Европеизм
Европеи́зм, идейно-политическое течение, выступающее за объединение европейских государств на основе территориальной, исторической, культурной и ценностной общности народов Европы.
Этому понятию близки понятия «европейская идея» и отчасти «европейский федерализм». Противоположными ему идейными течениями являются национализм, суверенизм, евроскептицизм отдельно взятого народа или государства Европы. После Второй мировой войны 1939–1945 гг. европеизм стал главной идейной основой евроинтеграции, Европейских сообществ, ныне – Европейского союза.
Формирование идеологии
Сторонники европеизма воспринимают единую Европу как цивилизацию особого типа, основанную на многовековом культурном наследии Античности, христианской этики, гуманистических традиций эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения, принципах либерализма, ценностях демократии и рыночной экономики. Истоки европеизма появились в Античности, когда греческие географы, описывая ойкумену, по географическому и цивилизационному принципам выделяли Европу на фоне «варварских» Африки и Азии (Геродот), а позднее, начиная с эпохи Великих географических открытий, выстраивали дихотомию Европы и Америки как Старого и Нового Света. В раннем Средневековье европейская идея воплощалась в универсалистских концепциях «христианского (католического) мира» (под эгидой империи Карла Великого, папы Римского, Священной Римской империи и т. д.), союза европейских христианских государств против иноверцев – прежде всего мусульман (арабов и турок), иногда православных «московитов» и т. д. [трактат французского королевского прокурора Пьера Дюбуа «О возвращении Святой земли»; итальянский теолог Энеа Сильвио Пикколомини (папа Пий II), употреблявший термины «Европа» и «христианская республика» как синонимы; проект союза европейских государств чешского короля Йиржи из Подебрад].
В раннее Новое время, на которое приходятся Возрождение и Реформация, концепция европеизма обогатилась новыми положениями: самоценность человека как индивида, его индивидуальных свобод, что в дальнейшем предопределит развитие идеи прав человека. Эту мысль развивал нидерландский гуманист Эразм Роттердамский, противопоставивший эгоизм государей, воюющих между собой, единству христианских народов Европы и подчёркивавший важность свободы воли человека и его воспитания.
Кровопролитные межконфессиональные войны, особенно Тридцатилетняя война 1618–1648 гг., которую Священная Римская империя вела во имя создания в Европе «католической империи», привели к появлению в 17–18 вв. проектов баланса сил и «европейского равновесия», отразившихся в сочинениях Н. Макиавелли, немецкого мыслителя И. Альтузия, М. де Бетюна, У. Пенна и др. и вызвавших среди современников дискуссию о возможности «вечного мира» в Европе (Ж.-Ж. Руссо, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Вольтер и др.).
Эпоха Просвещения внесла в концепцию европеизма понимание Европы как особого типа духовной и политической культуры (обличение клерикализма, идея общественного прогресса и равенства людей), осмыслялось положение и миссии Европы в мире (европоцентризм и космополитизм), велись рассуждения о политическом устройстве самой Европы (теории общественного договора и разделения властей). Французская революция 18 в. дала идее Европы новую трактовку – социальную и политическую, породив европейский национализм. Попытки Франции остановить распространение национализма вылились в наполеоновские войны. Подобие европейского единства можно увидеть в учреждении победителями Наполеона новой коалиции – Священного союза.
События 19 в. – промышленный переворот, классовое расслоение и появление рабочего движения, с одной стороны, национально-освободительные движения и «весна народов», отстаивающая идею права на самоопределение, с другой, и попытки создания «концерта европейских держав», с третьей стороны, породили новые формы европейской идеи. Консерваторы видели залог европейского единства в возвращении к христианству (Ж. де Местр). Представители либерального направления, апеллируя к достижениям Просвещения и Французской революции 18 в., рассматривали афинскую демократию как колыбель Европы (Дж. Грот), а Европу – как авангард человечества (Т. Жоффруа). Приверженцы революционно-демократических движений считали освободительную борьбу польского, итальянского, немецкого и других народов призывом к объединению всей Европы (Дж. Мадзини). С 1842 г. сторонники мира в Европе провели несколько конгрессов, на одном из них, 21 августа 1849 г., французский писатель В. Гюго произнёс речь, в которой употребил выражение «Соединённые Штаты Европы» (СШЕ).
Наступившая после окончания Первой мировой войны 1914–1918 гг. «эра пацифизма» благоприятствовала развитию европейской идеи. На Парижской мирной конференции 1919–1920 гг. идею СШЕ изложил чехословацкий философ и политик Т. Г. Масарик: конкретным воплощением этой идеи выступил проект Малой Антанты. Идеологами европеизма в те годы стали австрийский философ Р. Куденхове-Калерги и французские политики А. Бриан и Э. Эррио, представившие конкретный проект «Пан-Европы» – объединение стран континентальной Европы перед лицом США, Британской империи и Советской России. Однако эта идея опередила своё время, а в 1930-е гг., после начала мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., она оказалась неактуальна.
С началом «холодной войны» Европа снова оказалась разделена на два лагеря – капиталистический и социалистический. На фоне укрепления сверхдержав – США и СССР – западноевропейские страны осознали объективное снижение своей роли в международных отношениях, придя к необходимости объединить свои экономические, а позднее политические ресурсы. Так идея «единой Европы» воплотилась в проектах европейской интеграции на основе ценностей западного общества. Здесь выделились две позиции: федералисты, ратовавшие за идею Европы как федерации с наднациональным органом (итальянский коммунист А. Спинелли, британский политик У. Черчилль), и функционалисты, продвигавшие идею интеграции вокруг конкретных проектов на основе сотрудничества технократов (британский политолог Д. Митрани, французский политический деятель Ж. Монне). Важными событиями того времени стали Конгресс Европы в Гааге в 1948 г., собравший сторонников европейской идеи, а также Декларация главы МИД Франции Р. Шумана от 9 мая 1950 г., в которой тот призвал к западноевропейской интеграции на основе плана Ж. Монне. За этим последовали конкретные и различные по эффективности форматы объединения: Западноевропейский союз (1948); Совет Европы (1949); Европейское объединение угля и стали [1951, с 1957 – Европейские сообщества, с 1992 – Европейский союз (ЕС)]; Европейская ассоциация свободной торговли (1960); отчасти – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) и др. Ныне наиболее масштабный и успешный опыт реализации европейской идеи накоплен в ЕС, поэтому 11 политиков, заложивших основы евроинтеграции, называют «отцами Европы» (К. Аденаэур, Й. В. Бейен, Ж. Беш, А. де Гаспери, С. Мансхольт, Ж. Монне, П. А. Спаак, А. Спинелли, В. Хальштейн, У. Черчилль, Р. Шуман).
Основные положения идеологии
Ныне европеизм исходит из уникальности Европы как особой цивилизации, впитавшей в себя культуру и ценности составляющих её народов, сохранение и развитие которых требует единства стран (отражено в латинском девизе ЕС In varietate concordia – «Единство в многообразии»). Европейская идея сегодня зиждется на основе либерально-демократической идеологии и исходит из мирного и прагматичного объединения европейских народов, отвергая силовое принуждение. Сторонников европеизма объединяют такие ценности, как либеральный индивидуализм; свобода, равенство, солидарность, уважение прав человека, включая права этнических и сексуальных меньшинств, толерантность и мультикультурализм; светский характер общества и культуры, принципы которого во многом основаны на христианском наследии; плюрализм мнений и демократическое устройство государства и общества, парламентаризм, верховенство закона, рыночная экономика, основанная на частной собственности, и четыре свободы – свобода общего рынка, передвижения, проживания на территории каждой из европейских стран и занятости граждан.
Европеизм подразумевает различные степени объединения – конфедерацию и федерацию. При этом речь не идёт о превращении Европы в унитарное «супергосударство» и слиянии европейских народов в единый народ по принципу «плавильного котла» (идея «панъевропейского национализма», описанная немецким историком Х. Арендт и взятая на вооружение праворадикальным Европейским социальным движением). Напротив, идеологи евроинтеграции предполагают мирное сосуществование двух идентичностей: национальной и наднациональной.