Казанцева Надежда Аполлинарьевна
Каза́нцева Наде́жда Аполлина́рьевна [2(15).3.1911, Иркутск – 28.6.2000, Москва], российская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка РСФСР (1947).
Отец – Василий Андреевич Савицкий, польский дворянин, служащий управления Восточно-сибирской железной дороги; мать – Екатерина Ивановна Звягина, фельдшер; отчим (с 1914) – Аполлинарий Иннокентьевич Казанцев, военный врач, заведующий кафедрами анатомии Иркутского и Новосибирского медицинских институтов. С 7 лет обучалась игре на фортепиано у Е. Г. Городецкой (позднее занималась с ней пением), в юности посещала спектакли антрепризы М. К. Максакова. По окончании средней школы училась на литературном отделении педагогического факультета Иркутского государственного университета (1928–1930). С 1928 г. в качестве пианистки принимала участие в иркутских «музыкальных пятницах» (лекциях-концертах, проходивших 2 раза в месяц в актовом зале педагогического факультета Иркутского государственного университета). В 1930–1932 гг. концертмейстер и певица Иркутского радиоцентра.
В 1932 г. переехала в Москву для совершенствования в вокальном искусстве. Брала уроки пения у доцента Московской консерватории Л. Я. Шор-Плотниковой, с которой впоследствии занималась постоянно вплоть до её кончины (1960). В 1933–1934 гг. обучалась в оперном классе Московского музыкального политехникума (педагоги А. Я. Альтшуллер, М. М. Багриновский, Ф. Ф. Эрнст). В 1934–1935 гг. в качестве певицы и аккомпаниатора принимала участие в работе бригады мастеров искусств, организованной Политуправлением Наркомата путей сообщения для обслуживания ударников железных дорог (среди участников – Е. В. Гельцер, В. Р. Петров, В. И. Касторский, К. Г. Держинская, И. П. Яунзем); всего было дано около 150 концертов в железнодорожных клубах Донбасса, Урала, Сибири, Средней Азии и Кавказа. В 1935–1954 гг. солистка-певица Всесоюзного радиокомитета, затем Гастрольбюро СССР (с 1954), Москонцерта.
Исполнение Н. А. Казанцевой отличалось эмоциональностью, ровным звучанием голоса во всех регистрах, превосходной вокальной техникой, тонким художественным вкусом. Выступала в оперных радиопостановках под управлением дирижёров Н. С. Голованова, А. И. Орлова, А. В. Гаука, К. Зандерлинга и др., камерные программы готовила под руководством А. Б. Гольденвейзера. Среди наиболее значительных постановок Всесоюзного радио с участием Казанцевой: концертное исполнение опер В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» (Керубино, Сюзанна), «Похищение из сераля» (Констанца), «Волшебная флейта» (Памина), «Дон Жуан» (Церлина; все – дирижёр Г. Себастьян, 1935–1936), «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (Шемаханская царица; дирижёр Голованов, 1938). Оперы исполнялись на сценах Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени П. И. Чайковского, московского Дома учёных, Колонного зала Дома Союзов. В 1944–1945 гг. исполняла партию Виолетты («Травиата» Дж. Верди) на сцене филиала московского Большого театра.
С 1939 г. выступала с сольными концертами в Москве, городах СССР и за рубежом. Первая исполнительница Концерта для колоратурного сопрано с оркестром Р. М. Глиэра (1943, Колонный зал Дома Союзов, дирижёр А. И. Орлов), впоследствии пела его под управлением Н. С. Голованова, Н. Г. Рахлина, А. В. Гаука, Б. Э. Хайкина, К. К. Иванова, К. Зандерлинга и др. В июле 1943 г. в составе фронтовой бригады артистов Всесоюзного радиокомитета дала свыше 100 концертов для воинов Ленинградского и Волховского фронтов, моряков Балтийского флота. В мае 1945 г. выступила в Берлине в составе агитбригады артистов. В концертах исполняла арии из опер В. А. Моцарта, Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, Дж. Верди, Ж. Массне, Л. Делиба, А. Тома, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, обработки вальсов И. Штрауса, романсы и песни разных стилей и эпох. Включала в репертуар произведения советских композиторов (Н. Я. Мясковского, Глиэра, Ю. А. Шапорина, Н. П. Ракова, А. Н. Александрова, З. А. Левиной, М. В. Мильмана, Д. Б. Кабалевского и др.). Последний сольный концерт Н. А. Казанцевой состоялся в 1976 г. в Центральном Доме работников искусств.
Художественный руководитель Всероссийского гастрольно-концертного объединения (1957–1961). Вокальный педагог-консультант в Московском детском музыкальном театре (1976–1998; ныне имени Н. И. Сац).
Аудионаследие Н. А. Казанцевой представлено операми «Лакме» Л. Делиба (заглавная партия, дирижёр А. И. Орлов, 1946–1947), «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (Лейла, дирижёр О. М. Брон, 1950; обе записи – с участием С. Я. Лемешева), «Волшебная флейта», «Похищение из Сераля» (обе – 1947), «Дон Жуан» (Церлина) и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (Сюзанна; обе – 1948; все – дирижёр К. Зандерлинг), «Миньон» А. Тома (Филина, дирижёр Орлов, 1947), «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр А. В. Гаук, 1951). Среди других записей: Концерт для колоратурного сопрано с оркестром Р. М. Глиэра (дирижёр Н. С. Голованов, 1945), оратория «Времена года» Й. Гайдна (дирижёр Зандерлинг, 1948), арии и дуэты из опер и оперетт, романсы и песни.
Сталинская премия 3-й степени за 1949 г. (вручена в 1950).
Снят документальный фильм «Надежда Казанцева: парадоксы судьбы» (2011, режиссёр И. Н. Доценко).