#Постмодернизм в искусстве, архитектуре и дизайне
Постмодернизм в искусстве, архитектуре и дизайне
Тег

Постмодернизм в искусстве, архитектуре и дизайне

Постмодернизм в искусстве, архитектуре и дизайне
Найденo 18 статей
Архитекторы, градостроители
Пестов Евгений Николаевич
Пе́стов Евге́ний Никола́евич (род. 1951), российский архитектор. Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (1998). Работает преимущественно в Нижнем Новгороде: с 1991 г. в соавторстве с А. Е. Харитоновым, с 1999 г. руководитель бюро, созданного с С. Г. Поповым. Автор Дома актёра (1989), административного здания «Каскад» (1995), здания банка «Гарантия» (1993–1995) и др. С 2000 г. под влиянием неопластицизма и группы «Де Стейл»: торговые центры «Сити» (2001) и «Парк Авеню» (2008), жилой дом De Stijl (2003). Государственная премия Российской Федерации (1996, 2000).
Саровбизнесбанк (бывший банк «Гарантия»), Нижний Новгород. 1993–1995. Архитекторы Евгений Пестов, Александр Харитонов
Архитекторы, градостроители
Путтеманс Пьер
Путтема́нс Пьер (Pierre Puttemans) (20.2.1933, Юкль близ Брюсселя – 16.8.2013, Брюссель), бельгийский архитектор, историк архитектуры, поэт. Сын архитектора Р. Путтеманса. Окончил факультеты архитектуры (1956) и градостроительства (1959) Национальной высшей школы визуальных искусств Ла-Камбр (ENSAV) в Брюсселе. Сооснователь архитектурного бюро Urbat (1958–1998), в его рамках реализовал ряд проектов общественных зданий, в том числе культурного центра с библиотекой «Во-Аль» в Нивеле (Waux-Hall) в русле постмодернизма (1981). Один из авторов проектов реконструкции оперного театра «Ла Монне» (1985) и драматического театра «Пош» (1997–1998; оба – в Брюсселе). Занимался охраной памятников архитектуры. Автор монографий о бельгийской архитектуре 20 в., а также поэтических сборников в русле постсюрреализма. Роман «Созвездие пса» («La constellation du chien», 1990). Жена – Ж. Арпман (с 1963).
Искусство
Термины
Суперграфика
Супергра́фика, приём оформления интерьеров и фасадов зданий крупномасштабными геометрическими мотивами и надписями, разновидность графики. Возникла в середине 1960-х гг. в среде американских архитекторов постмодернизма как эксперимент с пространством: росписи, перетекавшие с одной поверхности на другую, визуально трансформировали архитектурную форму. Среди ранних образцов: оформление интерьеров жилого комплекса «Си Ранч» (Калифорния, дизайнер Б. Штауффахер-Золомон, архитектор Ч. Мур, 1965) и др. В 21 в. суперграфику относят и к средовому дизайну (Ж.-Ф. Ланкло, П. Шер и др.).
Барбара Штауффахер-Золомон. Суперграфика в интерьере дома жилого комплекса «Си Ранч», штат Калифорния (США). 1965
Произведения градостроительства
Международная строительная выставка IBA в Берлине
Междунаро́дная строи́тельная вы́ставка IBA в Берли́не, архитектурно-градостроительная выставка в Западном Берлине в 1987 г. Продемонстрировала реалистичность сохранения и регенерации нарушенной или даже целиком утраченной исторической среды (в противоположность сносу и новому строительству), в первую очередь в отношении жилой застройки околоцентральных районов города. Отразила принципы критической реконструкции; новое строительство велось преимущественно в стиле постмодернизма. Среди участников были ведущие немецкие (Й. П. Кляйхус, О. М. Унгерс, Х. Колльхофф, Ф. Отто, Г. Бениш, Г. Бём) и зарубежные (А. Росси, Х. Холляйн, Ч. Мур, П. Айзенман, Исодзаки Арата) архитекторы.
Альдо Росси. Жилой дом на улице Кохштрасе, Берлин. 1987
Живописцы
Янкилевский Владимир Борисович
Янкиле́вский Влади́мир Бори́сович (1938–2018), российский живописец, график, автор инсталляций. Представитель неофициального искусства в СССР. Участник выставки «30 лет МОСХ» (1962). Входил в «Группу Сретенского бульвара». С 1990 г. жил в Нью-Йорке, с 1992 г. – в Париже. Среди произведений: «Диалог» (1961, Третьяковская галерея, Москва), «Триптих № 32: Непостижимость бытия» (2013, Центр Помпиду), графические и живописные циклы («Тема и импровизация», 1962; «Анатомия чувств», 1971), инсталляции [«Дверь (Посвящается родителям моих родителей…)», 1972, Музей Майоля, Париж; «Люди в ящиках», 1889–1990]. Работал как иллюстратор, как художник-постановщик (мультфильм «В мире басен», 1973, режиссёр А. Ю. Хржановский).
Владимир Янкилевский. Триптих № 14. Автопортрет (Памяти отца). 1987
Архитекторы, градостроители
Пайхль Густав
Пайхль Гу́став (1928–2019), австрийский архитектор и график. В 1955 г. открыл собственное архитектурное бюро в Вене. Проектировал постройки в русле модернизма (деревянный павильон Австрии на Всемирной выставке 1964 в Нью-Йорке), функционализма с элементами постмодернизма (6 теле- и радиостудий для австрийского медиаконцерна ORF в городах Дорнбирн, Айзенштадт, Грац, Инсбрук, Линц и Зальцбург; завершены в 1982) и хай-тека («Милленниум тауэр» в Вене, 1997–1999). Под псевдонимом Иронимус (Ironimus) исполнял политические карикатуры для австрийской газеты Die Presse (с 1954), с 1964 г. – для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung.
Густав Пайхль. Здание Федерального зала искусств, Бонн (Германия). 1989–1992.
Архитекторы, градостроители
Портман Джон
По́ртман Джон (1924–2017), американский архитектор. В 1953 г. основал собственное архитектурное бюро в Атланте, которое затем превратилось в холдинг, занимающийся проектированием и строительством крупных торговых, гостиничных, офисных комплексов. Работал в русле сдержанного модернизма. Автор многофункциональных комплексов из высотных корпусов отелей и офисов («Пичтри сентер» в Атланте, 1965–1989, и др.). Впервые спроектировал атриум во всю высоту многоэтажного здания («Антуан Грейвс» в Атланте, 1965, разрушен в 2009; отели сети Marriott Marquis в Нью-Йорке и Атланте, оба 1985, и др.).
Джон Портман. Атриум отеля «Хаятт Ридженси Атланта», Атланта. 1967
Графики
Плавинский Дмитрий Петрович
Плави́нский Дми́трий Петро́вич (1937–2012), российский живописец, график, автор объектов и инсталляций. Произведения 1950-х – 1960-х гг. относятся к т. н. абстрактно-вещественному периоду, сформировавшемуся под влиянием поездок в Среднюю Азию, по городам Русского Севера, а также поэзии и философии истории В. Хлебникова («Голоса молчания», 1962, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После изучения рисунков старых мастеров создал альбом рисунков и монотипий «Книга трав» (1963). С середины 1960-х гг. в работах преобладала религиозная тематика («Новгород. Триптих», 1976, Третьяковская галерея, Москва); с 1983 г. включал в произведения нотную графику [тондо «Мир музыки (Космогония)», 1993, галерея «Табакман», Нью-Йорк]. В 1991–2004 гг. – в Нью-Йорке: инсталляция «Алтарь Нострадамуса» (1991, собрание М. Р. Плавинской), фотоколлажи, ассамбляжи («Память венецианского зеркала», 1997, собрание М. Р. Плавинской).
Дмитрий Плавинский. Собор. 1972
Философские школы, направления, движения
Постмодернизм
Постмодерни́зм, широкое течение в культуре 2-й половины 20 – начала 21 вв., преимущественно в странах Европы и Северной Америки. Термин был впервые употреблён в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В отличие от модернизма с его программной установкой на новизну, постмодернизм обращается к культурному наследию прошлого как объекту игрового освоения, иронического цитирования и ситуационного переосмысления (при включении его в разнообразные контексты), источнику стилизации и эклектического комбинирования его форм. В философии постмодернизм проявился как критика целого ряда основополагающих установок философии Нового времени. В частности, были подвергнуты критическому рассмотрению классические представления о субъекте, бытии, были отвергнуты метанарративы, классический логоцентризм, мышление бинарными оппозициями и т. д. Наиболее известные представители: Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, Ф. Гваттари и др. К проявлениям постмодернизма в изобразительном искусстве относят поп-арт, неоэкспрессионизм, трансавангард, соц-арт, московский концептуализм, работы Дж. Кунса, группы «Новые художники». Постмодернизм как архитектурное направление существовал преимущественно в 1970–1980-х гг. в форме игрового (Ч. Мур, М. Грейвс, Ф. Джонсон) и т. н. неорационалистического (А. Росси, М. Ботта) вариантов.
Жак Деррида. Париж. 1991
1
2