Фрейм (в комиксах)
Фрейм (англ. frame), базовая структурная единица комикса, рамка вокруг панели комикса, обычно в виде чёрной линии. Помимо прагматической функции обособления и формирования пространства панели, фрейм может выступать выразительным средством, влияющим на восприятие сюжета комикса и эмоционального фона разворачивающихся событий. Термин «фрейм» в значении «кадр» иногда используется как синоним термина «панель».
Совокупность фреймов на одной странице составляет её макет, который влияет на процесс чтения комикса. Бельгийский исследователь Б. Глод отмечает, что понятие фрейма происходит из словаря истории искусств, где оно долгое время было связано с изучением декоративных и прагматических аспектов картинных рам, а также с вопросами эстетических и диегетических границ изображений. Глод также указывает, что данный термин иногда используется как синоним панели (Glaude. 2021. P. 117–118).
Художник У. Айснер считает фрейм органической частью языка комикса, а его основную функцию видит в создании пространства для объектов и действий внутри панели. Кроме того, форма рамки может указывать на особенности развития сюжета и течения времени в нём, передавать звуки, эмоциональный фон и атмосферу страницы в целом. Задача фрейма – не столько создать место развёртывания сцены комикса, сколько погрузить читателя в события панели, усилить его сопричастность рассказываемой истории. При помощи фрейма автор может создавать дистанцию между историей и читателем, затягивать действие или же, наоборот, наращивать темп и усиливать экспрессивные свойства изображения. Фрейм также может быть несущим элементом панели и добавлять ему третье измерение. У. Айснер полагает, что возможности фрейма, по сути, ограничены лишь сюжетными требованиями и форматом страницы (Айснер. 2022. С. 48–49, 52, 55, 57).
Анализируя особенности времени и пространства в комиксах, художник, автор и теоретик комиксов С. Макклауд отмечает, что фрейм может влиять на их восприятие. Форма и размер фрейма панели, по его мнению, демонстрируют читателю скорость течения времени. Увеличение панели в ширину служит знаком временно́й протяжённости момента, зафиксированного на панели. Уменьшение панели, наоборот, показывает, что на панели зафиксирован очень короткий промежуток времени. События, происходящие в панели без рамки, обретают вневременные свойства, особенно когда отсутствует прямое указание на темпоральность действия, разворачивающегося внутри панели. При этом Макклауд оговаривается, что замеченные им закономерности не являются жёсткими и на содержание панели всё же намного больше влияет повествование (Макклауд. 2016).
Основные функции фрейма
Французский исследователь комиксов Т. Грёнстен скрупулёзно проанализировал практическое назначение фрейма и выделил шесть основных его функций. Первая из них – это функция закрытия или замыкания. Художник почти обязательно начинает свою работу с создания набора фреймов, составляющих макет разворота или страницы комикса. Он выделяет пространство для панелей и придаёт им определённую форму и пропорции. Таким образом, закрыть панель – значит окружить фрагмент пространства-времени, который принадлежит воображаемой реальности, сконструированной в границах комиксного повествования, чтобы обозначить её внутреннюю связность.
Вторая функция фрейма – разделительная – вытекает из первой. По мнению Грёнстена, условием считывания и лучшего понимания комикса служит физическая и/или смысловая изолированность панелей друг от друга. В таком случае рамка панели играет роль, аналогичную знакам препинания в языке, – фрейм подобен элементарному знаку пробела, разделяющего два слова (Groensteen. 2007. P. 44). Разделение панелей происходит благодаря совместной работе фреймов и гаттера, который бы не имел такого значения, если бы не был выделен и окаймлён с нескольких сторон тонкими линиями рамок панелей. Всего Грёнстен выделяет три основных типа разделения, связанных с фреймами:
1. Простой контур в виде чёрной линии, охватывающей панель. Подобный тип оформления можно найти у подавляющего числа авторов комиксов, начиная с работ Р. Тёпфера и классических комик-стрипов, таких как «Сумасшедший кот» («Krazy Kat», 1913–1944).
2. Отсутствие фрейма как такового, когда панели разделяет лишь пустое пространство, не занятое рисунком. Примерами такого разделения могут служить работы французских комиксистов, таких как Ж. Волински, Ж.-М. Райзер и Р. Дамонте Ботана, известный под псевдонимом Копи (Copi).
3. Обрамление с помощью элементов содержимого панелей, когда наполняющие их объекты, например двери и окна, работают как границы панели, а также посредством монохромных цветовых контрастов. Данный подход можно проиллюстрировать работами У. Айснера (Groensteen. 2007).
Третья функция фрейма – ритмическая. Последовательность панелей на развороте комикса задаёт определённый ритм повествования, который помогает преодолеть дискретность отдельных панелей, сшивая их в общую историю. Тем самым фрейм выступает инструментом ускорения и замедления повествования путём изменения формы панелей, их размера, концентрации на странице и расположения.
Четвёртая функция фрейма, структурирующая, связана с тем, что он организует пространство страницы как ключевой элемент композиции внутри панелей (например, образующий геометрический центр), тесно взаимодействуя с рисунком и влияя на его прочтение.
Фреймы чаще всего принимают форму прямоугольника, которую исторически наследуют от станковой живописи. Данную фигуру проще расположить в последовательности в виде полос, максимально задействуя полезное пространство страницы. Всякое обращение к нестандартным формам фреймов ставит перед автором сложную задачу выделения места для одной особой панели и модификации соседних.
В последнем случае происходит смешение с пятой функцией фрейма – экспрессивной. Она связана с тем, что фрейм может формировать режим чтения и даже влиять на интерпретацию и эмоциональные ощущения от содержимого панели. Изменение его вида может быть знаком разрыва привычного хода повествования, например указанием на события, происходящие в прошлом или во сне. При этом, по сравнению с кинематографическим кадром, заключённым в фиксированную и постоянную форму, фрейм в комиксах характеризуется значительной гибкостью и возможностью изменения, расширяя арсенал выразительных средств художника.
Шестая функция фрейма – читательская. Т. Грёнстен считает, что сам фрейм маркирует единство заключённого в него пространства, его однородность, завершённость и достигает статуса законченного высказывания. Фрейм сигнализирует о значимости момента, выделенного автором для читателя, на который ему необходимо обратить своё внимание и расшифровать. Данная функция приобретает особое значение, когда некая деталь или часть изображения, важная для авторского высказывания, может остаться незамеченной или сознательно пропущенной читателем, спешащим узнать, чем же закончится сюжет. Таким образом, заключить некий элемент во фрейм равносильно тому, чтобы засвидетельствовать его вклад в историю, частью которой он является (Groensteen. 2007. P. 40–57).
Фрейм и нарратив
Иной взгляд на фрейм и его использование предлагает немецкий исследователь комиксов и фотографии И. Шмид, расширивший концепцию фрейма и авторского фреймирования и приблизивший её к нарратологии и теории фрейма. Шмид отмечает, что фреймирование представляет собой процесс структурирования изображения путём помещения его в заданные границы. Вместе с тем это важный коммуникативный инструмент поощрения определённой интерпретации комиксного нарратива. При помощи фреймов и фреймирования автор закладывает определённую интерпретацию изображаемых событий и создаёт специфическое настроение их восприятия. Таким образом, визуальные нарративы в комиксах формируются через авторское кадрирование изображений, наполняющих панели, расположение фреймов на страницах комикса, а также через визуальное транспонирование объектов в форме графической стилизации персонажей и объектов (Schmid. 2021).
И. Шмид обращает внимание на то, что подобные выразительные приёмы далеки от смысловой нейтральности. Читатель воспринимает историю, экстраполируя ограниченную информацию, данную автором в панелях, на те события, которые остаются за кадром повествования. С помощью стилизации изображений для комикса автор подчёркивает одни характеристики, скрывая при этом другие. Агентность читателя оказывается подчинённой герметичному пространству графического нарратива. Фреймы по своей сути не являются нейтральным границами или контейнерами изображений, а скрыто или явно категоризируют, организуют и придают оценку информации, представленной внутри панели. Альтернативное фреймирование графического нарратива может кардинально изменить прочтение описываемой ситуации. По мнению Шмида, фреймы и процесс фреймирования обычно служат для незаметного влияния на смыслообразование, чтобы ряд установок, предлагаемых автором, был бессознательно усвоен (Schmid. 2021).
Фрейм может служить ярким выразительным средством, влияющим на эстетическое, эмоциональное и смысловое восприятие содержимого панелей и страниц комикса. При этом понимание принципов селекции того, что будет заключено в панели, а что окажется вынесено за её пределы, крайне значимо как для автора произведения, так и для критического анализа комиксов. Вместе с тем фрейм в большинстве случаев выступает техническим инструментом компоновки панелей на странице, облегчающим чтение комикса. Прицельная работа с фреймом, управление историей с его помощью требуют высокого мастерства, поэтому авторы предпочитают иметь дело с устойчивыми и понятными прямоугольными формами фреймов, представленными в виде чёрного контура.
Исследование эстетического и нарративного потенциала фрейма обычно связано с изучением выразительных возможностей линии, либо с жанровой стилизацией средствами традиционной книжной графики. Работой с фреймом активно занимаются авторы независимых и андерграундных комиксов, среди которых можно упомянуть Р. Крамба, Барбару «Вилли» Мендес, Ч. Бёрнса, Дж. Сакко, Т. Роббинс, Г. Пантера, Л. Барри, А. Шпигельмана и др. Среди российских авторов комиксов можно выделить Г. Елаева, А. В. Капнинского, О. Лаврентьеву, А. Горбута.