BTS
BTS (кор. 방탄소년단, Bangtan Sonyeondan – пуленепробиваемые бойскауты), южнокорейский бой-бэнд из семи участников, исполняющий музыку в жанре K-pop. Создан лейблом Big Hit Entertainment (с марта 2021 г. – Hybe Corporation) во главе с продюсером и композитором Пан Си Хёком. Дебютом BTS принято считать 13 июня 2013 г., когда группа выпустила песню «No More Dream». В состав бой-бэнда входят: Ким Нам Джун (RM), Ким Сок Чин (Джин, Jin), Мин Юн Ги (Шуга, Suga), Чон Хо Сок (Джей-Хоуп, J-Hope), Пак Чи Мин (Чимин, Jimin), Ким Тхэ Хён (Ви, V) и Чон Джон Гук (Чонгук, Jungkook). Группа исполняет песни на корейском, английском и японском языках.
Прежде чем стать полноценными участниками группы, исполнители начинали с позиций стажёров в Big Hit Entertainment и проходили подготовку, включавшую в себя уроки хореографии и вокала, а также обучение актёрскому мастерству и работе со СМИ. Подобная модель использовалась не только в случае BTS, но и большинства K-pop-групп. Такие компании, как Big Hit, привлекают потенциальных артистов различными способами. Например, Мин Юн Ги прошёл онлайн-прослушивание осенью 2010 г., а на Чонгука вышли представители агентства по поиску талантов после прослушивания на корейский аналог американского шоу «American Idol» – «Superstar K». Часто молодых людей рекрутируют уже в подростковом возрасте. Так, Чонгуку на момент обучения было 14 лет. Подготовка стажёра к дебюту в качестве артиста занимает примерно 3 года. На каждого человека, успешно завершившего обучение, приходится около 10 стажёров, т. е. в BTS могли прослушиваться до 80 человек, но отобрали в итоге только 7.
BTS изначально задумывалась как хип-хоп-группа, но впоследствии была переориентирована на айдолов. Сейчас в коллективе 3 главных рэп-исполнителя: Ким Нам Джун (лидер группы), Мин Юн Ги и Чон Хо Сок, у которых есть совместные треки «UGH», «Ddaeng» и «Cypher 4». Джин, Чимин, Ким Тхэ Хён и Чонгук – вокалисты. Первый альбом BTS «2 Cool 4 Skool», вышедший в 2013 г., был успешным и занял 10-е место в ежемесячном корейском музыкальном чарте спустя месяц после релиза, а затем поднялся на 5-ю позицию (2 Cool 4 Skool has now spent 300 weeks ... 2019). Главная песня альбома – «No More Dream» – посвящена теме давления на подростков в стране, обусловленного специфическим для Республики Корея культом образования и успеха.
В своём творчестве BTS часто обращаются к социальной проблематике, что стало частью их музыкальной идентичности. Помимо типичных поп-композиций про любовь, они посвящают песни депрессии, подростковым комплексам, буллингу и дефектам современного корейского общества с его иерархичностью и культом успеха. Музыка BTS также сосредоточена на корейской идентичности артистов, что нехарактерно для национальной поп-индустрии. Исполнители часто используют корейские региональные диалекты – им, в частности, посвящена рэп-композиция «Paldogangsan». Участники часто надевают традиционную корейскую одежду ханбок (Шуга снялся в ней в сольном клипе на песню «Daechwita»), а в 2020 г. на церемонии вручения одной из главных музыкальных премий, ежегодно присуждаемых в Республике Корея, Melon Music Awards, BTS исполнили перформанс на песню «Idol», который включал в себя традиционные элементы – танцы тальчум в корейских масках и музыкальное представление самульнори с использованием барабанов.
Фандом
Примерно через год после дебюта появился официальный фан-клуб BTS под названием АРМИ (кор. 아미, англ. army – армия). Идея сообщества состояла в том, что бронежилет (изображение которого было первым логотипом группы, а в названии BTS содержится слово «пуленепробиваемый») как армейский атрибут защищает каждого участника в отдельности и формирует общую идентичность с фанатами. Позже BTS сменили этот логотип на изображение открывающихся дверей и стали расшифровывать международное название как «Beyond The Scene» (за кулисами). С этого момента A.R.M.Y стала аббревиатурой от Adorable Representative M.C. for Youth, дословно – прекрасные представители MC молодёжи.
Солидарность артистов с поклонниками – фундаментальная часть фандом-культуры K-pop. Платное членство в фан-клубе за 22 долл. в год позволяет участвовать в фан-встречах с артистами или раньше всех купить билет на концерт с саундчеком. Также поклонники первыми узнают о поступлении в продажу товаров с атрибутикой группы и получают доступ к эксклюзивным материалам (фотографиям, интервью и чату в официальном приложении для фанатов Weverse, где группа активно общается с поклонниками). Международный фандом в течение всего 2017 г. систематически требовал от североамериканских розничных сетей Walmart, Target и Amazon поступления новых альбомов BTS в продажу, после чего их массово скупали и тем самым продвигали в топы продаж (Martin. 2021).
С появлением BTS фанаты перестали быть пассивными потребителями творчества артистов и научились использовать социальный капитал фандома. Например, своей активностью в социальных сетях АРМИ привлекли внимание общественности к движению Black Lives Matter, собрав для него 1 млн долл., и вывели из трендов оппозиционные хештеги #WhiteLivesMatter. В июне 2020 г. фанаты заявили, что зарезервировали тысячи билетов на предвыборную встречу президента Д. Трампа в Оклахоме (места на мероприятии остались пустыми).
Влияние на экономику страны
Деятельность BTS напрямую отражается на экономике и репутации Республики Корея. Популярность группы стимулирует туризм, а также подталкивает людей к изучению корейского языка, культуры, кинематографа, моды и увеличивает доходы корейских производителей еды, техники и косметики. Общий вклад группы в экономику страны оценивается примерно в 5 млрд долл. в год, т. е. около 0,5 % ВВП. Первая англоязычная песня BTS под названием «Dynamite», выпущенная в августе 2020 г., стала сенсацией мирового масштаба и принесла группе первое место в Billboard, куда до них не попадала ни одна корейская группа. Успех композиции вышел далеко за пределы музыкальной индустрии. Так, согласно исследованию Министерства культуры, спорта и туризма Республики Корея, выход песни способствовал созданию во время пандемии почти 8 тыс. рабочих мест и увеличению экспорта сопутствующих товаров, таких как косметика, продукты питания и одежда с атрибутикой группы, с совокупным эффектом для экономики в 1 млрд долл. (Sajnach. 2021).
В сентябре 2021 г. группа выступила на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в качестве делегатов Республики Корея по вопросам культуры, назначенных президентом страны Мун Чжэ Ином. Их доклад был посвящён влиянию пандемии COVID-19 на перспективы молодёжи и изменение климата. 31 мая в честь празднования Месяца наследия американцев азиатского происхождения и выходцев с тихоокеанских островов (Asian American and Pacific Islander Heritage Month, AAPIHM) BTS посетили Белый дом и встретились с президентом США Дж. Байденом, чтобы обсудить расовую дискриминацию.
27 февраля 2021 г. самый младший участник группы Чонгук провёл на стриминговой платформе V Live прямой эфир с поклонниками, во время которого пил комбучу чайного бренда TEAZEN. Эфир собрал 13,5 млн зрителей, а спустя несколько дней TEAZEN отчитался о 500%-ном росте продаж напитка (Turner. 2021). В 95-й серии шоу «Run BTS!» Чонгук был одет в футболку корейского бренда Trunk Project, которая была распродана менее чем за 12 часов после выхода эпизода в эфир. BTS также являются амбассадорами корейского внедорожника Palisade одного из корейских чеболей Hyundai. По отчётным данным, компания заработала на рекламном контракте более 500 млн долл. В социальной сети TikTok даже возник тренд на видео, в которых пользователи рассказывали, что уговорили своих родителей купить именно эту марку машины.
BTS повышают продажи любых брендов, с которыми сотрудничают и услугами которых пользуются. В июне 2020 г. на фотосессии для японского Vogue Чонгук позировал в куртке марки Prada. После появления фотографий в Сети куртка была полностью распродана в 25 странах, а джинсовка от Louis Vuitton, в которой Чонгук был на концептуальных фотографиях для клипа «Dynamite», также моментально исчезла с официального сайта бренда в 16 странах.
В Республике Корея продолжаются дискуссии об освобождении участников BTS от службы в армии, обязательной для всех граждан страны мужского пола в возрасте от 18 до 28 лет. Служба длится 1,5 года, а официальное освобождение от неё предусмотрено лишь для олимпийских чемпионов и исполнителей народной и классической музыки. Министр культуры, искусства и спорта Республики Корея Хван Хи назвал возможный призыв BTS в армию «огромной потерей не только для страны, но и для всего мира» (Frater. 2022). При этом самому старшему участнику коллектива, Ким Сок Чину, в 2022 г. исполнялось 30 лет, в 28 лет он получил отсрочку от призыва на 2 года.
Дискография и награды
Дебютный сингл группы «2 Cool 4 Skool» (2013) и последующий мини-альбом (ЕР) «O!RUL8,2?» (2013), несмотря на скромный коммерческий успех, принесли BTS первые награды в 2013–2014 гг. Самыми значимыми из них можно назвать победы в номинациях «Новый артист года» на 5-й церемонии Melon Music Awards, а также на церемониях Golden Disc Awards и Seoul Music Awards.
В 2015 г. к BTS пришло признание на мировой арене. Песня «I Need U» из альбома «The Most Beautiful Moment in Life, Part 1» дебютировала на 6-м месте чарта Top Heatseekers – музыкальном хит-параде журнала Billboard, а также принесла группе её первую победу на телевидении в программе «The Show» телеканала SBS MTV. В том же году BTS дебютировали в Billboard 200, заняв 171-е место с альбомом «The Most Beautiful Moment in Life, Part 2».
Свой первый дэсан (кор. 대상, от кор. 대 – главный, 상 – приз) – наивысший и самый почётный трофей, присуждаемый на южнокорейских церемониях вручения музыкальных наград, группа получила 19 ноября 2016 г. на премии Melon Music Awards в категории «Альбом года» за «The Most Beautiful Moment in Life: Young Forever». Позже они стали единственными артистами, трижды завоевавшими все главные дэсаны на Mnet Asian Music и дважды подряд – на Melon Music Awards. На 2022 г. BTS оставались также обладателями наибольшего числа дэсанов в истории Korea Music Awards (национального аналога премии «Грэмми») – 63 наград.
В 2017 г. расширенное издание второго студийного альбома «Wings: You Never Walk Alone» установило рекорд по предпродажам: ещё до его выхода было продано свыше 700 тыс. копий. Главный сингл «Spring Day» попал в Billboard’s Bubbling Under Hot 100, заняв 15-е место, а на 9-й премии Melon Music Awards сингл получил первую крупную награду за лучшую песню года.
18 сентября 2017 г. группа выпустила свой пятый EP «Love Yourself: Her», сразу попавший на 7-ю строчку Billboard 200 и ставший самым высокооценённым альбомом корейского исполнителя. В октябре 2017 г. песня «DNA» попала на 67-ю строчку Hot 100 Billboard, став самой популярной K-pop-песней на тот момент. BTS удостоились также звания «Музыкант года» на 15-й музыкальной премии Korean Music Awards. Популярность сингла «DNA» позволила группе впервые принять участие в церемонии Billboard Music Awards и стать первыми номинантами на эту премию в истории K-pop-музыки и первыми K-pop-исполнителями, получившими награду в категории «Лучший социальный артист». Вплоть до 2021 г. они ежегодно одерживали победу в этой номинации.
В ноябре 2017 г. группа выступила с песней «DNA» на церемонии American Music Awards – крупнейшей ежегодной американской музыкальной премии. Таким образом, они стали первыми корейскими исполнителями, выступившими на американском телевидении. Их появление в эфире вызвало настолько широкий отклик у аудитории, что BTS попали в Книгу рекордов Гиннесса за наибольшее число упоминаний в Twitter (заблокирован по требованию Роскомнадзора). Подводя итоги 2017 г., социальная сеть назвала BTS «самыми упоминаемыми артистами года» («the most tweeted-about celebrity of the year»). В 2021 г. группа подтвердила своё первенство на музыкальной сцене, став первыми в истории American Music Awards азиатскими исполнителями, победившим в номинации «Артист года».
Достигнув признания на мировой арене, BTS выпустили трек «MIC Drop Remix» со знаменитым диджеем Стивом Аоки. Композиция стала посланием всем тем, кто не верил в успех группы, а также утверждением своих достижений спустя годы тяжёлого труда. В подтверждение этих слов BTS первыми в истории корейской поп-музыки поднялись на вершину чарта iTunes Top Songs. В феврале 2018 г. «MIC Drop» и «DNA» оказались первыми треками корейских исполнителей, которым присвоен «золотой статус» от организации RIAA. 27 февраля того же года BTS вновь покорили Интернет с видео, на котором Чонгук исполнял песню «All of My Life» Пак Вона. Размещённый в официальном твиттер-аккаунте группы ролик стал одним из самых положительно оценённых за всю историю социальной сети, набрав больше миллиона лайков.
18 мая 2018 г. BTS выпустили свой третий студийный альбом «Love Yourself: Tear», который стал «мгновенной классикой», стартовав с первого места в чарте Billboard и оказавшись первым в истории корейским альбомом, возглавившим американские чарты. Альбом также побил рекорды по предпродажам с почти 1,5 млн заказанных копий ещё до момента его выхода. Главная композиция альбома – «Fake Love» – стала первым синглом группы, попавшим в первую десятку Billboard Hot 100. Позже песня возглавила десятки чартов по всему миру. Альбом также победил в номинациях «Альбом года» на Melon Music Awards и Mnet Asian Music Awards, а «Fake Love» одержала победу в номинациях «Песня года» и «Лучшая поп-песня» на церемонии Korean Music Awards.
Через несколько дней после релиза альбома группа впервые выступила на церемонии Billboard Music Awards и во второй раз одержала победу в номинации «Лучший социальный артист».
В 2019 г. BTS выпустили новый ЕР «Map of the Soul: Persona». Клип на главную песню альбома – «Boy with Luv» – в первые 24 часа после релиза набрал 74,6 млн просмотров, поставив новый рекорд на YouTube. Затем группа каждый год обновляла собственный рекорд, в том числе с видео на сингл «Butter», которое собрало более 100 млн просмотров в первые сутки после выхода.
В том же году BTS были впервые приглашены на церемонию «Грэмми» для вручения наград в одной из категорий. В мае 2019 г. BTS вновь выступили на церемонии Billboard Music Awards с треком «Boy With Luv» и увезли домой третью награду «Лучший социальный артист». В июне 2019 г. BTS стали первой корейской группой, выступившей на полностью заполненном стадионе «Уэмбли» в Лондоне. Все 90 тыс. билетов были распроданы за первые 1,5 часа.
В 2021 г. группа не только впервые выступила на «Грэмми», но и была номинирована в категории «Лучшее поп-исполнение дуэтом или группой» с англоязычным хитом «Dynamite». В 2022 г. BTS были номинированы в той же категории за сингл «Butter», но, как и годом ранее, не одержали победы. Это вызвало волну критики в адрес организаторов премии, которых обвинили в эксплуатации образа группы для поднятия рейтингов шоу.
4 марта 2021 г. Международная федерация производителей фонограмм (англ. International Federation of the Phonographic Industry) присудила BTS звание «Global Recording Artist of the Year». Таким образом, они стали первыми азиатскими и не англоговорящими артистами, удостоенными этой награды.
В мае 2022 г. BTS поставили рекорд по числу премий Billboard Music Awards. Благодаря победе в номинациях «Лучший дуэт/группа», «Исполнитель с самыми продаваемыми песнями» и «Самая продаваемая песня» за трек «Butter» общее число наград группы достигло двенадцати. Тем самым они побили рекорд прежних лидеров среди лауреатов – группы Destiny’s Child, которые на протяжении 17 лет удерживали первенство по числу премий.
Прочая деятельность
Маркетинговая кампания по продвижению группы строится не cтолько вокруг их музыки, сколько вокруг производства различного контента. Одними из самых популярных шоу с участием BTS являются «BTS In the Soop» и «Run BTS!». В первом случае участники заселяются в загородный дом и просто проводят там время, рисуют, играют в компьютерные и настольные игры, готовят еду и занимаются уборкой. В «Run BTS!» участники группы разыгрывают различные сценки и проходят кулинарные состязания. По состоянию на 2022 г. «BTS In the Soop» насчитывало 2 сезона по 8 и 5 серий, а «Run BTS!» – 156 эпизодов.
14 июня 2022 г. группа провела мероприятие «Festa» – двухнедельное празднование, приуроченное к годовщине своего дебюта. На нём участники объявили о перерыве в совместной карьере и намерении сосредоточиться на сольных проектах. Они поделились, что последние годы деятельности им давались нелегко и они находились под большим давлением. После этого заявления представители Hybe Corporation опубликовали письмо, в котором подчеркнули, что группа не распалась и продолжит совместную деятельность. Однако это заявление не спасло компанию от падения их акций на бирже. Стоимость одной акции лейбла упала на 25%, до 112,29 долл., а убытки оценивались в 1,7 млрд долл. (Lee. 2022).
Российское сообщество поклонников BTS
Одним из главных перформансов, которые АРМИ устраивают в поддержку группы, являются поздравления айдолов в их дни рождения на зданиях по всему миру. Так, трёхминутное звуковое и световое шоу, посвящённое Ким Тхэ Хёну, появилось в 2020 г. на дубайском небоскрёбе «Бурдж-Халифа». Подобные акции устраивало и российское фанатское сообщество. Например, в 2021 г. портрет Джей-Хоупа появился на Останкинской башне в Москве и на «Ак Барс Арене» в Казани.
В марте 2022 г. в российских кинотеатрах состоялась прямая трансляция из Сеула концерта BTS «Permission to Dance». Трансляция проходила только один день, 12 марта, по всему миру в режиме реального времени. Она стала лидером отечественного кинопроката, собрав почти 69 млн руб., превысив сборы предыдущих фильмов-концертов группы в России. За несколько недель проката «BTS: Love Yourself Tour in Seoul», выходивший в январе 2019 г., собрал почти 62 млн руб., а «BTS: Открой свою душу. Фильм» в августе того же года заработал почти 50 млн руб.