«Группа Сретенского бульвара»
«Группа Сретенского бульвара». «Группой Сретенского бульвара», «школой Сретенского бульвара» условно именуют сообщество разных по своим творческим установкам, но связанных дружескими отношениями московских художников-нонконформистов конца 1960-х – 1970-х гг. Термин восходит к эссе «Московский дневник» чешского искусствоведа И. Халупецкого (Chalupecký J. Moscow diary // Studio international. 1973. Vol. 185, № 952. P. 81–96), назвавшего школой Сретенского бульвара четырёх художников – И. И. Кабакова, Э. В. Булатова, В. Д. Пивоварова, В. Б. Янкилевского. Их мастерские в центре города – от Сретенского (Кабаков) и Чистопрудного (Булатов) бульваров до Маросейки (тогда – улица Богдана Хмельницкого; Пивоваров) и Уланского переулка (Янкилевский) – он посетил во время своего визита в Москву в 1972 г. Главной чертой творчества «школы», по мнению Халупецкого, было «неэстетизированное и смелое отношение к современному миру».
Несмотря на то что сами художники себя группой не считали и этим названием не пользовались, термин закрепился в истории искусства. К «группе Сретенского бульвара» стали относить также Ю. И. Соостера, О. В. Васильева, Э. А. Штейнберга, Ю. А. Нолева-Соболева, И. С. Чуйкова, М. А. Рогинского и других представителей неофициального искусства (андерграунда), чьи московские мастерские были расположены в основном в окрестностях Сретенского и Чистопрудного бульваров.