Негритюд
Негритю́д (франц. négritude), идейное течение, зародившееся в 1930-е гг. в среде обучавшихся во Франции антильских и африканских студентов.
В его основе – провозглашение исключительности и самобытности негро-африканской культуры, связанное со стремлением к деколонизации. На формирование негритюда оказали влияние движение Гарлемского ренессанса (1918–1928) с его лозунгом «Независимость Африке», поэзия афроамериканцев Л. Хьюза, С. Брауна и К. Маккея. Термин «негритюд» впервые появился как неологизм в поэме «Дневник возвращения в родную страну» Э. Сезера (1939). Разоблачая миф колонизаторов о неполноценности представителей негроидной расы, Сезер противопоставил рациональной, прагматичной культуре «белых» духовные ценности исконных африканских народов: интуитивную мудрость, гармоничное слияние с миром природы и космических сил. Дальнейшее развитие концепция негритюда получила в творчестве Л. С. Сенгора; большую роль в её популяризации сыграла статья Ж.-П. Сартра «Чёрный Орфей» (1948). В 1960-е гг. после завоевания африканскими государствами независимости литература негритюда утрачивает свою трагическую остроту и напряжённость; на первый план выходит осмысление взаимодополняемости западной и африканской культур, описания ритуалов, быта, верований: Ж.-Б. Тати-Лутар (Республика Конго), А.-Р. Боламба (Демократическая Республика Конго), Ж.-Л. Донгмо, О. Алене (оба – Сенегал) и др. Возвращение африканских писателей к идеям негритюда в конце 20 – начале 21 вв. связано с размышлениями о путях дальнейшего развития Чёрного континента, критикой глобализации и стандартизации современного мира: Ф. Бебей (Камерун), Р. Депестр (Гаити), О. Бели-Кенум (Бенин) и др.