Клоунада
Клоуна́да, цирковой жанр. Основан на исполнении артистами-клоунами комических сцен с использованием приёмов буффонады, эксцентрики, пародии и др. Клоунские амплуа: Рыжий (в европейском и американском цирках – Август), Белый, ковёрный клоун, буффонадный клоун, клоун-дрессировщик, музыкальный клоун, клоун-мим, клоун-прыгун. Разновидность клоунады – сцены с большим количеством участников, разыгрываемые на исторически сложившиеся, классические сюжеты: «Вода» (обливание друг друга водой), «Печенье» (парафраз итальянских макаронных лацци).
Истоки клоунады
Истоки клоунады – в смеховой, карнавальной культуре и обрядовых играх народов мира. В качестве атрибутов комического артиста были повсеместно распространены разного рода маски, использовалось раскрашивание лица и тела, были популярны ходули, специфические музыкальные инструменты, в том числе шумовые. Прыгуны, трюкачи, артисты-универсалы, владевшие многими жанрами, оказали важнейшее влияние на формирование средств выразительности современной цирковой клоунады.
Прообраз циркового клоуна в европейской культуре – греческий Бомолох, организатор и участник комических сцен в сельских карнавальных процессиях из Аттики в Афины. Облачившись в костюм Эйрона (иронического простака), он прогонял с карнавала «бахвалов»: хвастливого, но трусливого воина, учёного-шарлатана, продавца псевдоцелительных мазей и оружейника, торгующего некачественным товаром. Эйрон стал персонажем пьес Аристофана («Лягушки» и др.). Кроме этого центрального комического персонажа древнегреческих празднеств, существовали и другие: дикелисты (пародисты, выступавшие в разговорном жанре), мимисты (подражатели), фаллофоры (комики с бутафорскими фаллосами), автокабдалы (импровизаторы), фликамы (болтуны). Наряду с комическими персонажами народных сакральных действий и карнавалов, большое влияние на формирование и становление клоунады как самостоятельного жанра оказали профессиональные шуты времён Античности – параситы.
В дальнейшем (16–18 вв.) значительное влияние на формирование комических амплуа, на устойчивые формы сценических масок, костюмов, характеров и поведенческих моделей оказала итальянская народная комедия дель арте. Её персонаж Пьеро, с густо выбеленным лицом, в костюме с большим круглым жабо и большими пуговицами, стал основным прообразом Белого клоуна.
Формирование клоунады как самостоятельного жанра
Клоунада как самостоятельный жанр сформировалась на рубеже 18–19 вв. в лондонских комедийно-фарсовых театрах «Друри-Лейн», «Ковент-Гарден», «Сэдлерс-Уэллс». Во многом это произошло благодаря творчеству английского комика Дж. Гримальди.
В 1806 г. он выступил на сцене театра «Ковент-Гарден» в пантомиме Ч. Дибдина «Арлекин и матушка гусыня, или Золотое яйцо» в роли Клоуна – вороватого, проказливого персонажа; эта роль принесла артисту огромную популярность и стала основной в его творчестве. Возможно, имя персонажа и яркая буффонадная манера игры артиста послужили причиной того, что большинство исследователей считают Гримальди основоположником жанра. Почти одновременно, в первые десятилетия 19 в., в парижском театре «Фюнамбюль» в образе Пьеро выступал комик-мим Ж.-Г. Дебюро, оказавший значительное влияние на становление клоунады. Именно он создал узнаваемый костюм этого персонажа, дошедший без принципиальных изменений до 21 в. Таким образом, первоначально принципы жанра клоунады формировались на театральных сценах.
В первых стационарных цирках Европы клоуны появились как комические персонажи конных сцен. Первым цирковым зданием Нового времени принято считать лондонский амфитеатр Ф. Астлея – здание с круглой ареной для цирковых зрелищ. Здесь выступал комик Б. Саундерс, игравший роль наездника-неудачника. Впоследствии эта сцена стала классической клоунадой, существующей и в современном цирке. В середине 19 в. клоуны заняли самостоятельное место в цирковых программах. Наиболее заметные фигуры этого периода: Ж.-Б. Ориоль во Франции, Т. Кемп в Великобритании, Фортунелли в Италии, Кватлиц в Германии, Луи Виоль, Валериан Яковлев, Н. Я. Филиппов в России. Этапным событием стало появление в 1870-х гг. клоунской маски Августа (Рыжего), а позднее и клоунских дуэтов – Августа и Белого клоуна.
Становление клоунады в России
Становление клоунады в России связано с традициями празднично-обрядовых народных гуляний. Участники игрищ рядились в шкуры животных, мазали лицо сажей, комически изображая чертей и леших, надевали соломенные парики, бороды и усы. Заметное влияние на клоунаду в России оказал народный кукольный театр и его центральный персонаж – Петрушка, а также культура лубочных картинок с их остросатирической направленностью. Важную роль сыграл также опыт первых профессиональных актёров – скоморохов, разыгрывавших небольшие сатирические пьески («Ермак», «Царь Ирод» и др.). В середине 19 в. широкое распространение в ярмарочных балаганах получили арлекинады, завезённые в Россию шпильманами (общее русское название заезжих западных артистов). Основными персонажами комических арлекинад, содержание которых перекраивалось на русский лад, выступали Арлекин и другие герои комедии дель арте.
В 1873 г. братья Никитины открыли первый русский цирк, в котором средний из братьев, Аким, выступал как клоун в маске Ивана-дурака. В последней четверти 19 в. в России утвердились два основных клоунских амплуа – Рыжий и Белый, сформировавшие устойчивую форму клоунского дуэта. Оба названия имеют русское происхождение и используются в российской цирковой терминологии, в западной традиции их аналогами являются Август (Рыжий) и Клоун (Белый). В России клоунада развивалась не только в сфере чистой развлекательности, но и в русле сатирических традиций отечественной смеховой культуры. Наиболее яркое выражение социально-критическая направленность получила в творчестве клоунов А. Л. Дурова, С. С. Альперова и дуэта Бим-Бом.
Клоунада в России 20–21 вв.
В начале 20 в. политические события в стране потребовали изменения развлекательного характера репертуара в пользу острой социальной публицистичности. Этому во многом способствовал приход в цирк для создания нового, «революционного» клоунского репертуара известных литераторов: В. В. Маяковского, Н. Р. Эрдмана, В. И. Лебедева-Кумача, Арго (А. М. Гольденберг), Н. А. Адуева и др. Наиболее яркой фигурой отечественной клоунады этого периода стал клоун-прыгун В. Е. Лазаренко, который называл себя «шут его величества народа». Специально для него Маяковский написал политическое антре «Чемпионат всемирной классовой борьбы».
Изменение репертуара повлекло за собой поиск новых образов, костюмов и масок. Артисты постепенно отказывались от гротескового грима, рыжих париков и других элементов буффонадной клоунады. В поисках новых образов многие обратились к маскам популярных кинокомиков – Чарли Чаплина, Г. Ллойда, Макса Линдера, Пата и Паташона. М. Н. Румянцев, до создания знаменитого образа клоуна Карандаша, несколько лет выступал в образе Ч. Чаплина.
В 1930-х гг. сформировался новый образ российского клоуна, с лёгким гримом, в «повседневном» костюме или стилизованном рабочем комбинезоне. В репертуаре преобладали агитационная тематика и сатирические сюжеты в форме реприз, скетчей и фельетонов.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. клоунада обрела остросатирическую антифашистскую направленность, репризы и антре выстраивались в стилистике политического плаката. Наиболее известными репризами военного периода стали «Речь министра пропаганды Геббельса» и «Танк» в исполнении клоуна Карандаша.
В 1950-х гг. с цирковыми клоунами активно работали известные театральные режиссёры – А. Г. Арнольд, Г. С. Венецианов, А. А. Федорович, Ю. С. Юрский, М. С. Местечкин, А. Б. Аронов и литераторы-драматурги – В. С. Поляков, Н. Р. Эрдман, Ю. Н. Благов, И. Г. Финк, В. А. Дыховичный, М. Р. Слободской, В. Е. Ардов. Благодаря режиссёрской и драматургической работе многие ковёрные клоуны – К. А. Берман, Б. П. Вяткин, Карандаш, А. И. Сергеев (Серго) и др. – стали центральными фигурами, определяющими темпо-ритмический рисунок и драматургическую линию цирковой программы. Направление тематического клоунского циркового спектакля в 1950–1980-х гг. активно развивали клоуны Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин, О. К. Попов, Л. Г. Енгибаров, А. Н. Николаев (единственный в России обладатель приза «Золотая маска Грока», названного в честь швейцарского клоуна Грока), А. П. Марчевский, Е. Б. Майхровский, Ю. Д. Куклачёв и др. Заметными фигурами российской клоунады этого периода были клоун-дрессировщик А. В. Смыков, В. Х. Мусин, С. А. Маргулян, дуэты Ротман и Маковский, Щукин и Серебряков, Диаманди и Ермаченков, В. И. Кремена, трио Толдоновых.
Интересен феномен возникновения в российской клоунаде 1970–1980-х гг. плеяды клоунесс в амплуа Рыжего – это Е. В. Амвросьева, Е. М. Можаева, Г. Г. Богомолова, И. П. Асмус (Ириска).
В 1990–2000-х гг. проявилась тенденция возврата к традициям буффонадной клоунады – классическому клоунскому гриму-маске и костюму (М. В. Кещян, Б. М. Оскотский, трио Шелковниковых, клоунская группа «А», дуэты Долли и Домино, Мик и Мак).
В 21 в. наиболее заметными явлениями российской клоунады стали А. Н. Жигалов, клоунские дуэты Просвирнин и Стариков, В. В. Трифонов и С. Е. Князьков (Вас и Стас), С. А. Колганов и О. Ю. Белогорлов, клоун-дрессировщик В. В. Дерябкин.
С середины 20 в. широкое распространение в мировом сценическом искусстве параллельно с цирковой получила театральная клоунада. Её отличие от цирковой заключается в более активном использовании актёрской импровизации и интерактивном вовлечении зрителей в действие. Наибольшую популярность в этом направлении получили театр «Лицедеи» В. И. Полунина, клоун-мим-театр «Мимигранты», театр клоунов «Микос», ансамбль клоунады «Мимикричи» (ныне театр пластической комедии «Мимиричи»).
В конце 20 – начале 21 вв. интерактивная клоунада получает широкое распространение в мировом цирке. Яркими представителями этого направления стали клоуны П. Шаб, Д. Шайнер, Б. Нок (все – США), Д. Ларибле (Италия), Хуш-ма-Хуш (С. Р. Шустер) (Германия), А. Асирянц и трио «Без носков» (Россия).