Московский горком художников-графиков
Московский горком художников-графиков. Независимый профсоюз художников-графиков и фотографов, известный как Московский горком художников-графиков, играл важную роль в художественной жизни столицы в конце 1970-х – 1-й половине 1980-х гг. Так же назывался и его выставочный зал на Малой Грузинской улице, 28, – значимый центр неофициального искусства.
Истоки профсоюзного объединения восходят к 1931–1932 гг., когда на базе Московского полиграфического института и НИИ полиграфической и издательской промышленности был создан союз художников книги, функционировавший как Городской комитет художников книги и графиков (был временно закрыт с 1953 по 1959; см.: Флорковская А. К. Малая Грузинская, 28. Живописная секция Московского объединённого комитета художников-графиков, 1976–1988. Москва, 2009. С. 38).
После разгрома «Бульдозерной выставки» в Беляево, а также выставки в лесопарке Измайлово (обе – 1974) неофициальным художникам решением ЦК КПСС было позволено участвовать в деятельности профсоюза, в частности живописные работы ряда мастеров (О. Я. Рабина, В. Н. Немухина, Л. А. Мастерковой, Д. П. Плавинского, О. З. Кандаурова) были включены в экспозицию ежегодной выставки горкома графиков в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) в ноябре 1974 г.
Профсоюзное объединение стало существовать в новом формате. В 1975 г. был построен кооперативный дом Союза художников-графиков на Малой Грузинской, в полуподвальном этаже которого располагался зал для выставок объединения.
В 1976 г. при горкоме специально создана секция живописи (записка о её организации составлена 1-м секретарём Московского городского комитета КПСС В. В. Гришиным по поручению председателя КГБ СССР Ю. В. Андропова), куда вступили многие представители «другого» искусства (ряд неофициальных художников вступили в горком ранее, например В. Н. Немухин являлся членом с 1947, И. Г. Снегур – с 1962, на рубеже 1960-х – 1970-х гг. его членами стали О. Я. Рабин, Ф. Инфанте, Э. А. Штейнберг и др.). Особое объединение горкома – фотосекция (создана в 1975); среди участников – С. А. Борисов, В. П. Серов, А. Н. Градобоев, В. Н. Нисанов, Г. Б. Пинхасов, Б. И. Смелов, А. И. Лапин. Членство в горкоме приравнивалось к трудовой деятельности и спасало художников от обвинений в тунеядстве. Художники платили профсоюзные взносы. В 1990 г. горком реорганизован в Творческий союз художников России (ТСХР).
В разные годы профсоюз имел следующие названия: Московский объединённый комитет художников-графиков профсоюза работников культуры (1977–1979), Московский городской комитет профсоюза работников культуры, Объединённый комитет профсоюза художников-графиков (1980, 1984–1991), Объединённый профсоюзный комитет художников-графиков (1981, 1985), Московский объединённый профсоюзный комитет художников-графиков профсоюза работников культуры (1982–1983). Возглавлял горком председатель (в том числе В. М. Ащеулов, 1976–1979; Э. Н. Дробицкий, 1980–1990).
Отбором работ на выставки занимался художественный совет, в который входили В. Н. Немухин, К. В. Худяков, К. Г. Нагапетян, Н. Е. Вечтомов, И. Г. Снегур, Б. Н. Бич и др. Выставки подразделялись на общие, тематические и персональные. Общие отчётные выставки проводились с 1979 г. два раза в год (осенью и весной). Групповые подразумевали участие художников, сходных по творческому кредо. Экспонировались живопись, графика, скульптура, арт-объекты, инсталляции, фотофиксация перформансов.
В выставочном зале горкома прошли выставки: «Семь московских художников» (также «7»; Н. Е. Вечтомов, В. В. Калинин, О. З. Кандауров, Д. М. Краснопевцев, В. Н. Немухин, Д. П. Плавинский, А. В. Харитонов) (1976), выставка портрета (1977), «Двадцать московских художников» (1978–1988, 11 одноимённых выставок), «Пейзаж. Натюрморт» (1978), «Цвет. Форма. Пространство» (1979), «Женщины-художники» (1981), группы «21» (1982–1988, 6 выставок), «Акварель. Рисунок. Эстамп» (1983), «Художник и музыка» (1986), «Объект-1» (1987) и др. Кроме того, были организованы персональные выставки О. З. Кандаурова, В. И. Яковлева (обе – 1977), Э. А. Штейнберга, В. Б. Янкилевского (обе – 1978), В. В. Калинина (1979), совместная Н. Е. Вечтомова и М. А. Гельмана (1983), А. В. Харитонова (1985) и др.; посмертные выставки Ю. Соостера и В. П. Пятницкого (обе – 1979). Фотосекция проводила отчётные выставки раз в год.