Пивоваров Виктор Дмитриевич
Пивова́ров Ви́ктор Дми́триевич (род. 14.1.1937, Москва), российский живописец, график, автор объектов и инсталляций, писатель. Один из основоположников московского концептуализма.
Учился в Московском художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина (1951–1957; ныне Колледж дизайна и декоративно-прикладного искусства, с 2011 в составе Российского государственного художественно-промышленного университета имени С. Г. Строганова), в Московском полиграфическом институте (1957–1962; ныне Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова), у Э. М. Белютина (1959–1960). С 1962 г. работал художником-оформителем в издательствах «Детская литература», «Малыш», сотрудничал с издательствами «Знание», «Художественная литература», «Прогресс» и др., иллюстрировал детские книги («Оле-Лукойе» Х. К. Андерсена, «Чёрная курица» А. Погорельского, стихи И. М. Пивоваровой, Г. В. Сапгира, О. О. Дриза и многие другие), журналы («Мурзилка», «Весёлые картинки» и др.), классическую (Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский и др.) и современную литературу (В. Хлебников, Б. Л. Пастернак, К. К. Вагинов, Д. И. Хармс, И. С. Холин и др.).
С рубежа 1960 – 1970-х гг. вместе с И. И. Кабаковым, Э. В. Булатовым, В. Б. Янкилевским, О. В. Васильевым, Э. А. Штейнбергом и др. входил в «Группу Сретенского бульвара». С 1967 г. Пивоваров создал серию монотипий «Искушение святого Антония», которую считает первой самостоятельной художественной работой, а также серии «Черепа», «Карнавал экскрементов» и др., в которых формируется будущий стиль, впервые нашедший выражение в работах «Безумная Грета» (1970), «Ах!» (1971), «Метафизическая композиция» (1972) и др.
Пластические решения и ранних, и поздних произведений Пивоварова отличаются устойчивостью: схематический язык противопожарных стендов, информационных щитов и плакатов по безопасности преобразуется в условное, таинственное знаковое пространство, стилистически отсылающее, прежде всего, к художественным приёмам сюрреализма, поэтике группы ОБЭРИУ, но лишённое в отличие от них даже скрытой связи между автономными элементами картины, превращающейся в терминологии Пивоварова в «полиэкранную». Характерная для концептуального искусства нейтрализация авторского жеста в случае Пивоварова реализуется в воспроизведении также и техники щитов и стендов: вплоть до середины 1970-х гг. Пивоваров создаёт картины преимущественно нитроэмалью на оргалите, периодически возвращаясь к этим материалам и позже. В характерном для эстетики концептуализма ключе Пивоваров во многих работах исследует различные способы взаимоотношения изображения и текста (впервые в цикле «Проекты для одинокого человека», 1975, Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерса, в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси), нередко отсылающие к таблицам, инструкциям, расписаниям. Между тем, в отличие от многих других представителей московского концептуализма, Пивоваров редко напрямую обращается к социальному контексту, повседневной жизни и речи советского человека, создавая более образное, личное, зачастую автобиографическое пространство, где вымышленный мир наделяется экзистенциальным значением, сочетающим вместе с тем иронию, инфантилизм, меланхолию и поэтику абсурда.
С 1975 г. параллельно с Кабаковым переходит к жанру альбома («Слёзы»; «Лицо», оба 1975; «Сад»; «Эрос», оба 1976; «Микрогомус», 1979; «Сакрализаторы», 1979; «Кабаков и Пивоваров», 1982; «Свидетельства современников», 1988–2000; «Агент в Норвегии», 1993; «Шаги механика», 1999; «Лисы и праздники», 2005, и многие другие) и циклам картин («Семь разговоров», 1976; «Дневник подростка», 1986–1988; «Время РОЗЫ», 1988; «Белые шарики», 1990; «Эйдосы», 2001–2003; «Едоки лимонов», 2005–2006, и др.). В 1979 г. создал ряд абстрактных полотен.
С конца 1970-х гг. участвует в выставках.
В 1982 г. переехал в Чехословакию, живёт и работает в Праге. В сериях 1980 – 2000-х гг. одной из ведущих становится тема воспоминания («Квартира 22», 1992–1996; «Действующие лица», 1996, и др.). В 1991 г. вместе с М. Славицкой стал куратором некоммерческой художественной галереи Пи-Пи-Арт (Pi-Pi-Art – Prague Project for the Art) в Праге.