Галерея «Гмуржинска»
Галерея «Гмуржинска». В 1965 г. в Кёльне польский коллекционер Антонина Гмуржинска основала крупную коммерческую художественную галерею, которую назвала по своей фамилии. Эта галерея (Galerie Gmurzynska), существующая и в начале 2020-х гг., специализируется на искусстве европейского и американского модернизма, русского авангарда, международном послевоенном и современном искусстве. Гмуржинская была одним из первых европейских коллекционеров и галеристов, обративших внимание на русский авангард. В 1960–1970-е гг. она неоднократно бывала в СССР, наладила контакты с семьями художников, участвовала в вывозе их произведений за границу. Сферой её интересов было также неофициальное искусство послевоенного СССР. В 1986 г., после смерти основательницы, управление галереей перешло к её дочери Кристине Гмуржинской.
В галерее прошли выставки: «Русский авангард в Москве сегодня» («Russische Avantgarde in Moskau heute», 1970), «Немецкий авангард 1915–1935 (Конструктивисты)» [«Deutsche Avantgarde 1915–1935 (Konstruktivisten)», 1971], «Прогрессивное русское искусство. Прорыв 1930 + Лев Нусберг и московская группа "Движение"» («Progressive Russische Kunst. Der Aufbruch bis 1930 + Lev Nusberg und die Moskauer Gruppe "Bewegung"», 1973), «От плоскости к пространству. Россия 1916–1924» («Von der Fläche zum Raum. Russland 1916–1924», 1974), «20-е годы в Восточной Европе» («Die 20er Jahre in Osteuropa», 1975), «Мондриан и Де Стейл» («Mondrian und De Stijl», 1979), «Художницы русского авангарда. 1910–1930» («Künstlerinnen der Russischen Avantgarde. 1910–1930», 1979–1980), «От живописи к дизайну: русское искусство конструктивизма в двадцатые годы» («Von der Malerei zum Design: russische konstruktivistische Kunst der Zwanziger Jahre», 1981), «Видение пространства. Искусство и архитектура с 1910 по 1990» («Vision vom Raum, Kunst und Architektur von 1910 bis 1990», 1991–1992), «Малевич, Суетин, Чашник» («Malewitsch, Suetin, Tschaschnik», 1992). Здесь же устраивались персональные выставки Л. М. Лисицкого (1976), К. С. Малевича, К. Швиттерса (обе – 1978), Р. Делоне, П. Пикассо (обе – 1983), Ф. Леже (1985, 1990), Л. Фейнингера (1989), Ф. Купки (1995), Л. Берлявски-Невельсон (1995–1996) и др.
Клиентами галереи были многие значительные коллекционеры (П. Людвиг, Р. Лаудер, Т. и И. Манашеровы и др.). Галерея участвовала в вывозе из Москвы в Амстердам части архива Н. И. Харджиева (ноябрь 1993; возвращена в Россию в 2011, ныне в Российском государственном архиве литературы и искусства).
С 1991 г. галерея располагалась в центре Кёльна в здании, которое было специально спроектировано швейцарским архитектурным бюро Diener und Diener. В 1996 г. к Гмуржинской в качестве делового партнёра присоединился Матиас Расторфер (помощник директора Pace Gallery в Нью-Йорке). В 2005 г. головной офис переехал в Цюрих. В настоящее время работают филиалы галереи в Цуге и Нью-Йорке (американским филиалом руководит дочь К. Гмуржинской Изабель Бшер).