Тег

Театральные педагоги СССР

Театральные педагоги СССР
Режиссёры
Товстоногов Георгий Александрович
Товстоно́гов Гео́ргий Алекса́ндрович (1915, по документам – 1913 – 1989), российский режиссёр, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1957), Герой Социалистического Труда (1983). Один из режиссёров, определивших пути развития отечественного театра 2-й половины 20 в. С 1956 г. главный режиссёр Большого драматического театра имени М. Горького (Ленинград, ныне Санкт-Петербург). Спектакли отличались ясностью сценических решений, драматическим и эмоциональным напряжением, динамичностью и действенностью в воплощении интеллектуально-философских идей. Выступал как сценограф, ставил оперы. Ленинская премия (1958), Сталинские премии (1-й степени за 1949, вручена в 1950; 3-й степени за 1951, вручена в 1952), Государственная премия СССР (1968, 1978), Государственная премия РСФСР (1986). Награждён орденами Ленина (1967, 1973, 1983), Трудового Красного Знамени (1957).
Георгий Товстоногов. 1980-е гг.
Режиссёры
Ефремов Олег Николаевич
Ефре́мов Оле́г Никола́евич (1927–2000), российский театральный деятель, режиссёр, актёр театра и кино, создатель Московского театра «Современник», народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1987). В 1956–1970 гг. художественный руководитель театра «Современник». С 1970 г. руководитель Московского Художественного академического театра СССР. С 1987 г. руководитель Московского Художественного академического театра имени А. П. Чехова. Один из крупнейших советских и российских театральных деятелей. Много снимался в кино, в том числе в картине «Три тополя на Плющихе» (1967). С 1949 г. преподаватель Школы-студии МХАТ, с 1976 г. профессор и заведующий кафедрой мастерства актёра. Один из создателей и первый секретарь правления Союза театральных деятелей СССР (1986). Государственная премия СССР (1969, 1974, 1983). Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (1998, 2003). Награждён орденом Ленина (1987), орденом Дружбы народов (1993), орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1997).
Олег Ефремов. 1983
Режиссёры
Завадский Юрий Александрович
Зава́дский Ю́рий Алекса́ндрович (1894–1977), российский режиссёр, актёр, педагог, театральный деятель, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973). С 1940 г. главный режиссёр, с 1941 г. художественный руководитель, затем главный режиссёр Театра имени Моссовета. Творческие искания, характеризовавшие его режиссуру, выразились в ряде героико-лирических, психологических, трагедийных постановок: «Машенька» А. Н. Афиногенова (1941), «Нашествие» Л. М. Леонова (1943), «Отелло» У. Шекспира (1944), «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (1946), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1952 и 1964), «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (1951 и 1967), «Петербургские сновидения» (по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского, 1969), а также в последовательном освоении разнообразных модификаций комедийного жанра: «Трактирщица» (1940) и «Забавный случай» (1942) К. Гольдони, «Виндзорские насмешницы» Шекспира (1957) и др. Среди учеников Завадского – режиссёры А. В. Бородин, М. З. Левитин, Е. Гротовский; актёры В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт, М. Б. Терехова и др.
Юрий Завадский. 1955
Режиссёры
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Немиро́вич-Да́нченко Влади́мир Ива́нович (1858–1943), российский театральный деятель, режиссёр, писатель, педагог, народный артист СССР (1936). С 1879 г. в журналистике. Как драматург дебютировал в 1882 г. пьесой «Шиповник». В 1898 г. вместе с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр (директор и режиссёр театра до конца жизни). Как заведующий репертуаром определял идейно-репертуарную линию театра. После 1917 г. разрабатывал проект реорганизации Большого театра. В 1919 г. основал в Москве Музыкальную студию (с 1926 Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко; в 1941 объединился с Оперным театром имени К. С. Станиславского, образовав Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Немировичу-Данченко было свойственно безошибочное понимание авторского стиля, блестящее умение работать с актёрами. В 1943 г. по его инициативе создана Школа-студия МХАТ, с того же года носящая его имя.
Владимир Немирович-Данченко. 1897