#Художественный нонконформизм СССР
Художественный нонконформизм СССР
Тег

Художественный нонконформизм СССР

Художественный нонконформизм СССР
Найденo 40 статей
Живописцы
Вейсберг Владимир Григорьевич
Ве́йсберг Влади́мир Григо́рьевич (1924–1985), российский живописец, график, теоретик искусства, педагог. Член группы «Девять», экспонент выставок Московского союза советских художников (МССХ). Создатель концепции «невидимой живописи» («белое на белом»), построенной при помощи лессировок и градаций оттенков («Архитектурная композиция», 1977; «Спящая обнажённая», 1978; обе – Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Как теоретик искусства рассматривал живопись сквозь призму семиотики как систему невербальной коммуникации.
Владимир Вейсберг. Архитектурная композиция. 1977
Живописцы
Архангельский Максим Евгеньевич
Арха́нгельский Макси́м Евге́ньевич (1926–2006), российский живописец, скульптор, реставратор, физик. Представитель неофициального искусства. Автор экспрессивных абстрактных и полуабстрактных живописных композиций («Евангелие от Матфея», или «Стихия Земля», 1973, Русский музей, Санкт-Петербург), скульптурных объектов в духе кинетического искусства («Паруса», 1972), серии скульптурных портретов из меди (Ф. М. Достоевский, 1982–1983, Московский музей современного искусства).
Максим Архангельский. Свет. 1968
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Чемпионы мира» (арт-группа)
«Чемпио́ны ми́ра», российская художественная группа. Существовала в Москве в 1986–1989 гг. Возникла в андерграундной художественной среде. Основные члены: Г. Г. Абрамишвили (в группе с 1986), К. В. Звездочётов (1986–1987), Б. И. Матросов (с 1987), К. Э. Латышев (с 1986), А. Л. Яхнин (с весны 1987); в акциях группы также принимали участие Игорь Зайдель (с конца 1987), Вадим Фишкин (с 1988), Г. Чахал (с 1988). «Чемпионы мира» проводили акции, перформансы, передвижные выставки, концерты, снимали кино- и видеофильмы, писали тексты. Создавали произведения живописи и графики, объекты реди-мейд в гротескном, неопримитивистском стиле.
Работа «Я делаю своё маленькое дело» арт-группы «Чемпионы мира» на выставке «Чемпионы мира. Взмахи радости»
Художники (современное искусство)
Кудряшов Олег Александрович
Кудряшо́в Оле́г Алекса́ндрович (1932–2022), российский график, живописец, скульптор, мультипликатор, автор объектов, перформансов. Жил в Москве (1932–1974; 1997–2022) и Лондоне (1974–1997). Наиболее известны беспредметные рельефы Кудряшова, представляющие собой синтез графики, монументального искусства и скульптуры («Конструкция № 1815», 1989), а также абстрактные и фигуративные графические работы («доски» – крупноформатные композиции, составленные из отдельных фрагментов отпечатков), некоторые из которых достигают площади 10 м² («Правиловка», доска № 1038, 1984). Государственная премия Российской Федерации (2000).
Олег Кудряшов на выставке в Третьяковской галерее в Москве. 1999
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Инженеры искусств»
«Инжене́ры иску́сств», российское художественное объединение. Основано в 1989 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) художниками И. И. Савченковым и Ф. А. Родвальтом; название утвердилось в 1990 г. Участниками также были С. О. Еньков, Г. В. Стрельников, А. В. Гамаюн, Б. А. Казаков. Для живописи, графики, коллажей характерны яркий колорит, силуэтность и плоскостность изображения. Сюжеты заимствованы из массовой культуры. «Инженеры искусств» – представители «параллельного кино»; важнейшая часть их наследия – короткометражные анимационные фильмы («Аптека», 1989; «Я ехала домой», 1990; «Стрела Амура», 1991). В 1993 г. фильм «Страна встречает героев» с музыкой С. А. Курёхина участвовал в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля.
Участники художественного объединения «Инженеры искусств» на выставке в клубе «Тоннель» в Санкт-Петербурге. 1990-е гг.
Живописцы
Штейнберг Эдуард Аркадьевич
Ште́йнберг Эдуа́рд Арка́дьевич (1937–2012), российский живописец, график, почётный член Российской академии художеств (2008). Представитель московского нонконформизма. В 1-й половине 1960-х гг. создавал произведения под влиянием русского символизма, с середины 1960-х гг. – под воздействием сюрреализма (И. Танги) и метафизической живописи (Дж. Моранди). С конца 1960-х гг. входил в «группу Сретенского бульвара», участвовал во всех значительных выставках неофициального искусства. В «белый метагеометрический период» (1970–1985) Штейнберг работал над абстрактными композициями из геометрических фигур: «Композиция (памяти Николая Фёдорова)» (1972, Третьяковская галерея, Москва). В «Деревенской серии» (1985–1990) обратился к национальной традиции: использовал композиционные приёмы иконописи, тёмный колорит вместо светлого («Зайцевы», 1986, Музей Висбадена). В поздних работах Штейнберг вернулся к «метагеометрии» («Композиция», 2001, частное собрание). В 1977 г. произведения Штейнберга были показаны на Венецианской биеннале.
Эдуард Штейнберг. Композиция. 1988
Живописцы
Булатов Эрик Владимирович
Була́тов Э́рик Влади́мирович (род. 1933), российский художник, график, книжный иллюстратор, представитель концептуального искусства и фотореализма, один из основоположников соц-арта. Почётный академик Высшей школы изобразительных искусств в Дрездене, почётный член Российской академии художеств (оба звания – 2008). В основе художественного метода Булатова лежит противопоставление картинной плоскости и картинного пространства. Наиболее известен «текстовыми» картинами («Вход – входа нет», 1974–1975, Центр Помпиду, Париж; «Живу – вижу I», 1982, частное собрание; и др.). Кавалер ордена Искусств и литературы (2015).
Эрик Булатов на открытии персональной выставки в театре «Мастерская П. Н. Фоменко». 2016
1
2
3
4