Эренфельс Кристиан фон
Эренфе́льс Кри́стиан фон, Мария Христиан Юлиус Леопольд фрайгерр фон Эренфельс (Maria Christian Julius Leopold Freiherr von Ehrenfels) (20.6.1859, Родаун, Австрийская империя, ныне в черте Вены, Австрия – 8.9.1932, замок Лихтенау-им-Вальдфиртель, близ Кремса, Австрия), австрийский философ и психолог, ученик Ф. Брентано, А. Майнонга. Профессор Немецкого университета в Праге. Ввёл в психологию концепт «гештальт». Известен работами по теории ценностей и этике.
Детские и юношеские годы. Образование
Родился в Родауне (Rodaun, тогда самостоятельная местная община в Нижней Австрии, с 1938 часть Вены). Отец – Леопольд фрайгерр фон Эренфельс (Leopold Freiherr von Ehrenfels, 1828–1888), мать – Клотильда фон Эренфельс (урождённая фон Коит; Clothilde von Coith, 1837–1931). Кристиан был старшим из пяти детей, после него в семье появились Фердинанд (умер в 12-летнем возрасте), Лили, Бернгарт и Мария (умерла в 2-летнем возрасте).
До 1870 г. семья жила в родовом замке Брунн-ам-Вальде (Brunn-am-Walde, Нижняя Австрия), унаследованном вместе с землёй от прадеда Кристиана, основателя баронского рода Йозефа Михаэля фон Эренфельса (1767–1843). Зимние месяцы семья проводила в городской квартире в Вене, участвовала в светских событиях столицы. Дети обучались у частных репетиторов на дому. Близкие отношения с отцом, который брал старшего сына на охоту, по вечерам рассказывал рыцарские и охотничьи истории, оказали в дальнейшем сильное влияние на поэтическое творчество Эренфельса. В детстве Кристиан отличался добросердечностью. Так, он хотел, чтобы каждые четверть часа по окрестностям проходил человек, который бы чинил и лечил всё и всех – больных людей, животных и инструменты.
В 1870 г. Эренфельсы переехали в только что построенный дом в Кремс-ан-дер-Донау (Krems an der Donau), в летние месяцы продолжали жить в замке. Кристиан пошёл в среднюю школу, был прилежным учеником, проявлял интерес к немецкой поэзии и литературе. В подростковом возрасте начал писать стихи. Летом 1876 г. успешно окончил школу.
Поскольку отец собирался передать старшему сыну владение родовым поместьем, в 1877 г. Эренфельс начал изучать основы сельского хозяйства в Высшей школе почвоведения (Hochschule für Bodenkultur). Однако Кристиана больше интересовала философия, и он уговорил отца передать право наследования младшему брату, после чего за один год сдал экзамены на получение аттестата об окончании гимназии и в 1879 г. поступил в Венский университет. По желанию отца он начал учиться на юридическом факультете, но посещал также и философский, изучал философию и искусства, германистику и право. Его учителями в философии стали Ф. Брентано и А. Майнонг, с которыми Эренфельс на долгие годы сохранил дружеские отношения. Влияние на Эренфельса оказали также физик и философ Э. Мах, физики Л. Больцман и Ф. С. Экснер.
Во время учёбы в Вене Эренфельс увлёкся музыкой, стал поклонником Р. Вагнера, познакомился с ним лично (в 1882), посещал спектакли и концерты, вступил в Академическое общество Вагнера. Планируя стать композитором, он посещал лекции, взял напрокат пианино, брал частные уроки композиции у А. Брукнера, написал первые «хоровые драмы». Но вскоре отказался от музыкальной карьеры, поскольку пришёл к выводу, что не имеет необходимого таланта.
В 1882–1883 гг. Эренфельс прервал учёбу в университете и поступил добровольцем в 4-й драгунский полк.
В зимнем семестре 1884 г., вслед за А. Майнонгом, который получил должность экстраординарного профессора в Грацском университете, Эренфельс переехал в Грац для продолжения учёбы. В 1885 г. он окончил обучение, защитил докторскую диссертацию «Соотношения величин и числа: психологическое исследование» («Größenrelationen und Zahlen, eine psychologische Studie»), в которой рассматривал проблему восприятия сходства и различия количественных признаков предметов, роль в нём чисел и измерения. В 1885–1888 гг. работал в Граце под руководством Майнонга, участвовал в его экспериментально-психологических исследованиях, в основном восприятия. В 1886 г. Эренфельс опубликовал философский труд «Метафизические выводы в подражание Эмилю Дюбуа-Реймону» («Metaphysische Ausführungen im Anschlusse an Emil du Bois-Reymond»), в котором обсуждал отношения между телом и разумом, природу истины и существование Бога, а также выступил против модели строгой науки, высказался за допустимость исследований оккультных явлений.
Начало академической карьеры
В июле 1888 г. Эренфельс хабилитировался в Венском университете, представив психологическое исследование «О чувствах и желаниях» («Über Fühlen und Wollen»). Однако лекций до 1891 г. практически не читал. В это время он много путешествовал. В 1889–1890 гг. находился в Берлине, где познакомился с идеями зарождающегося социал-демократического движения, посещал лекции историка Г. фон Трейчке по общественным наукам и социализму, завязал личные отношения с Г. Гауптманом, представителем литературного натурализма. Всё это оказало влияние на формирование мировоззрения Эренфельса.
В 1890–1893 гг. оказывал финансовую поддержку журналу Freie Bühne («Свободная сцена»), еженедельному изданию для пропаганды натуралистической литературы, публиковал в нём собственные эссе, был редактором.
«Отец» гештальтпсихологии
В 1890 г. Эренфельс опубликовал в Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie («Ежеквартальный журнал научной философии») небольшое исследование «О гештальт-качествах» («Über Gestaltqualitäten»).
Опираясь на идеи Э. Маха, высказанные им в работе «Вклад в анализ ощущений» (Mach. 1886), Эренфельс обратил внимание, что связанные друг с другом элементы образуют особую целостную структуру, которую он назвал гештальтом (нем. Gestalt, в русском переводе часто «форма»; Мах также использовал термин Gestalt в близком значении).
В своей статье Эренфельс употреблял понятия «гештальт» и «гештальт-качество» (нем. Gestaltqualitäten). Второй термин подчёркивает появление в сознании нового качества целостной структуры, отличающейся от элементарных представлений. «Под гештальт-качествами мы понимаем такие позитивные содержания представления (Vorstellungsinhalte), которые связаны с наличием в сознании комплексов представлений (Vorstellungskomplexen), состоящих, в свою очередь, из элементов, отделимых друг от друга (то есть их можно представить друг без друга). – Эти комплексы представлений, необходимые для существования гештальт-качеств, мы хотим назвать основой гештальт-качеств» (Ehrenfels. 1890. S. 262–263).
Разрабатывая понятие гештальта, Эренфельс подробно описал некоторые его характеристики. В интерпретации В. Кёлера они были названы «признаками Эренфельса» (нем. Ehrenfels-Merkmale), или «признаками гештальта» (Merkmale der Gestalt), в английском переводе стали известны как «качества Эренфельса» (The Ehrenfels qualities) (Köhler. 1947. P. 175), или «качества гештальта» (Gestalt qualities). К ним относятся сверхсуммативность (нем. Übersummativität) и транспонируемость (нем. Transponierbarkeit). Сверхсуммативность означает, что целое больше суммы его частей; в целостном предметном восприятии возникают особые, новые переживания, которых нет в восприятии элементов; свойства гештальта не вытекают из свойств частей, а присущи самим гештальтам (т. е. целому). Транспонируемость означает, что образ целого может сохраниться при изменении элементов, перенесении всей структуры на другой материал. Для иллюстрации этих характеристик Эренфельс использовал пример музыкальной мелодии, которая нечто большее, чем сумма отдельных нот, и которая не теряет своего своеобразия, если её транспонировать в другую тональность, и теряет, если воспроизвести ноты в обратном порядке, с конца музыкальной фразы до её начала. Существенными компонентами мелодии являются не отдельные звуки, а тональные ступени, переходы от одного тона к другому. Аналогичные примеры, согласно Эренфельсу, можно найти в области восприятия пространства, вкуса, движения и т. д.
После публикации работы «О гештальт-качествах» Эренфельс обратился к другим темам и впоследствии был очень удивлён, что стал основоположником гештальтпсихологии, повлиял на формирование новой научной школы, одной из самых влиятельных в психологии 1-й половины 20 в. В продолжение исследований гештальта он в 1922 г. опубликовал трактат «Закон простых чисел, разработанный и иллюстрированный на основе теории гештальта» («Das Primzahlengesetz, entwickelt und dargestellt auf Grund der Gestalttheorie»), тем самым сделав вклад в философию математики.
Научные интересы Эренфельса постепенно смещались на вопросы философии. В 1891 г. он начал преподавать философию в Венском университете. Его первая лекция перед аудиторией из 3 человек называлась «Общая теория ценностей с особым отношением к этике» («Allgemeine Werttheorie mit spezieller Berücksichtigung der Ethik»). До 1896 г. он преподавал только в летние семестры, в остальное время путешествовал, много времени проводил в Германии и Италии. Публиковал драматические стихи, поэмы, хоровые драмы, либретто. Научные исследования, переживания музыки и поэзии привели его к религиозным сомнениям, «отступничеству от веры», что стало началом «агностического среднего этапа его жизни» (цит. по: Valent. 2016. S. 183).
В 1894 г. Эренфельс женился на Эмме фон Хартман, вдове, урождённой Андре (Emma von Hartmann, 1863–1946). Они поселились в Граце вместе с Эльфридой, ребёнком Эммы от первого брака. У Кристиана и Эммы родилось двое детей: Имма, в замужестве фон Бодмерсдорф (Imma von Bodmershof, 1895–1982; позднее писательница) и Рольф (Rolf, после обращения в ислам Омар, 1901–1980, позднее антрополог и востоковед, профессор, директор Антропологического института в Мадрасе).
Профессор Немецкого университета в Праге
В 1896 г. Эренфельс был назначен экстраординарным профессором философии Немецкого университета Карла Фердинанда в Праге, в 1897 г. перевёз в Прагу свою семью, в 1899 г. получил звание ординарного профессора и затем преподавал в университете до выхода на пенсию в 1929 г. (фактически до начала 1932). Время общения со студенческой молодёжью он называл лучшими часами своей жизни (цит. по: Valent. 2016. S. 191). Любил дискутировать со студентами, навещал больных студентов на дому. Среди его учеников: писатель Ф. Кафка, музыкант М. Брод, философы Феликс Вельч (Felix Weltsch, 1884–1964), Оскар Краус (Oskar Kraus, 1872–1942), Альфред Кастиль (Alfred Kastil, 1874–1950), психолог М. Вертгеймер, развивший идеи Эренфельса о гештальте и разработавший теорию гештальтпсихологии.
В пражском доме Эренфельса часто бывали именитые гости – писатели, музыканты, учёные, в том числе Р. М. Рильке, Ф. Брентано, М. Метерлинк, Р. Тагор.
Методологическое влияние на развитие философских идей Эренфельса оказала австрийская школа экономики (К. Менгер, Э. фон Бём-Баверк, Ф. фон Визер), рассматривавшая экономическую жизнь как производную деятельности отдельных людей (методологический индивидуализм). В 1897–1898 гг. Эренфельс опубликовал двухтомную работу «Система теории ценностей» («System der Werttheorie»), в которой развивал концепцию, согласно которой ценности не имеют объективной реальности, а являются функцией желания, и их можно описать с помощью психологических категорий чувства и воли: объект обладает или не обладает ценностью постольку, поскольку существует субъект, который желает или отвергает этот объект. Ценность, которую человек придаёт различным объектам, становится основой его социальной и индивидуальной этики.
На рубеже веков в философских устремлениях Эренфельса произошло коренное изменение – он задумался об улучшении положения человечества, культурном возрождении человека Запада. По его собственным словам, он видел себя скорее поэтом, чем философом (цит. по: Valent. 2016. S. 194), поэтому свой идеал жизни описал сначала в хоровых драмах «Зигмар и Гелия» (1898–1899) и «Ульрих» (1900), а затем решил представить для него теоретическое обоснование. Программа работы Эренфельса на 10 лет предполагала более 50 публикаций на тему «Мысли о возрождении культурного человечества». Эренфельс считал, что для такого возрождения потребуется «тысячелетие» (цит. по: Valent. 2016. S. 197). Он подробно рассуждал о дарвинизме, теории отбора, реформе брака, евгенике, сексуальной морали. Предполагая, что источником угрозы возможного вырождения человечества является моногамия, Эренфельс ратовал за отказ от моногамной формы брака в пользу временных полигамных уз с целью получения наилучшего потомства, при этом позволять размножаться следует только наиболее успешным белым мужчинам. Итоги Первой мировой войны усилили его убеждения. В своих многочисленных статьях и лекциях Эренфельс выступал за «смешение рас», особенно за смешение славян и евреев с немцами. В эссе «Сексуальная мораль будущего» (1930) он обсуждал возможные сексуальные реформы, высказался за использование искусственных методов оплодотворения.
Однако его утопические предложения не нашли поддержки. А. Майнонг настоятельно рекомендовал ему не публиковать работы такого рода, коллеги по университету хранили молчание. З. Фрейд, с которым общался Эренфельс, одобрял некоторые из его идей, но считал их практически неосуществимыми.
В мае 1912 г. Эренфельс принял участие в программе лекций Философского общества Венского университета, где в течение 3 вечеров представил «Новые доказательства существования Бога». Эти его размышления в итоге привели к созданию концепции новой религии будущего, которую он изложил в работе «Космогония» («Kosmogonie», 1916), где показал борьбу между гештальтом (Богом) и не-гештальтом (Хаосом) и место в этой борьбе человека как помощника Бога. Позднее Эренфельс опубликовал серию из 8 статей «Мысли о религии будущего» («Gedanken über die Religion der Zukunft», апрель – август 1922) и книгу «Религия будущего» («Die Religion der Zukunft», 1929), где предлагал основать для всего человечества новую религию, построенную на вере в единство всех религий и в единую любовь, охватывающую всё и вся.
Надежду на культурное возрождение, создание единой религии и единой панславянской культуры Эренфельс возлагал на 1-го президента Чехословакии Т. Г. Масарика, которым восхищался. Эренфельс посвятил Масарику пьесу «Мать легионера» (премьера спектакля состоялась в Пражском театре, 1925), обратился к президенту с открытым письмом, в котором призвал его стать основателем новой религии. Масарик ответил дружелюбно, но отказался, сославшись на то, что он скорее политик, чем религиозный деятель (цит. по: Valent. 2016. S. 197).
Эренфельс был заядлым кинозрителем и часто ходил на один и тот же фильм по два раза в день. В кино он усматривал большие возможности для распространения своих идей; 27 ноября 1931 г. выступил в Праге с лекцией «Религиозная миссия кино».
В 1929 г. Эренфельс получил звание почётного профессора Немецкого университета в Праге, но продолжал читать лекции до зимнего семестра 1931/1932 гг. В начале 1932 г. он заболел гриппом, который привёл к осложнениям, пневмонии и депрессии. Умер в родовом поместье Лихтенау, похоронен там же.
В честь К. фон Эренфельса в 1984 г. была выпущена почтовая марка Австрии.