Канал связи (в менеджменте)
Кана́л свя́зи (англ. channel) в менеджменте, один из элементов коммуникационного процесса внутри организации, который представляет собой маршрут передачи информации от отправителя (адресанта) к получателю (адресату) с использованием соответствующих средств коммуникации и информационных технологий. Призван максимально снизить искажение сообщения при достаточной скорости передачи информации. Выделяют естественные каналы связи (аудиальные, визуальные, тактильные каналы) и искусственные, или технические (телефонная, телеграфная, теле- и радиосвязь, интернет, транспортные артерии и др.).
Задачи коммуникационного менеджмента
Коммуникационный менеджмент представляет собой процесс информационного взаимодействия как внутри организации, так и с внешней средой, который способствует принятию оперативных управленческих решений и нацелен на достижение стратегических установок компании. В задачи менеджера по коммуникациям входит следующее:
создание комплексной системы коммуникационных каналов внутри организации (в рамках управления персоналом) и за её пределами (связи с общественностью и реклама, маркетинговые коммуникации);
поддержание бесперебойной работы системы;
выявление и устранение возникающих помех в процессе обмена информацией.
С повышением качества обмена информацией и выбором наиболее точных каналов связи растёт эффективность работы структурных подразделений, групп работников и отдельных исполнителей в организации, а также укрепляется имидж компании.
Выбор коммуникационного канала
В 21 в. одним из ключевых факторов эффективности коммуникации является выбор коммуникационного канала. Выбор канала связи представляет собой процесс подбора способа передачи информации, соответствующего сущности идеи (которую должен воспринять адресат) и системе её кодирования. От выбора того или иного канала связи зависит степень сложности кодирования и дешифровки передаваемого сообщения. Грамотно подобранный канал связи позволяет преодолеть коммуникационные барьеры и снизить влияние помех на процесс передачи информации, в частности минимизировать информационные перегрузки. Избираемый канал коммуникации главным образом направлен на устранение искажений и дублирования информации, а также на сокращение маршрута передачи информации от адресанта к адресату.
При выборе канала связи учитывают следующие аспекты:
1) особенности системы кодирования: количество и тип символов в системе кодирования, правила их комбинирования друг с другом (в том числе правила морфологии и синтаксиса) – и область применения;
2) характер передаваемого сообщения: актуальность и проблематика затрагиваемой темы, степень срочности и конфиденциальности, назначение использования и тип права обладания;
3) степень заинтересованности адресата в обладании информацией, его вовлечённость в коммуникационный процесс;
4) характеристики канала коммуникации, преимущества и недостатки его использования, в том числе доступность для сторонних лиц (риск утечки информации).
Ошибки канала коммуникации и их предотвращение
Последовательной и быстрой передаче сообщений могут препятствовать разнообразные помехи и информационный шум, представляющие собой любые непредвиденные сигналы, которые искажают передаваемую информацию, блокируют её транспортировку и вызывают ошибки декодирования. Во избежание возникновения таких помех и для повышения результативности коммуникации рекомендуется использовать одновременно несколько каналов передачи одного и того же сообщения, выбирать оптимальный канал связи в зависимости от особенностей восприятия получателя, а также использовать возможности инновационных информационных технологий. Кроме того, чтобы нивелировать влияние информационного шума, необходимо обеспечить передачу ответной реакции о получении сообщения адресатом по каналам обратной связи. Например, в процессе обратной связи можно прояснить, насколько верно информация была воспринята, и уточнить детали, которые были преднамеренно или случайно упущены в процессе её декодирования.
Формальные и неформальные каналы коммуникации
Внутриорганизационные коммуникации могут осуществляться с использованием формальных и неформальных каналов. Особое внимание в рамках организационной деятельности принято уделять такому неформальному каналу передачи информации, как корпоративные слухи. Для предотвращения рисков, связанных с распространением слухов, применяются следующие меры профилактики: оперативное реагирование со стороны официальных источников и оперативное информирование, однозначная трактовка информации и наличие обратной связи.
К формам передачи информации, как правило, относят устную, письменную и графическую. Наиболее распространёнными каналами передачи информации являются: устная речь и язык жестов; почтовая связь; мобильная связь; электронная почта; социальные сети и интернет; конференции и телеконференции; лекции и семинары; совещания и телемосты. В корпоративной среде в качестве канала связи между сотрудниками часто используется корпоративная социальная сеть, позволяющая обмениваться информацией об организационных нововведениях, корпоративных событиях и новостях, которые интересны персоналу.