Нарратив
Наррати́в (от лат. narrare – рассказывать, сообщать), изложение событий; то же, что повествование, рассказ. Может сближаться по смыслу с термином «сюжет» в значении темы или содержания, раскрываемых в событийной последовательности.
Исследования нарратива ведутся с конца 19 – начала 20 вв. В Германии существовала теория повествования (нем. Erzähltheorie), согласно которой его главным критерием считалось опосредующее сознание, отделяющее автора от вымышленного мира; эти идеи позже легли в основу работы Ф. К. Штанцеля «Теория нарратива» («Theorie des Erzählens», 1979). В России в качестве «протонарратологических» можно рассматривать исследования мотива и сюжета (А. Н. Веселовский), разграничение сюжета и фабулы (В. Б. Шкловский, Ю. Н. Тынянов, Б. В. Томашевский), морфологию сказки (В. Я. Пропп), изучение повествования с точки зрения исторической лингвистики (В. В. Виноградов).
Устойчивый научный интерес к нарративу возник в период развития структурализма. Структуралисты выявляли объективные языковые закономерности, независимые от воли субъекта и условий внешней действительности, чтобы определить глубинные языковые структуры и с их помощью исследовать смысл конкретного текста. С конца 1960-х гг. теория нарратива разрабатывается нарратологией.
Первоначально нарратологи занимались преимущественно изучением европейского романа 19–20 вв., но позже «нарративный поворот» охватил целый комплекс гуманитарных дисциплин: семиотику, лингвистику, социологию, нейронауки, психологию, гендерные исследования и др. Ныне круг изучаемых объектов существенно расширился, включив кино, театр, фольклор, виртуальную реальность, ментальную сферу. В последние несколько десятилетий интерес к нарративу в России стимулировался в основном благодаря знакомству с работами западных исследователей – «Повествовательным дискурсом» («Discours du récit», 1972) Ж. Женетта, «Нарратологией» (2003) В. Шмида и др.
В современной нарратологии существуют различные подходы к определению понятия «нарратив». Последователи структуралистской нарратологии изучают повествовательный текст как репрезентацию логически и хронологически упорядоченных событий (Ж. Женетт, М. Бал). Исследователи, работающие в русле когнитивной науки, концентрируются на опыте повествователя и способности человека к обобщению фактов на основе повествовательных фреймов (М. Флудерник, Д. Герман). Сторонники риторического подхода рассматривают, как возможно убеждать и передавать те или иные ценности при помощи рассказа (У. К. Бут, Дж. Фелан). В центре теории фикционального погружения – то, каким образом читатель осваивает вымышленный мир (М.-Л. Райан).
Несмотря на различия в исследовательских установках, выделяется ряд базовых элементов нарратива:
Событие (значимое изменение исходной ситуации) задаёт начало рассказа. Критерии событийности (фактичность, результативность, непредсказуемость) и проблема перехода от единичного события к истории подробно обсуждаются в современной нарратологии (В. Шмид, Дж. Принс, М. Бал).
Структура нарратива. Разные модели генезиса нарратива основываются на противопоставлении истории (хронологической последовательности событий) и дискурса (текста или высказывания, представляющего эти события). Например, Ж. Женетт выделял историю, дискурс и наррацию; В. Шмид описал 4 уровня: происшествие, событие, история, наррация, презентация наррации в тексте.
Наличие нарратора (рассказчика, повествователя) и наррататора (адресата рассказа). Изучение повествования и его восприятия позволило теоретикам литературы выстроить многоуровневые модели нарративной коммуникации (В. Шмид, С. Лансер).
Точка зрения (перспектива, фокализация) определяет отношение нарратора к рассказываемой истории. Существуют разные классификации точек зрения в повествовательном тексте: выделяют, например, психологическую, пространственную, перцептивную точки зрения.
Диегезис (повествуемый мир, обладающий временно́й и пространственной организацией). Особое внимание уделяется роли персонажа и изменениям вымышленного мира, заданным структурой рассказа.
Ныне нарратология дифференцируется; её разные ветви изучают медиальность повествования (привязанность смысла к способу выражения) и связь между нарративом и человеческим опытом, разрабатывают сложные коммуникативные модели. Всё большее значение приобретает возникшая на волне постмодернизма критика «тотальности» нарратива.