Гештальт
Гешта́льт (нем. Gestalt – фигура, форма, образ), несводимое к своим частям целое или впечатление целого. Хотя особое «качество целостности» неоднократно отмечалось в истории философии, подробная характеристика «качеств гештальта» (нем. Gestaltqualitäten) была впервые дана в работах ученика Ф. Брентано – австрийского философа Х. фон Эренфельса (1890). На примере восприятия мелодии Эренфельс показал, что целостные качества мелодического созвучия и ритма в музыке обладают несопоставимо более богатым содержанием, чем сумма отдельных звуков, лежащих в основе созвучия или ритма. Целое может сохраняться при изменении всех компонентов (одна и та же мелодия может быть проиграна в разных тональностях) и, наоборот, теряться при сохранении частей неизменными (мелодия, проигранная «задом наперёд»). Изучение гештальтов как единиц анализа сознания, первичных по отношению к своим компонентам и определяющих их свойства, стало центральной задачей гештальтпсихологии. Понятие «гештальт» употребляется в отношении не только психических, но также физических, физиологических, социальных явлений.