#Художественный нонконформизм СССРХудожественный нонконформизм СССРИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегХудожественный нонконформизм СССРХудожественный нонконформизм СССРНайденo 38 статейЖивописцыЖивописцы Архангельский Максим ЕвгеньевичАрха́нгельский Макси́м Евге́ньевич (1926–2006), российский живописец, скульптор, реставратор, физик. Представитель неофициального искусства. Автор экспрессивных абстрактных и полуабстрактных живописных композиций («Евангелие от Матфея», или «Стихия Земля», 1973, Русский музей, Санкт-Петербург), скульптурных объектов в духе кинетического искусства («Паруса», 1972), серии скульптурных портретов из меди (Ф. М. Достоевский, 1982–1983, Московский музей современного искусства).Творческие союзы, ассоциации, объединения Московский горком художников-графиковМосковский горком художников-графиков. Независимый профсоюз художников-графиков и фотографов, известный как Московский горком художников-графиков, играл важную роль в художественной жизни столицы в конце 1970-х – 1-й половине 1980-х гг. Так же назывался и его выставочный зал на Малой Грузинской улице, 28, – значимый центр неофициального искусства.Творческие союзы, ассоциации, объединения «Чемпионы мира» (арт-группа)«Чемпио́ны ми́ра», российская художественная группа. Существовала в Москве в 1986–1989 гг. Возникла в андерграундной художественной среде. Основные члены: Г. Г. Абрамишвили (в группе с 1986), К. В. Звездочётов (1986–1987), Б. И. Матросов (с 1987), К. Э. Латышев (с 1986), А. Л. Яхнин (с весны 1987); в акциях группы также принимали участие Игорь Зайдель (с конца 1987), Вадим Фишкин (с 1988), Г. Чахал (с 1988). «Чемпионы мира» проводили акции, перформансы, передвижные выставки, концерты, снимали кино- и видеофильмы, писали тексты. Создавали произведения живописи и графики, объекты реди-мейд в гротескном, неопримитивистском стиле.Художники (современное искусство) Кудряшов Олег АлександровичКудряшо́в Оле́г Алекса́ндрович (1932–2022), российский график, живописец, скульптор, мультипликатор, автор объектов, перформансов. Жил в Москве (1932–1974; 1997–2022) и Лондоне (1974–1997). Наиболее известны беспредметные рельефы Кудряшова, представляющие собой синтез графики, монументального искусства и скульптуры («Конструкция № 1815», 1989), а также абстрактные и фигуративные графические работы («доски» – крупноформатные композиции, составленные из отдельных фрагментов отпечатков), некоторые из которых достигают площади 10 м² («Правиловка», доска № 1038, 1984). Государственная премия Российской Федерации (2000).Живописцы Рабин Оскар ЯковлевичРа́бин О́скар Я́ковлевич (1928–2018), российский художник, представитель нонконформизма в изобразительном искусстве. Живописец, график; работал в смешанной технике коллажа и ассамблажа, соединял жанры пейзажа и натюрморта. Один из ключевых участников Лианозовской группы и организаторов «Бульдозерной выставки» (1974). С 1978 г. жил в Париже.Творческие союзы, ассоциации, объединения «Инженеры искусств»«Инжене́ры иску́сств», российское художественное объединение. Основано в 1989 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) художниками И. И. Савченковым и Ф. А. Родвальтом; название утвердилось в 1990 г. Участниками также были С. О. Еньков, Г. В. Стрельников, А. В. Гамаюн, Б. А. Казаков. Для живописи, графики, коллажей характерны яркий колорит, силуэтность и плоскостность изображения. Сюжеты заимствованы из массовой культуры. «Инженеры искусств» – представители «параллельного кино»; важнейшая часть их наследия – короткометражные анимационные фильмы («Аптека», 1989; «Я ехала домой», 1990; «Стрела Амура», 1991). В 1993 г. фильм «Страна встречает героев» с музыкой С. А. Курёхина участвовал в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля.Живописцы Штейнберг Эдуард АркадьевичШте́йнберг Эдуа́рд Арка́дьевич (1937–2012), российский живописец, график, почётный член Российской академии художеств (2008). Представитель московского нонконформизма. В 1-й половине 1960-х гг. создавал произведения под влиянием русского символизма, с середины 1960-х гг. – под воздействием сюрреализма (И. Танги) и метафизической живописи (Дж. Моранди). С конца 1960-х гг. входил в «группу Сретенского бульвара», участвовал во всех значительных выставках неофициального искусства. В «белый метагеометрический период» (1970–1985) Штейнберг работал над абстрактными композициями из геометрических фигур: «Композиция (памяти Николая Фёдорова)» (1972, Третьяковская галерея, Москва). В «Деревенской серии» (1985–1990) обратился к национальной традиции: использовал композиционные приёмы иконописи, тёмный колорит вместо светлого («Зайцевы», 1986, Музей Висбадена). В поздних работах Штейнберг вернулся к «метагеометрии» («Композиция», 2001, частное собрание). В 1977 г. произведения Штейнберга были показаны на Венецианской биеннале.Живописцы Булатов Эрик ВладимировичБула́тов Э́рик Влади́мирович (род. 1933), российский художник, график, книжный иллюстратор, представитель концептуального искусства и фотореализма, один из основоположников соц-арта. Почётный академик Высшей школы изобразительных искусств в Дрездене, почётный член Российской академии художеств (оба звания – 2008). В основе художественного метода Булатова лежит противопоставление картинной плоскости и картинного пространства. Наиболее известен «текстовыми» картинами («Вход – входа нет», 1974–1975, Центр Помпиду, Париж; «Живу – вижу I», 1982, частное собрание; и др.). Кавалер ордена Искусств и литературы (2015).Живописцы Шварцман Михаил МатвеевичШва́рцман Михаи́л Матве́евич (1926–1997), российский живописец, график, графический дизайнер, педагог. С 1960-х гг. активно работал в области плаката, книжной графики, промграфики. Главный художник графического сектора Специального художественно-конструкторского бюро лёгкой промышленности РСФСР (1966–1985), где при нём сложилась т. н. школа Шварцмана. С 1970 г. свои картины и рисунки называл «иературами», отличая их как от картин, так и от икон. Написанные преимущественно темперой беспредметные формы «иератур» образуют сбалансированные, но динамичные композиции («Полнолуние», 1972, Русский музей, Санкт-Петербург; «Иература прорыва», 1973–1975, Третьяковская галерея, Москва). Параллельно с живописными создавал графические «иературы», преимущественно организованные в циклы («Метаморфозы», 1970; «Устья», 1971).Скульпторы Соков Леонид ПетровичСо́ков Леони́д Петро́вич (1941–2018), российский скульптор, живописец, график. Автор арт-объектов и инсталляций. Начинал как скульптор-анималист, работал для скульптурных комбинатов; с конца 1960-х гг. преимущественно создавал скульптуры из кованого железа, дерева («Чурбан», 1973, Третьяковская галерея, Москва). С 1973 г. участвовал в выставках художников-нонконформистов. В 1979 г. эмигрировал в США. Для творчества Сокова характерна ирония, основанная на изображении политических и культурных символов в псевдофольклорной, нарочито сниженной форме – например, с отсылкой к народной игрушке [«Хрущёв-неваляшка», 1983, Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси)] или к советскому китчу («Сталин и Мэрилин», 1986, собрание автора) – и позволяющая обозначить стиль Сокова как «политическую сказку» или «фольклорный поп-арт». 1234