#Постмодернизм в искусстве, архитектуре и дизайнеПостмодернизм в искусстве, архитектуре и дизайнеИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПостмодернизм в искусстве, архитектуре и дизайнеПостмодернизм в искусстве, архитектуре и дизайнеНайденo 18 статейАрхитекторы, градостроителиАрхитекторы, градостроители Павлов Леонид НиколаевичПа́влов Леони́д Никола́евич (1909–1990), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1975). В 1930-е гг. работал в русле конструктивизма, в 1940-е гг. – советского неоклассицизма (станция метро «Серпуховская» в Москве, ныне «Добрынинская»; 1950), в 1950-е гг. вернулся к принципам модернизма, со 2-й половины 1970-х гг. создавал сооружения в духе постмодернизма. Основные постройки в Москве: новый корпус здания Госплана СССР в Георгиевском переулке (1965–1969); вычислительные центры ЦСУ СССР (1968–1980), Госплана СССР (1970), Госбанка СССР (1974–1996); Музей «Траурный поезд В. И. Ленина» у Павелецкого вокзала (1977–1979), станции метро «Серпуховская» и «Нагатинская» (обе – 1983). С 1934 г. преподавал в Московском архитектурном институте (МАРХИ).Архитекторы, градостроители Пестов Евгений НиколаевичПе́стов Евге́ний Никола́евич (род. 1951), российский архитектор. Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (1998). Работает преимущественно в Нижнем Новгороде: с 1991 г. в соавторстве с А. Е. Харитоновым, с 1999 г. руководитель бюро, созданного с С. Г. Поповым. Автор Дома актёра (1989), административного здания «Каскад» (1995), здания банка «Гарантия» (1993–1995) и др. С 2000 г. под влиянием неопластицизма и группы «Де Стейл»: торговые центры «Сити» (2001) и «Парк Авеню» (2008), жилой дом De Stijl (2003). Государственная премия Российской Федерации (1996, 2000).Архитекторы, градостроители Путтеманс ПьерПуттема́нс Пьер (Pierre Puttemans) (20.2.1933, Юкль близ Брюсселя – 16.8.2013, Брюссель), бельгийский архитектор, историк архитектуры, поэт. Сын архитектора Р. Путтеманса. Окончил факультеты архитектуры (1956) и градостроительства (1959) Национальной высшей школы визуальных искусств Ла-Камбр (ENSAV) в Брюсселе. Сооснователь архитектурного бюро Urbat (1958–1998), в его рамках реализовал ряд проектов общественных зданий, в том числе культурного центра с библиотекой «Во-Аль» в Нивеле (Waux-Hall) в русле постмодернизма (1981). Один из авторов проектов реконструкции оперного театра «Ла Монне» (1985) и драматического театра «Пош» (1997–1998; оба – в Брюсселе). Занимался охраной памятников архитектуры. Автор монографий о бельгийской архитектуре 20 в., а также поэтических сборников в русле постсюрреализма. Роман «Созвездие пса» («La constellation du chien», 1990). Жена – Ж. Арпман (с 1963).Термины СуперграфикаСупергра́фика, приём оформления интерьеров и фасадов зданий крупномасштабными геометрическими мотивами и надписями, разновидность графики. Возникла в середине 1960-х гг. в среде американских архитекторов постмодернизма как эксперимент с пространством: росписи, перетекавшие с одной поверхности на другую, визуально трансформировали архитектурную форму. Среди ранних образцов: оформление интерьеров жилого комплекса «Си Ранч» (Калифорния, дизайнер Б. Штауффахер-Золомон, архитектор Ч. Мур, 1965) и др. В 21 в. суперграфику относят и к средовому дизайну (Ж.-Ф. Ланкло, П. Шер и др.).Произведения градостроительства Международная строительная выставка IBA в БерлинеМеждунаро́дная строи́тельная вы́ставка IBA в Берли́не, архитектурно-градостроительная выставка в Западном Берлине в 1987 г. Продемонстрировала реалистичность сохранения и регенерации нарушенной или даже целиком утраченной исторической среды (в противоположность сносу и новому строительству), в первую очередь в отношении жилой застройки околоцентральных районов города. Отразила принципы критической реконструкции; новое строительство велось преимущественно в стиле постмодернизма. Среди участников были ведущие немецкие (Й. П. Кляйхус, О. М. Унгерс, Х. Колльхофф, Ф. Отто, Г. Бениш, Г. Бём) и зарубежные (А. Росси, Х. Холляйн, Ч. Мур, П. Айзенман, Исодзаки Арата) архитекторы.Живописцы Янкилевский Владимир БорисовичЯнкиле́вский Влади́мир Бори́сович (1938–2018), российский живописец, график, автор инсталляций. Представитель неофициального искусства в СССР. Участник выставки «30 лет МОСХ» (1962). Входил в «Группу Сретенского бульвара». С 1990 г. жил в Нью-Йорке, с 1992 г. – в Париже. Среди произведений: «Диалог» (1961, Третьяковская галерея, Москва), «Триптих № 32: Непостижимость бытия» (2013, Центр Помпиду), графические и живописные циклы («Тема и импровизация», 1962; «Анатомия чувств», 1971), инсталляции [«Дверь (Посвящается родителям моих родителей…)», 1972, Музей Майоля, Париж; «Люди в ящиках», 1889–1990]. Работал как иллюстратор, как художник-постановщик (мультфильм «В мире басен», 1973, режиссёр А. Ю. Хржановский).Архитекторы, градостроители Пайхль ГуставПайхль Гу́став (1928–2019), австрийский архитектор и график. В 1955 г. открыл собственное архитектурное бюро в Вене. Проектировал постройки в русле модернизма (деревянный павильон Австрии на Всемирной выставке 1964 в Нью-Йорке), функционализма с элементами постмодернизма (6 теле- и радиостудий для австрийского медиаконцерна ORF в городах Дорнбирн, Айзенштадт, Грац, Инсбрук, Линц и Зальцбург; завершены в 1982) и хай-тека («Милленниум тауэр» в Вене, 1997–1999). Под псевдонимом Иронимус (Ironimus) исполнял политические карикатуры для австрийской газеты Die Presse (с 1954), с 1964 г. – для немецкой газеты Süddeutsche Zeitung.Архитекторы, градостроители Портман ДжонПо́ртман Джон (1924–2017), американский архитектор. В 1953 г. основал собственное архитектурное бюро в Атланте, которое затем превратилось в холдинг, занимающийся проектированием и строительством крупных торговых, гостиничных, офисных комплексов. Работал в русле сдержанного модернизма. Автор многофункциональных комплексов из высотных корпусов отелей и офисов («Пичтри сентер» в Атланте, 1965–1989, и др.). Впервые спроектировал атриум во всю высоту многоэтажного здания («Антуан Грейвс» в Атланте, 1965, разрушен в 2009; отели сети Marriott Marquis в Нью-Йорке и Атланте, оба 1985, и др.).Графики Плавинский Дмитрий ПетровичПлави́нский Дми́трий Петро́вич (1937–2012), российский живописец, график, автор объектов и инсталляций. Произведения 1950-х – 1960-х гг. относятся к т. н. абстрактно-вещественному периоду, сформировавшемуся под влиянием поездок в Среднюю Азию, по городам Русского Севера, а также поэзии и философии истории В. Хлебникова («Голоса молчания», 1962, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После изучения рисунков старых мастеров создал альбом рисунков и монотипий «Книга трав» (1963). С середины 1960-х гг. в работах преобладала религиозная тематика («Новгород. Триптих», 1976, Третьяковская галерея, Москва); с 1983 г. включал в произведения нотную графику [тондо «Мир музыки (Космогония)», 1993, галерея «Табакман», Нью-Йорк]. В 1991–2004 гг. – в Нью-Йорке: инсталляция «Алтарь Нострадамуса» (1991, собрание М. Р. Плавинской), фотоколлажи, ассамбляжи («Память венецианского зеркала», 1997, собрание М. Р. Плавинской).Философские школы, направления, движения ПостмодернизмПостмодерни́зм, широкое течение в культуре 2-й половины 20 – начала 21 вв., преимущественно в странах Европы и Северной Америки. Термин был впервые употреблён в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В отличие от модернизма с его программной установкой на новизну, постмодернизм обращается к культурному наследию прошлого как объекту игрового освоения, иронического цитирования и ситуационного переосмысления (при включении его в разнообразные контексты), источнику стилизации и эклектического комбинирования его форм. В философии постмодернизм проявился как критика целого ряда основополагающих установок философии Нового времени. В частности, были подвергнуты критическому рассмотрению классические представления о субъекте, бытии, были отвергнуты метанарративы, классический логоцентризм, мышление бинарными оппозициями и т. д. Наиболее известные представители: Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, Ф. Гваттари и др. К проявлениям постмодернизма в изобразительном искусстве относят поп-арт, неоэкспрессионизм, трансавангард, соц-арт, московский концептуализм, работы Дж. Кунса, группы «Новые художники». Постмодернизм как архитектурное направление существовал преимущественно в 1970–1980-х гг. в форме игрового (Ч. Мур, М. Грейвс, Ф. Джонсон) и т. н. неорационалистического (А. Росси, М. Ботта) вариантов. 12