#Художественный нонконформизм СССР
Художественный нонконформизм СССР
Тег

Художественный нонконформизм СССР

Художественный нонконформизм СССР
Найденo 35 статей
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Инженеры искусств»
«Инжене́ры иску́сств», российское художественное объединение. Основано в 1989 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) художниками И. И. Савченковым и Ф. А. Родвальтом; название утвердилось в 1990 г. Участниками также были С. О. Еньков, Г. В. Стрельников, А. В. Гамаюн, Б. А. Казаков. Для живописи, графики, коллажей характерны яркий колорит, силуэтность и плоскостность изображения. Сюжеты заимствованы из массовой культуры. «Инженеры искусств» – представители «параллельного кино»; важнейшая часть их наследия – короткометражные анимационные фильмы («Аптека», 1989; «Я ехала домой», 1990; «Стрела Амура», 1991). В 1993 г. фильм «Страна встречает героев» с музыкой С. А. Курёхина участвовал в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля.
Участники художественного объединения «Инженеры искусств» на выставке в клубе «Тоннель» в Санкт-Петербурге. 1990-е гг.
Живописцы
Штейнберг Эдуард Аркадьевич
Ште́йнберг Эдуа́рд Арка́дьевич (1937–2012), российский живописец, график, почётный член Российской академии художеств (2008). Представитель московского нонконформизма. В 1-й половине 1960-х гг. создавал произведения под влиянием русского символизма, с середины 1960-х гг. – под воздействием сюрреализма (И. Танги) и метафизической живописи (Дж. Моранди). С конца 1960-х гг. входил в «группу Сретенского бульвара», участвовал во всех значительных выставках неофициального искусства. В «белый метагеометрический период» (1970–1985) Штейнберг работал над абстрактными композициями из геометрических фигур: «Композиция (памяти Николая Фёдорова)» (1972, Третьяковская галерея, Москва). В «Деревенской серии» (1985–1990) обратился к национальной традиции: использовал композиционные приёмы иконописи, тёмный колорит вместо светлого («Зайцевы», 1986, Музей Висбадена). В поздних работах Штейнберг вернулся к «метагеометрии» («Композиция», 2001, частное собрание). В 1977 г. произведения Штейнберга были показаны на Венецианской биеннале.
Эдуард Штейнберг. Композиция. 1988
Живописцы
Булатов Эрик Владимирович
Була́тов Э́рик Влади́мирович (род. 1933), российский художник, график, книжный иллюстратор, представитель концептуального искусства и фотореализма, один из основоположников соц-арта. Почётный академик Высшей школы изобразительных искусств в Дрездене, почётный член Российской академии художеств (оба звания – 2008). В основе художественного метода Булатова лежит противопоставление картинной плоскости и картинного пространства. Наиболее известен «текстовыми» картинами («Вход – входа нет», 1974–1975, Центр Помпиду, Париж; «Живу – вижу I», 1982, частное собрание; и др.). Кавалер ордена Искусств и литературы (2015).
Эрик Булатов на открытии персональной выставки в театре «Мастерская П. Н. Фоменко». 2016
Живописцы
Шварцман Михаил Матвеевич
Шва́рцман Михаи́л Матве́евич (1926–1997), российский живописец, график, графический дизайнер, педагог. С 1960-х гг. активно работал в области плаката, книжной графики, промграфики. Главный художник графического сектора Специального художественно-конструкторского бюро лёгкой промышленности РСФСР (1966–1985), где при нём сложилась т. н. школа Шварцмана. С 1970 г. свои картины и рисунки называл «иературами», отличая их как от картин, так и от икон. Написанные преимущественно темперой беспредметные формы «иератур» образуют сбалансированные, но динамичные композиции («Полнолуние», 1972, Русский музей, Санкт-Петербург; «Иература прорыва», 1973–1975, Третьяковская галерея, Москва). Параллельно с живописными создавал графические «иературы», преимущественно организованные в циклы («Метаморфозы», 1970; «Устья», 1971).
Работы Михаила Шварцмана в экспозиции выставки «Вертограды Михаила Шварцмана» в Московском музее современного искусства
Скульпторы
Соков Леонид Петрович
Со́ков Леони́д Петро́вич (1941–2018), российский скульптор, живописец, график. Автор арт-объектов и инсталляций. Начинал как скульптор-анималист, работал для скульптурных комбинатов; с конца 1960-х гг. преимущественно создавал скульптуры из кованого железа, дерева («Чурбан», 1973, Третьяковская галерея, Москва). С 1973 г. участвовал в выставках художников-нонконформистов. В 1979 г. эмигрировал в США. Для творчества Сокова характерна ирония, основанная на изображении политических и культурных символов в псевдофольклорной, нарочито сниженной форме – например, с отсылкой к народной игрушке [«Хрущёв-неваляшка», 1983, Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси)] или к советскому китчу («Сталин и Мэрилин», 1986, собрание автора) – и позволяющая обозначить стиль Сокова как «политическую сказку» или «фольклорный поп-арт».
Леонид Соков. Серп и молот. Кинетический объект. 1990
Графики
Нолев-Соболев Юрий Александрович
Но́лев-Со́болев Ю́рий Алекса́ндрович (1928–2002), российский график, дизайнер, художник-постановщик мультипликационных фильмов. Один из лидеров неофициального искусства 1960–1970-х гг. Вместе с Ю. Соостером организатор неформального клуба в кафе «Артистическое» в Москве (1958). Участник выставки «30 лет МОСХ». Главный художник издательства «Знание» (1960–1962) и журнала «Знание – сила» (1967–1982). Сотрудничал с режиссёрами А. Ю. Хржановским (мультфильм для взрослых «Стеклянная гармоника», 1968; совместно с Соостером), Г. В. Александровым. Автор графических серий («Космос для внутреннего употребления», 1970-е гг.; «Лимоны», 1990, и др.). В 1990 г. совместно с режиссёром М. А. Хусидом создал международную мастерскую синтеза и анимации «Интерстудио» в г. Пушкин, где преподавал, занимался перформативным искусством, мультимедиа. Организатор, арт-директор и ведущий международного фестиваля «КУКART» (1993–2001).
Юрий Нолев-Соболев. 1989
Живописцы
Сотников Иван Юрьевич
Со́тников Ива́н Ю́рьевич (1961–2015), российский художник. Участвовал в деятельности художественной группы «Летопись», был сооснователем объединения «Новые художники» (1982). Испытал влияние творчества М. Ф. Ларионова, неоэкспрессионизма, К. Харинга, Р. Комба, Ж.-М. Баския. Совместно с Т. П. Новиковым разрабатывал «ноль-эстетику», участвовал в оформлении концертов ансамбля «Поп-механика» (1980-е гг.). Наследие Сотникова составляют работы натурных жанров, в первую очередь пейзажи, созданные под влиянием ленинградской школы и мастеров «Ордена нищенствующих живописцев» («Зимний пейзаж», 1986, Русский музей, Санкт-Петербург), а также композиции, вдохновлённые явлениями культуры и масс-медиа («На Юг...», 1989, частное собрание). Для работ характерна серийность («Ёлки»). В 1996 г. принял сан священника.
Иван Сотников. Автопортрет. 1991
Живописцы
Злотников Юрий Савельевич
Зло́тников Ю́рий Саве́льевич (1930–2016), российский живописец, график. Член-корреспондент Российской академии художеств (2012). Один из первых послевоенных отечественных художников-абстракционистов. С 1956–1957 гг. разрабатывал «сигнальную систему», которая позволила ему средствами беспредметного искусства исследовать психофизиологическую моторику, специфику зрительной и интеллектуальной реакции на цвет и форму. С начала 1960-х до 1978 гг. создавал фигуративные произведения, затем вернулся к абстракции («Метафизическая композиция», 1978, Русский музей, Санкт-Петербург).
Юрий Злотников. Пространство. Ритм. Люди. 1986
1
2
3
4