Право на самоопределение
Пра́во на самоопределе́ние, возможность каждого народа самостоятельно определять особенности собственного культурного и общественного развития, а также конкретную форму государственности. Право на самоопределение обычно атрибутируется народам как особой исторической, этнической общности и системе самоорганизации. Может осуществляться как мирным путём (демонстрации, инициация референдума и т. д.), так и насильственным (несанкционированные митинги, погромы и т. д); последний большинством государств классифицируется как сепаратизм, а в крайних формах – терроризм.
Суть и развитие термина
Право на самоопределение относится к императивным принципам (jus cogens) международного права (имеет обязательный, а не рекомендательный характер). Основные международно-правовые документы, закрепляющие принцип права на самоопределение, – Устав ООН, Международные пакты о правах человека 1966 г. и др.
Значительную роль в становлении права на самоопределение сыграла концепция «народного суверенитета» Ж. Бодена, в рамках которой народ позиционируется как основной источник суверенитета с правом на самоопределение. Данная концепция нашла отражение в трудах лидеров американской войны за независимость (Дж. Вашингтон, Т. Пейн), а также вдохновителей Французской революции 18 в. (Ж.-Ж. Руссо). Общественно-политические течения 19 в. (панславизм, пантюркизм, пангерманизм, османизм, государственный синтоизм и др.), зародившиеся в крупных многонациональных империях, способствовали появлению национализма как формата политических воззрений, а также усилению войн за независимость на почве права на самоопределение. Распад империй после Первой мировой войны (Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской) дал новый толчок праву на самоопределение отдельным народам, которые образовали суверенные национальные государства.
Современное международно-правовое становление понятия права на самоопределение тесно связано с событиями периода деколонизации середины 20 в. (независимость Индии и Пакистана в 1947; независимость африканских владений в 1960-е гг.; отделение Бангладеш от Пакистана в 1971 и т. д.) и глобальными геополитическими преобразованиями 1990-х гг. (распад ряда крупных стран социалистического блока, в частности СССР и Чехословакии).
Ключевые проблемы, связанные с правом на самоопределение
Конкретные сложности при реализации принципа права на самоопределение связаны с тем, что в международном публичном праве отсутствует документально закреплённое понятие «народ». Кроме того, предоставление независимости бывшим колониям исходило из административных границ, а не из этнографических, языковых и культурных, что впоследствии привело к затяжным конфликтам. Процессы глобализации также привели к тому, что само понятие народа как определённой этнической общности во 2-й половине 20 в. подверглось определённой диффузии.
Отдельную проблему при реализации права на самоопределение представляют собой т. н. разделённые народы, также именуемые транснациональными этническими группами, которые в результате исторических и колониальных преобразований оказались жителями разных государств. К «разделённым народам» можно отнести туарегов, крупные общины которых проживают в Мали, Алжире и Нигере, а также курдов, большая часть которых проживает на территории Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Также «разделённым народом» можно назвать и русский народ, поскольку после распада СССР около 25 млн человек оказались в государствах ближнего зарубежья.
Ряд проблемных аспектов права на самоопределение также связаны с историей т. н. коренных народов, которые жили в отдельных регионах мира до начала европейских завоеваний и права которых оказались существенно нарушены в результате колониальной экспансии. К ним можно отнести маори в Новой Зеландии, лумадов на Филиппинах, жителей о-вов Торресова пролива в Австралии, индейцев Канады и США. В 2020-е наблюдается тенденция к расширению представительства данных народов в общественной и политической жизни тех государств, на территории которых они проживают, что также способствует реализации их права на самоопределение. В Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г. указано, что коренные народы имеют право на самоопределение, однако должны осуществлять его в рамках существующих суверенных государств (Декларация Организации Объединённых Наций о правах коренных народов).