Архангельский Максим Евгеньевич
Арха́нгельский Макси́м Евге́ньевич (23.4.1926, Москва – 8.4.2006, там же), российский живописец, скульптор, реставратор, физик; представитель неофициального искусства.
Учился в Московском политехникуме связи имени В. Н. Подбельского (1941–1943; ныне Московский технический университет связи и информатики). В 1943–1949 гг. находился на военной службе; участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Продолжил образование в школе рабочей молодёжи в Москве (1949–1950, окончил экстерном), на физическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова (1950–1955). Работал в Акустическом институте имени академика Н. Н. Андреева Академии наук СССР (1955–1963), Научно-исследовательском кинофотоинституте (1963–1965), Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря (1965–1986). Автор ряда научных статей, которые публиковались в «Акустическом журнале» (1957–1969).
Во время учёбы в университете увлёкся изучением истории искусства; сблизился с кругом художников старшего поколения, хранителей традиций московского Вхутемаса – Вхутеина – М. В. Раубе-Горчилиной, З. П. Комиссаренко. С середины 1950-х гг. выполнял скульптуры из корней дерева под руководством скульптора Н. А. Кашина, позднее осваивал технику монотипии у Раубе-Горчилиной. В 1960-х – начале 1970-х гг. познакомился с владелицей парижской галереи Д. Верни, историком искусства Ж.-К. Маркаде, которые приобрели ряд его работ.
Создавал экспрессивные абстрактные и полуабстрактные живописные композиции, ассамблажи. Творческие поиски художника носили духовно-мистический характер, иногда с ярко выраженным религиозным акцентом: «Золотой телец» (1968, частное собрание), «Свет», (1968), «Рождество», «Творение» (обе – 1970; все – Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра), «Таинственность» (1972), «Евангелие от Матфея (Стихия Земля)» (1973, обе – Русский музей, Санкт-Петербург, далее ГРМ). О своём понимании критериев абстрактного искусства и художественных задач говорил следующим образом: «Для меня абстрактное видение должно проникать в глубину внутреннего мира вещей и состояния души человека. Глубина такого духовного проникновения, к сожалению, не всегда восходит к цельности истоков первозданного бытия и часто отклоняется в сторону дробления и деградации внутреннего содержания художественного образа через подмену общего частным, что и является характерным приёмом всякого абстрагирования, дающим художнику возможность ударным акцентом возбудить реакцию зрителя и побудить его к совместному сотворчеству с художником» (Абстракция в России. ХХ век. ГРМ. СПб., 2001. Т.1. С. 274).
Автор скульптурных объектов – «Паруса» (1972), «Траектория» (1973, обе – Московский музей современного искусства), «Музыка» (1974, Тверская областная картинная галерея), «Тропический цветок» (1975), «Взаимодействие», «Акустическая композиция» (обе – 1977, все – ГРМ), серии скульптурных портретов – «Автопортрет, или Инок», портреты Ф. М. Достоевского, М. В. Раубе-Горчилиной (1982–1983, все – Московский музей современного искусства) из листовой меди и латуни. В своих скульптурных работах выступал продолжателем конструктивистских традиций (В. Е. Татлина, Н. Габо, А. Певзнера), был близок мастерам кинетического искусства стремлением к динамическим построениям, выражению идей визуальной лёгкости, пластичности материала. Называл свои композиции «пространственными проекциями "духовных тел"» (Байдин В. В. Культурное пограничье. Московские подполья // Гефтер). В целом творчество Архангельского перекликается с искусством художников метафизического направления в отечественном послевоенном искусстве (Д. П. Плавинский, М. М. Шварцман и др.) своей ориентированностью на круг онтологических вопросов.
Провёл персональные выставки в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов (1967), Московском институте нефтетехнической и газовой промышленности (1967, однодневная), кафе «Синяя птица» (1972, однодневная). Участник групповых выставок: «Русский авангард. Москва 73» («Avant-garde Russe. Moscou 73») в галерее Д. Верни (1973), «Современная русская живопись» («La Peinture russe contemporaine») в выставочном комплексе «Дворец съездов» (1976) в Париже, «Выставка живописи», «Портрет» (обе – 1977), «Цвет. Форма. Пространство» (1979; все – в выставочном зале Московского объединённого комитета художников-графиков на Малой Грузинской улице).
Последние годы жизни связаны с религиозными исканиями, увлечением религиозной философией; принял монашеский постриг (1996).
Автор религиозно-философских книг и статей.