Флэш Гордон
Флэш Го́рдон (англ. Flash Gordon), персонаж одноимённого американского научно-фантастического комикса, впервые опубликованного 7 января 1934 г. на страницах газеты Sunday. В серии рассказывается о выпускнике Йельского университета и всемирно известном игроке в поло Флэше Гордоне, а также о его спутнице Дейл Арден. После обрушившейся на Землю метеоритной атаки герои отправляются в путешествие на планету Монго, которой правит император Минг Безжалостный, организовавший это космическое нападение. На протяжении многих лет Флэш, Дейл и безумный доктор Зарков, создавший космический корабль для быстрых межпространственных перелётов, сражались с Мингом, освобождая из-под его гнёта многочисленные расы Монго (людей-львов, людей-ястребов и многих других), прежде чем смогли одержать окончательную победу и вернуться домой. Флэш и Дейли олицетворяют гуманизм, в то время как Минг воплощает жестокость и бесчеловечность (Encyclopedia of comic book and graphic novels. 2010. P. 552).
История персонажа и особенности серии
Флэш Гордон был создан художником А. Реймондом для дистрибьюторской компании King Features Syndicate, а сценаристом серии до конца 1940-х гг. выступал Д. Мур. Изначально персонаж задумывался в качестве конкурента Баку Роджерсу – вымышленному герою комиксов и фильмов 1930-х гг., благодаря которому сюжет о покорении космоса стал основополагающим для жанра научной фантастики. Комиксы о Флэше Гордоне в 1934–1943 гг. выходили в газете Sunday, в 1940–1944 гг. – в газете Daily: в первой – с рисунками Реймонда, во второй – с иллюстрациями О. Бриггса. Впоследствии новые истории печатались в обеих газетах (в Sunday – до 2003), а к их иллюстрированию привлекались разные художники.
«Флэш Гордон» принадлежит в научно-фантастическому поджанру космической оперы. В комиксе превалируют 2 типа сеттинга и атрибутов: футуристический (космические корабли, лучи смерти) и архаический (динозавры, джунгли, фехтовальное оружие). Они изображены нарочито фэнтезийными, в духе романов «Тарзан» и «Джон Картер» Э. Р. Берроуза. Комикс «Флэш Гордон» удачно соединял авантюрно-романтическую фабулу с причудливо пёстрым сеттингом, противопоставляя им холодный образ героя и техницистскую атмосферу историй о Баке Роджерсе, что придавало сюжету особое обаяние.
Серия получила широкое распространение в Европе. Когда во время Второй мировой войны выход новых эпизодов задерживался, сюжет подхватывали и развивали местные авторы. Одним из них был итальянский кинорежиссёр Ф. Феллини.
Визуальную привлекательность комиксу придавали образы экзотических инопланетных миров, например подводного и ледяного королевств. Не менее впечатляющими были персонажи второго плана – Тигрон, Волврон, Цак, двухголовый страж Туннеля ужаса, созданный по аналогии с мифологическим Цербером, а также люди-ястребы, люди-львы и люди-обезьяны. Художники экспериментировали с самой формой комикса, отказываясь от стандартных фреймов и выносок. Эти особенности сформировали уникальный художественный стиль серии с более динамичной сменой изображений и повествовательными титрами вместо выносок.
Оригинальный визуальный язык комикса, созданный А. Реймондом, быстро принёс комиксу культовую славу. Расширение мира «Флеша Гордона» привело к появлению в рамках американской радиосети Mutual Broadcasting System популярного радиосериала; к изданию литературного журнала «Необычайные приключения Флэша Гордона» (Flash Gordon Strange Adventure Magazine); к выходу на экраны в 1936 г. киносериала кинокомпании Universal с Б. Краббе в главной роли. Сериал оказался настолько успешным, что в том же году его впервые перевыпустили в качестве полнометражного фильма «Флэш Гордон» («Flash Gordon», режиссёры Ф. Стефани и Р. Тейлор). За ним последовали 2 сиквела: «Путешествие Флэша Гордона на Марс» («Flash Gordon’s Trip to Mars», 1938, режиссёры Ф. Стефани, Ф. Биби и Р. Ф. Хилл) и «Флэш Гордон покоряет Вселенную» («Flash Gordon Conquers the Universe», 1940, режиссёры Ф. Биби и Р. Тейлор). Несколько позже оригинальный сериал был адаптирован для телевидения, а в 1996 г. был признан культурным достоянием и внесён в Национальный реестр фильмов США, став единственным звуковым сериалом, удостоенным такой чести (Flash Gordon. 2020).
В послевоенные годы экранизации комикса о Флэше Гордоне стали снимать и в других странах. В Европе в 1954–1955 гг. выходил одноимённый 39-серийный сериал совместного производства США, ФРГ и Франции. В 1967 г. появился малобюджетный турецкий фильм «Битва Флэша Гордона в космосе» («Baytekin Fezada Çarpışanlar», режиссёр Ш. Озонук). В 1979–1982 гг. на американском телевидении выходил субботний утренний мультсериал «Новые приключения Флэша Гордона» («The New Adventures of Flash Gordon») – адаптация многосерийного фильма 1930-х гг. Некоторые эпизоды сериала были смонтированы в качестве телефильма «Флэш Гордон: Величайшее приключение из всех» («Flash Gordon: The Greatest Adventure of All», 1982). В 1980 г. вышла эротическая экранизация комикса «Флэш Гордон» режиссёра М. Ходжеса и продюсера Д. Де Лаурентиса. В 1990–2000-х гг. было выпущено 2 сериальные адаптации: мультсериал «Флэш Гордон» (1996–1997), в котором герои являются подростками, перемещающимися в пространстве на ховербордах, и одноимённый сериал для телеканала Sci Fi (2007–2008), закрытый после 1-го сезона из-за слабого сценария и неубедительной актёрской игры (Flash Gordon. 2020).
Комикс «Флэш Гордон» оказал значительное влияние на научную фантастику, показав, что в рамках жанра возможны простые, лёгкие и захватывающие истории. Режиссёр Дж. Лукас, прежде чем приступить к созданию «Звёздных войн», пытался приобрести права на экранизацию комикса. Впоследствии он называл «Флэша Гордона» одним из источников вдохновения при создании собственной вселенной (Labarre. 2011).
Трансмедийная франшиза
Серия стрипов о приключениях Флэша Гордона стала одним из первых удачных примеров трансмедийного повествования в жанре научной фантастики. Особенности построения нарратива помогли людям, причастным к созданию франшизы, добиться взаимосвязи между газетными публикациями серии, журналами комиксов, радиопостановками и киносериалами.
Лишённый полноценного прошлого, персонаж оказывается неспособен к переживанию глубоких чувств. Его характер держится исключительно на уверенности в своих способностях выживать в любых обстоятельствах и на неиссякаемой любознательности. Благодаря этому комикс оказывается всегда открытым для продолжения, а его мир – потенциально бесконечным, вбирающим в себя различные фантастические пространства, в которых разыгрываются опасные события, а Флэш Гордон героически их преодолевает. Такая нарративная структура опирается на богатые деталями, чувственные и точные рисунки художника А. Реймонда, чьи леса, подводные царства и летающие фабрики формируют уникальный ландшафт фантастической вселенной, оставляющий простор для новых воображаемых построений (Flash Gordon : l'avventurosa meraviglia ... 2019. P. 33).
Радиопостановка «Удивительные межпланетные приключения Флэша Гордона» («The Amazing Interplanetary Adventures of Flash Gordon»), транслировавшаяся в США через радиосеть Mutual Broadcasting System с 27 апреля по 26 октября 1935 г., раскрыла потенциал комикса. Перенос повествования в новое медиа был инновационным для американской культурной индустрии 1930-х гг. Читатели получили возможность заново познакомиться с предыдущими сюжетами комикса в новой форме, дополнявшей еженедельные печатные публикации. В радиопостановке герои франшизы обрели собственные узнаваемые голоса и новое драматическое измерение. Так, в качестве финального эпизода «Удивительных межпланетных приключений Флэша Гордона» слушателям была предложена фантазия на тему того, что могло произойти с Флэшом, Дейл и Зарковым по возвращении на Землю. Авторы радиопостановки создали кроссовер, отправив команду героев в Малайзию, где те повстречались с Джимом из джунглей – персонажем популярного в то время комикса «Джим из Джунглей» («Jungle Jim», 1934–1954), также созданного А. Реймондом. Этот кроссовер, во-первых, помог фанатам связать воедино различные работы Реймонда, а во-вторых – проверить на практике возможности по расширению повествования за счёт иных нарративов. Успех «Удивительных межпланетных приключений Флэша Гордона» подтолкнул Mutual Broadcasting System к созданию продолжения – «Новых межпланетных приключений Флэша Гордона» («The Further Interplanetary Adventures of Flash Gordon»), вышедших 28 октября 1935 г. и транслировавшихся до 6 февраля 1936 г.
Популярность франшизы, рассчитанной на взрослую аудиторию, способствовала скорому появлению одноимённого многосерийного фильма. Киносериал 1936 г., состоявший из 13 эпизодов, сыграл важную роль в становлении сериальных моделей кинопроизводства. Фильмы о Флэше Гордоне выходили параллельно с новыми эпизодами комикса, публиковавшимися в газетах, и новыми сериями радиопередач. Трансмедийной логике производства также соответствовал выбор знаменитого олимпийского пловца Б. Краббе на роль Флэша. Благодаря этому франшиза привлекла широкую аудиторию, не знавшую о комиксе до выхода фильма, но активно следившую за спортивной карьерой исполнителя главной роли.
В киноадаптации авторы стремились использовать основные сериальные приёмы для удержания внимания зрителя, такие как клиффхэнгер, расширение повествования за счёт дополнительных ответвлений сюжета и др. Так, приключения Флэша Гордона, занятого спасением своей возлюбленной Дейл, расширяются во времени из-за злодеяний императора Минга, дополнительной любовной линии, связанной с дочерью антагониста Лаурой, новых открытий доктора Заркова и внедрения множества второстепенных персонажей вроде принца Барина, Туна, повелителя людей-ястребов Вултана и др. Успех киноадаптации позволил не только удержать интерес к газетным публикациям и радиопостановкам, но и создать спрос на отдельные издания рисунков А. Реймонда.
Сериал о Флэше Гордоне не только открыл путь для множества новых теле- и киноадаптаций комиксов, но и породил целую волну кинопостановок масштабных космических опер.