Глазунов Илья Сергеевич
Глазуно́в Илья́ Серге́евич (10.6.1930, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 9.7.2017, Москва), российский живописец, график и сценограф, народный художник СССР (1980), действительный член Российской академии художеств (2001). Почётный член мадридской Королевской академии художеств Сан-Фернандо и барселонской Королевской академии художеств Каталонии Сант-Жорди (1979). Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина у Б. В. Иогансона (1951–1957).
В раннем творчестве близок к символизму с его недосказанностью и загадочными образами («Атлантида», «Милостыня», «Восход», все – 1960) и экспрессионизму с его тематикой разочарования, негодования, боли, страха и тревоги. В 1956 г. начал работу над графической серией «Ленинградская блокада», в память о трагических событиях, свидетелем и участником которых он был («Блокада», «Голод», обе – 1956). В живописи и графике с середины 1950-х гг. обращался к теме города, который нередко приобретал в его произведениях лирический, фантастически-одушевлённый и даже зловещий облик: «Ленинградская весна» (1955), «Петербург Достоевского» (1956, Музей истории Санкт-Петербурга), «Старое и новое (Новая Москва)» (1978). Городскому циклу созвучна тема человеческого одиночества: «Одиночество» (1963), «В клетке» (1966), «После спектакля» (1984), «Волна» (1987).
Параллельно создавал произведения сатирического и гротескного характера («Советские дети переходят улицу», 1959; «Праздник в Подмосковье», «Уборная. Дети города», 1961), а также работы, в которых передавал любовь и сочувствие к простым людям, ощущение присущей им внутренней силы и духовной красоты («Русский мужик», 1967; «За ваше здоровье!», 1977; обе – Третьяковская галерея).
Создал цикл станковых полотен по мотивам произведений Ф. М. Достоевского (1956–1983) и иллюстраций к его сочинениям, также к «Задонщине», «Сказанию о Мамаевом побоище», произведениям М. Ю. Лермонтова, П. И. Мельникова-Печерского, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, Н. С. Лескова, А. А. Блока, А. И. Куприна, своих современников Г. Д. Гулиа, В. Г. Яна, А. В. Софронова, А. Д. Дементьева и других русских писателей; для них характерны реалистическая точность, убедительность передачи исторической среды, драматичность ситуаций.
Исполнил портреты ряда выдающихся современников: политических и общественных деятелей (короля Лаоса Cаванга Ваттаны и членов его семьи, все – 1967; членов Политбюро ЦК КПСС – А. Н. Косыгина, М. А. Суслова, К. Т. Мазурова, все – 1972; И. Ганди, С. Альенде, У. Кекконена, Л. И. Брежнева, все – 1973; короля Швеции Карла XVI, 1974; К. Вальдхайма, Х. А. Самаранча, оба – 1978; А. А. Громыко, 1980; Д. Ортеги, Ф. Кастро, оба – 1983; А. Пертини, 1984; короля Испании Хуана Карлоса I, 1991), высших церковных иерархов (патриарха Алексия I, 1964; папы Иоанна Павла II и др.), учёных (Ф. Жолио-Кюри, Дж. Д. Бернала, 1962; академиков М. Я. Лемешева, 1978; Г. А. Николаева, 1981), писателей (С. В. Михалкова, 1958; А. Н. Рыбакова, Н. Хикмета, оба – 1959; А. А. Вознесенского, 1960; В. А. Солоухина, 1983; В. Г. Распутина, 1987), художников (Д. Сикейроса, 1958; Р. Гуттузо, 1963; Н. А. Виноградовой-Бенуа, 1964), режиссёров (Г. А. Товстоногова, 1956; Л. Висконти, Дж. Де Сантиса, оба – 1961; Ф. Феллини, М. Антониони, оба – 1963; С. Ф. Бондарчука, 1984), актёров (Б. Тышкевич, 1960; Э. Тейлор, 1961; Дж. Лоллобриджиды, Дж. Мазины, А. Экберг, К. Кардинале, все – 1963; И. М. Смоктуновского, 1974), композиторов, дирижёров, оперных и эстрадных исполнителей (М. Дель Монако, 1959; Э. Фишера, 1961; А. И. Хачатуряна, 1962; С. Адамо, 1963; Г. фон Караяна, Дж. Гавадзени, М. Френи, Н. Гяурова, все – 1964; Е. В. Образцовой, 1982; М. Матьё, 1987; И. Д. Кобзона, 1990; и др.); в них стремился максимально раскрыть индивидуальные особенности и неповторимые черты модели, точно отразить эпоху.
Результатом творческих командировок (Лаос, Вьетнам, 1967; Нурекская ГЭС, 1969; Чили, 1973; Байкало-Амурская магистраль, 1977; Никарагуа, 1983; Куба, 1984; и др.) стали циклы работ [опубликованы в альбомах «Сражающийся Вьетнам» (Москва, 1967), «Чили глазами художника» (Москва, 1973), «Песнь о Чили» (Москва, 1975), «БАМ» (Москва, 1979), «Телеграммы из Никарагуа» (Москва, 1984) и др.].
Обращался к художественно-философскому осмыслению русской истории (отчасти под влиянием искусства В. М. Васнецова и М. В. Нестерова): цикл «Поле Куликово» (1961–1980); «Русский Икар» (1964), «Мистерия XX века» (1977–1999; насчитывает 2342 образа и символа), «Вечная Россия» (1988), «Великий эксперимент» (1990), «Россия, проснись» (1994) и др. В живописи разрабатывал темы из героического прошлого России, создавал национальный образ, отличный от советских стереотипов. С 1960-х гг. начал использовать технику коллажа, художественные приёмы древнерусской иконописи и народного примитива («Князь Игорь», 1962; «Русский крестьянин – воин и строитель», 1966; «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Царевич Димитрий», все – 1967; «Русская красавица», 1968; и др.). Исполнил панно «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» (1980–1981) для здания ЮНЕСКО в Париже.
Оформлял постановки русских опер – «Князь Игорь» А. П. Бородина (1980, Немецкая государственная опера, Берлин), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1982, там же), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (1983, Большой театр, Москва); все – совместно с женой, Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа (1936–1986). Его сценографии присущи историческая достоверность, художественно-композиционная цельность. Художественный руководитель ряда архитектурных проектов (Музей народного искусства в Палехе; интерьеры посольства СССР в Мадриде, 1989; новый корпус Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве, 1992). Реставрировал интерьеры зданий Московского Кремля (1994–1999); создал проект оформления самолёта президента России (1996).
В поздний период творчества, в 2000-е – 2010-е гг., создавал портреты (П. А. Столыпина, 2002; «Портрет Инны Маликовой», 2004), картины на литературные («Муза Серебряного века», 2014), религиозные («Рождество Христово», 2004), мифологические («Райские птицы Древней Руси», 2010) и исторические («Раскулачивание», 2010) сюжеты, романтические («Канун. 1917 год», 2003; «И снова весна», 2009) и предапокалиптические («Похищение Европы», 2012) композиции.
В публикациях и интервью нашли отражение взгляды Глазунова на историю мировой культуры, проблемы защиты памятников исторического наследия, современной художественной жизни. Основатель Всесоюзного музея декоративно-прикладного искусства в Царицыне в Москве (1984), один из инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (1965). С 1978 г. преподавал в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова (профессор с 1981); в 1987 г. основал и возглавил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. В 2004 г. открыта Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. В ней также хранится часть собранной Глазуновым коллекции произведений искусства и народной культуры (Музей сословий, открыт в 2017).
Государственная премия РФ за реставрацию зданий Московского Кремля (1997). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (2010). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1985), Преподобного Андрея Рублева 1-й степени (2010), Преподобного Сергия Радонежского 1-й степени (2017), золотой медалью ЮНЕСКО «За вклад в мировую культуру и цивилизацию» (1999).
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Дети – художники Иван Ильич Глазунов, Вера Ильинична Глазунова (род. 1973).