Феллини Федерико
Фелли́ни Федери́ко (Federico Fellini) (20.1.1920, Римини – 31.10.1993, Рим; похоронен в Римини), итальянский кинорежиссёр.
Из семьи коммивояжёра. В конце 1930-х гг. переехал в Рим: писал тексты для варьете, сотрудничал с юмористическим антифашистским журналом Marc'Aurelio. Соавтор сценариев, положивших начало неореализму фильмов, снятых Р. Росселлини: «Рим – открытый город» (1945) и «Пайза» (1946). В 1950 г. (совместно с А. Латтуадой) поставил фильм «Огни варьете», в 1952 г. снял фильм «Белый шейх».
Первый значительный успех принёс фильм «Маменькины сынки» (1953, приз Серебряный лев Венецианского кинофестиваля, в том же году) . Художественными вершинами Феллини и его жены, Дж. Мазины (исполнительница главных ролей), 1950-х гг. признаны гуманистические шедевры – «Дорога» (в СССР – «Они бродили по дорогам», 1954; приз Серебряный лев Венецианского кинофестиваля, в том же году; премия «Оскар»,1957) и «Ночи Кабирии» (1957; приз Каннского кинофестиваля; премия «Давид ди Донателло», все – в том же году), где, отчасти сохраняя верность принципам неореализма, режиссёр отошёл от его социальной программы в сторону притчи, поисков религиозного смысла.
Крупным событием явился фильм «Сладкая жизнь» (1959; Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, 1960) – мощная фреска о послевоенной Италии: острая критика современного общества (включая католические церковные институты), рефлексия на тему глобального кризиса цивилизации сочетаются с картинами полнокровной жизни; история типичного представителя римской богемы 1950-х гг. (М. Мастроянни) стала символом великой эпохи итальянского кино.
Во многом автобиографическая лента «Восемь с половиной» (1963; приз Московского Международного кинофестиваля, в том же году; премия «Оскар», 1964) – прорыв к новым формам повествования и раскрытия внутреннего мира человека, радикальная реформа киноязыка. Тему декаданса усилила «барочная» лента «Джульетта и духи» (1965). «Сатирикон Феллини» (1969) – грандиозная мистерия, воссоздающая на экране фантастический мир Римской империи времён упадка. В фильме «Рим» (1972) воспевается вечный город и народные корни его культуры.
Начиная с фильма-воспоминания «Амаркорд» (1973; премия «Давид ди Донателло», 1974; премия «Оскар», 1975) Феллини сотрудничал с Т. Гуэррой. Совершенным воплощением «барочной» стилистики режиссёра стала картина «Казанова Феллини» (1976, переосмысление мемуаров знаменитого авантюриста 18 в.). «Репетиция оркестра» (1978) – притча о разброде в итальянском обществе, пережившем кризис левого движения (последняя совместная работа Феллини с Н. Ротой). В 1980 г. вышел фильм «Город женщин», наполненный эротизмом, личными переживаниями, гротескными образами и метафорами. Костюмированной аллегорией на тему судеб Европы предстал фильм «И корабль идёт…» (1983).
«Джинджер и Фред» (1985) – сентиментальная драма об итальянских танцовщиках (копировавших знаменитую американскую пару – Фреда Астера и Дж. Роджерс). В 1987 г. вышел полудокументальный фильм «Интервью» (приз Московского Международного кинофестиваля, 1987). В последнем фильме – «Голоса Луны» (1990) – представлена картина мира с точки зрения безобидного помешанного.
Автор и соавтор сценариев своих фильмов.
Поднявший мировое киноискусство на новый уровень развития и питаемый демократическим традициями и жанрами итальянской культуры, Феллини в своих произведениях соединил философичность с глубокой эмоциональностью, предельный авторский субъективизм – с колоссальным зрительским потенциалом.
Приз Международного кинофестиваля в Венеции (1985) и премия «Оскар» (1993) за вклад в киноискусство.