преимуществ индекса PMI является публикация окончательных данных, которые впоследствии не пересматриваются. В то же время компания S&P Global рассчитывает индекс Flash PMI, значения которого представляют собой предварительные оценки индекса PMI и публикуются ежемесячно, за неделю до окончательных данных PMI. Индексы Flash PMI публикуются для Австралии, Еврозоны, Франции, Германии, Японии, Великобритании и США.
Индексы PMI рассчитываются на основании формулы:
,
где – доля ответов, соответствующих улучшению показателей;
– доля ответов, соответствующих отсутствию изменений показателей;
– доля ответов, соответствующих ухудшению показателей.
Диапазон значений индекса деловой активности PMI варьируется от 0 до 100. Так, если 100 % участников опроса сообщили об улучшении показателей, индекс будет равен 100; если 100 % компаний сообщили об ухудшении показателей, индекс будет равен нулю; если 100 % респондентов сообщили, что показатели не изменились, то индекс будет равен 50.
Таким образом, значение индекса выше 50 сигнализирует об улучшении или увеличении экономических показателей по сравнению с предыдущим месяцем, а значение ниже 50 – об ухудшении или снижении по сравнению с предыдущим месяцем. При этом чем дальше значение индекса отклоняется от отметки 50, тем выше скорость изменения экономических показателей.
Индексы PMI рассчитываются как отдельно для производственного сектора и сектора услуг, так и для конкретной страны, региона или экономики в целом. Первоначально, в 1980-х гг., составлялся только индекс деловой активности PMI для производственного сектора, который рассчитывался как средневзвешенное значение субиндексов по следующим экономическим показателям: новые заказы (30 %), объём производства (25 %), занятость (20 %), поставки от контрагентов (15 %) и запасы (10 %). Веса субиндексов были определены в 1980-х гг. экономистом Министерства торговли США Т. Тордой на основании вклада исследуемых экономических показателей в формирование ВВП США.
В 1990-х гг. IHS Markit включил в исследование сектор услуг, поскольку в большинстве развитых стран на сектор услуг стала приходиться бо́льшая доля ВВП, чем на промышленность. Охват данных индекса включает финансовые, потребительские услуги и другие бизнес-услуги. В 1996 г. под названием NTC Research был впервые опубликован индекс PMI в сфере услуг.
В дополнение к исследованиям PMI в производственном секторе и сфере услуг IHS Markit рассчитывает индекс деловой активности PMI для строительного сектора (Великобритания, Германия, Франция, Италия и Ирландия), розничной торговли (Германия, Франция и Италия) и рынка труда (Великобритания).
Глобальные индексы PMI для производственного сектора и сектора услуг рассчитываются путём взвешивания индексов PMI отдельных стран с учётом их вклада в совокупный ВВП по исследуемым странам. Глобальный индекс PMI рассчитывается путём взвешивания глобальных индексов PMI для производственного сектора и сферы услуг с учётом вклада данных секторов в совокупную добавленную стоимость.