Попов Николай Евгеньевич
Попо́в Никола́й Евге́ньевич (3.5.1938, Саратов – 14.12.2021, Москва), российский график, иллюстратор, художник-постановщик мультипликационных фильмов, педагог; заслуженный художник РФ (1998), почётный член Российской академии художеств (2014).
Учился в Московском полиграфическом институте (ныне Высшая школа печати и медиаиндустрии в составе Московского политехнического университета) на факультете художественно-технического оформления печатной продукции (1957–1962) у В. Н. Ляхова, А. Д. Гончарова.
Жил и работал в Москве. Был дружен с художниками В. Б. Янкилевским, И. Г. Макаревичем, Д. Б. Лионом, Л. Т. Гадаевым, Н. И. Нестеровой. Работал для журналов «Знание – сила» (1964–1965), «Юность» (1966), «Аврора» (1971), «Мурзилка» (1970-е гг.). Сотрудничал c издательствами «Художественная литература», «Детская литература», «Искусство», «Мир», «Вагриус», Minedition (с 1996). Выполнил оформление книг (указаны годы издания): «Из чего всё?» Ф. Г. Льва (1970), «Ванина Ванини» Стендаля (1972), «Волшебный жезл: сказки народов Индонезии» (1972), «Робинзон Крузо» Д. Дефо (1974), «Тысяча и одна ночь» (1975), «Рассказы» Дж. Лондона (1977), «Сказки и легенды Португалии» (1980), «Дверь на лугу» (1980), «Трынцы-брынцы, бубенцы» (1984), «Мифы, сказки, легенды Бразилии» (1987), «Сто басен И. А. Крылова» (1990), «Stravinsky» с текстом К. Галласа (1993), «Собрание сочинений» Х. К. Андерсена (2005), «Ноев ковчег» А. П. Платонова (2006), «Если душа родилась крылатой» М. И. Цветаевой (2008), «The Silly Parade and Other Topsy-Turvy Poems» с текстом Э. Дуайер (2017), и др. Создал авторские книги: «Warum?» (1995; «Зачем?», 2010), в которой обыграл сюжет древнегреческой поэмы «Батрахомиомахия» о войне лягушек и мышей; «Kwik&Kwak: never give up» (2016), «The great shoe parade» (2018).
Работал в различных техниках оригинальной (акварель, гуашь, тушь) и печатной (разновидности офорта, литография) графики. Постоянный участник Международной выставки искусства книги в Лейпциге (IBA). В 1971 г. удостоен золотой медали IBA за цикл станковых рисунков по мотивам повести Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова» (1970, тушь, перо; Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, Санкт-Петербург и др.), в 1977 г. – за иллюстрации к изданию «Тысячи и одной ночи» (1971, офорт, акварель; Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; Государственный литературный музей, Москва, и др.). В 1975 г. получил Гран-при на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе (BIB) за оформление книги «Робинзон Крузо» Д. Дефо (1972, автолитография, акварель; Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и др.), в 1981 г. – почётный значок BIB за иллюстрации к книге «Сказки и легенды Португалии» (1980, акварель, тушь, гуашь; Русский музей, Санкт-Петербург и др.). В 1991 г. за серию иллюстраций к книге «Сто басен И. А. Крылова» (1988, цветной офорт) награждён серебряной медалью Академии художеств СССР. Книга без слов «Warum?» (1995, тушь, акрил) была отмечена немецким радио (1996) и жюри Брюссельской книжной ярмарки (1996) в числе лучших детских книг. В 2010 г. номинировался на премию имени Х. К. Андерсена для художников-иллюстраторов.
Попов принадлежит к тому поколению иллюстраторов 1960–1980-х гг. (наряду с И. И. Кабаковым, В. Д. Пивоваровым, И. Г. Макаревичем, А. Л. Костиным, Б. А. Маркевичем, Ю. Ю. Перевезенцевым, Ю. А. Ващенко, А. Б. Коноплёвым и другими мастерами), которое осуществило трансформацию принципов художественного оформления книги. Она состояла в уходе от прямого следования фабуле литературного произведения в сторону свободной творческой интерпретации текста: собственного ощущения его построения, акцентов, эмоциональной атмосферы, ярко выраженного индивидуального почерка. Для творчества Попова характерен интерес к сюрреалистической и абсурдистской эстетике. В циклах иллюстраций к «Тысяче и одной ночи», «Сказкам и легендам Португалии», принадлежащих к числу наиболее значимых произведений книжного искусства своего времени, в метафизической пространственной среде витают фигуры и предметы, создавая ощущение фантасмагорического действа. Работы Попова оказали значимое влияние на формирование жанра книги художника в отечественном искусстве.
Создал станковые серии по мотивам повести А. П. Платонова «Река Потудань» (1968, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и др.), «Простые профессии» (1975–1976, цветная литография, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Ярославский художественный музей, Вятский художественный музей, Киров и другие коллекции), по мотивам поэмы «Двенадцать» А. А. Блока (1979, издана в 2017, офорт, акватинта, акрил, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и др.), «Охотничьи пейзажи» (1984, цветная литография, Государственный музей-заповедник «Зарайский Кремль» и другие собрания).
Автор серий арт-объектов (Художественный музей Тихиро, Токио; Музей Святого Николая, Бари, Италия; частные коллекции): «Качающиеся игрушки» (1992–2015, дерево, металл, акрил), «Поэт и чернь» (2002, металл, акрил); по мотивам пьес А. П. Платонова (2006, дерево, ткань, металл, акрил, фото); «Дергунчики» (2021, дерево, металл, акрил).
Сотрудничал с режиссёром А. Ю. Хржановским; художник-постановщик мультфильмов «Жил-был Козявин» (1966), «В мире басен» (1973, совместно с В. Б. Янкилевским), короткометражного мультфильма «Учитель пения» (1968; режиссёр А. А. Петров).
Провёл персональные выставки в Москве (1961, 1990), Праге, Братиславе (1977), Загорске (ныне Сергиев Посад) (1979), Красноярске (1990), Токио (1997), Бордано, Риме, Венеции (2000), Бари (2001).
Преподавал в Высшей академической школе графического дизайна, Московском педагогическом государственном университете.