Музеи, галереи

Центр Помпиду

Центр Помпиду́ (Centre Pompidou; Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou), междисциплинарный музейный, научно-исследовательский, творческий и выставочный центр в Париже.

Открыт в 1977 г., включает несколько организаций. Создан по инициативе президента Франции с намерением объединить под одной крышей все виды современного искусства, помочь их развитию, в том числе без накладываемых учреждениями традиционного типа ограничений, сделать их произведения доступными французской и зарубежной публике, а также вернуть Парижу в значительной степени утраченную во 2-й половине 20 в. роль главного мирового художественного центра. Задуман как комплекс, состоящий из музея современного искусства, центра промышленного дизайна, публичной библиотеки и института, посвящённого музыкальным исследованиям и творчеству.

Местом для строительства выбрали плато Бобур (оно дало рабочее название Центру – Бобур, которое порой используется и в 21 в.) в центре Парижа, в квартале Сен-Мерри, где предварительно снесли историческую застройку, признанную с начала 20 в. «антисанитарной». В 1971 г. жюри выбрало предложение молодых архитекторов и при участии Дж. Франкини; в работе над проектом участвовали английские инженеры Э. Хапполд и П. Райс в составе бюро Ove Arup & Partners. Здание Центра (строилось в 1972–1977; девять надземных и один подземный уровень площадью 7,5 тыс. м2 каждый) стало знаковым произведением современной архитектуры, одним из первых сооружений в стиле : его несущий каркас и элементы инфраструктуры вынесены на фасады и окрашены в разные цвета (синий – трубы вентиляции, жёлтый – электрические сети, зелёный – водопровод, красный – перемещение посетителей: эскалаторы и лифты; в 1997–1999 проведена реновация здания под руководством Р. Пьяно).

В составе Центра – Национальный музей современного искусства / Центр промышленного творчества (Musée national d’art moderne / Centre de création industrielle, MNAM/CCI), одно из крупнейших в мире (наряду с ) собраний искусства начала 20 – 21 вв. Предыстория музея восходит к 1818 г., когда был создан с коллекцией произведений современных мастеров (в собрание картины живущих в то время художников не включались). С 1937 г. коллекция современного французского искусства размещалась в парижском Дворце Токио: Музей современного искусства открылся там в 1947 г., а с 1977 г. разместился в Центре Помпиду.

Экспозиция Национального музея современного искусства делится на две части: с 1905 по 1965 гг. (новое искусство) и последующие десятилетия (современное искусство). В основу коллекции легли дары крупнейших живописцев и скульпторов (, , , , , ) и коллекционеров (Л. и М. Лейри, Д. Кордье и др.); позднее она пополнилась завещанными музею работами , , Матисса и др. Собрание включает произведения мирового искусства с начала 20 в., в том числе изобразительных искусств (нового искусства, современного искусства, современного и перспективного творчества, графики, фотографии, экспериментального кинематографа, новых видов искусства), архитектуры (произведения, созданные начиная с 1915; раздел формируется с 1992), а также дизайна (в том числе перспективного), коллекцию которого собирал Центр промышленного творчества (основан в 1969, включён в Центр Помпиду в 1972–1973, слит с музеем в 1992).

В состав музея входят также Библиотека Кандинского (исследовательский и архивный центр; c 2002) и мастерская К. Бранкузи (завещана этим скульптором французскому государству в 1956, реконструирована в экспозиции Музея современного искусства во Дворце Токио в 1962 и перемещена напротив здания Центра Помпиду в 1977; из-за подтопления закрыта для публики в 1990, вновь открыта в 1997 после новой реконструкции по проекту Р. Пьяно). Музей ведёт широкую научно-исследовательскую и выставочную деятельность.

В состав Центра также входит общедоступная Публичная библиотека информации (Bibliothèque publique d’information, BPI; на 2,2 тыс. читателей единовременно; более 390 тыс. томов, 2019).

Центр Помпиду располагает Большим и малым театрально-концертными залами, двумя кинозалами.

В 2010 г. филиал Центра открыт в г. Мец (здание 2006–2009, японский архитектор ), в 2015 г. – в Малаге (т. н. временный Центр Помпиду в здании Cubo по проекту архитектурного бюро L35, 2013, с участием художника ).

Центр Помпиду, Париж. 1972–1977. Ар­хи­тек­то­ры: Ричард Род­жерс, Ренцо Пиа­но. Ин­же­не­ры: Питер Райс, Эдмунд Хап­полд. Фото: agliardiPhotography / Shutterstock

Редакция искусства и архитектуры

В 1977 г. в составе Центра Помпиду заработал Институт исследований и координации музыкально-акустических проблем (основан в 1970; Institut de recherche et coordination acoustique/musique, ), научно-исследовательская и творческая организация, специализирующаяся в области современных музыкальных технологий. Изначально располагался в подземных пространствах (1978, архитекторы Р. Роджерс, Р. Пьяно), в 1990 г. дополнительно возведена т. н. башня Пьяно с административными помещениями (архитектор Р. Пьяно), в 1996 г. – корпуса Жюль-Ферри и Бен-Душ с библиотекой, учебными помещениями и др. (архитекторы Д. и П. Рубен). Рядом со зданием Центра – расположенный на площади Стравинского «Фонтан Стравинского» (1983, по проекту и ).

С момента основания до 1992 г. директором института был , с 2006 г. директор и художественный руководитель – Ф. Мадленер. IRCAM предоставляет возможность композиторам при помощи новых технологий реализовать их музыкальные идеи в рамках проектов, объединяющих сценографов, видеохудожников, хореографов, танцоров, актёров и музыкантов.

В IRCAM ежегодно проходят образовательные программы; на курсах композиции и компьютерной музыки обучают работе с компьютерными программами, разработанными институтом. На базе института проводится международный фестиваль ManiFeste, включающий семинары, мастер-классы и курсы, которые ведут приглашённые композиторы.

С 1995 г. институт является партнёром Франции в проекте «Науки и технологии в области музыки и звука» («Sciences et technologies de la musique et du son»). В Центре работают семь команд, осуществляющих междисциплинарные исследования. В настоящее время реализуются три проекта: «Звуковая мастерская» – исследования акустических особенностей звука, «Музыкальное тело» – взаимодействие звука с различными объектами окружающей среды и человеком, «Творческая динамика» – исследования процесса создания и исполнения музыки.

Редакция музыки
  • Достопримечательности Парижа
  • Зарубежные художественные музеи