Мельников-Печерский Павел Иванович
Ме́льников-Пече́рский Па́вел Ива́нович, Павел Иванович Мельников (псевдоним Андрей Печерский) [25.10(6.11).1818, Нижний Новгород – 1(13).11.1883, там же], русский прозаик, историк.
Дворянин, сын офицера. Окончил факультет словесных наук Казанского университета (1837). В 1838–1846 гг. работал учителем в гимназиях Перми и Нижнего Новгорода; сблизился с В. И. Далем. С 1841 г. корреспондент Археографической комиссии; с 1846 г. член Русского географического общества. В 1845–1850 гг. возглавлял редакцию неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей». С 1847 г. служил чиновником особых поручений при нижегородском губернаторе, с 1850 г. в Министерстве внутренних дел. Специализировался по вопросам старообрядчества, составил «Отчёт о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии» (1854), 3-томный секретный «Сборник постановлений, относящихся к расколу» (1860–1863). После выхода в отставку (1866) переехал в Москву и занялся литературной деятельностью. Последние годы жил в своём нижегородском имении в Ляхове.
Дебютировал историко-этнографическим очерком в журнале «Отечественные записки» в 1839 г. После публикации в 1840 г. двух отрывков из незавершённого романа «Торин» в манере раннего Н. В. Гоголя 12 лет не печатался. Повести и рассказы «Красильниковы» (1852), «Старые годы», «Медвежий угол» (обе – 1857), «Именинный пирог» (1858) сочетали этнографизм с тенденциями либеральной «обличительной» беллетристики. Эволюция отношения Мельникова-Печерского к старообрядчеству от резко отрицательного до терпимого нашла отражение в повестях «Поярков» (1857), «Гриша» (1861), а также в публицистических циклах «Письма о расколе» (1862), «Старообрядческие архиереи» (1863), «Исторические очерки поповщины» (1864).
Крупнейшее произведение – дилогия «В лесах» (1871–1874) и «На горах» (1875–1881): описывая проникновение буржуазных отношений в патриархальный мир старообрядческого Заволжья, с этнографической точностью воссоздаёт жизненный уклад различных социальных групп (купцов, промышленников, рабочих, священников, крестьян, секты хлыстов и др.). Созданные с привлечением обширного фольклорного материала (сказки, легенды, исторические и лирические песни, плачи, пословицы, поверья) романы отличаются богатством и живописностью языка. Проза оказала влияние на творчество А. Белого, А. М. Ремизова и др.