Реалити-шоу
Реа́лити-шо́у (англ. reality show), жанр развлекательных телевизионных передач, который чаще всего основывается на помещении реальных персонажей в вымышленный, сконструированный сеттинг, который часто может быть приближен к реальной жизни. На Западе попадает под зонтичный термин «реальное телевидение», который включает в себя широкий спектр передач, созданных на стыке документалистики, драмы, развлекательного и информационного контента. Реалити-шоу часто производятся в интерактивном формате, что позволяет зрителям не только принимать участие в шоу, но и влиять на развитие сюжета. Изначально термином называли полицейские и судебные передачи, содержащие реальные кадры с места событий. Сегодня в данную категорию попадают передачи о реальных людях, посвящённые самым разным темам: например, моде, лайфстайлу, ремонту, животным, выживанию, играм, конкурсам талантов и т. д. (Hill. 2005. P. 2).
Реалити-шоу – гибридный формат, поэтому в зависимости от жанра передачи снимаются при помощи разных технических и драматургических приёмов, художественных техник. К основным можно отнести съёмку на скрытую, ручную камеру, съёмку в студии, участие непрофессиональных актёров, отсутствие драматургии диалогов и др.
Некоторые исследователи и журналисты (Kraszewski. 2017. P. 16) называют одними из первых реалити-шоу передачи «Скрытая камера» («Candid Camera», 1948–2014), «Американская семья» («An American Family», 1973) и «Реальный мир» («The Real World», с 1992). При этом сам термин «реальное телевидение» стали употреблять только в 1980-х гг. (Hill. 2005. P. 44). Первым реалити-шоу в России стала передача «За стеклом» (2001–2002). С тех пор на экранах появлялись реалити разных жанров: музыкальные («Фабрика звёзд», 2002–2007; 2011–2012), шоу про выживание («Форт Боярд», 1998; 2002–2004; 2006; 2013; 2019; 2021; «Последний герой», 2002–2004; 2008–2009; 2019–2021), шоу про преображения (иначе makeover) («Успеть за 24 часа», 2014–2018; «Снимите это немедленно», 2004–2016) и др. Одним из самых просматриваемых реалити-шоу в России является «Дом 2» (2004–2020).
На формирование «реального телевидения» повлияли три формата: таблоидная журналистика, документальные программы и развлекательные передачи. Другими факторами стали увеличение коммерциализации медиа и реорганизация производства телешоу: крупные корпорации скупили местные станции, реалити-шоу было дешевле производить, чем драматические сериалы (Hill. 2005. P. 5–6).
Исследователи (Hill. 2005; Bignell. 2013) и представители индустрии относят «реальное телевидение» и к «фактологическому телевидению» (factual tv). Данная категория включает программы, «нацеленные на представление реальности, драматизацию прошедших событий или на слежение за реальными людьми в многосерийном формате» (Bignell. 2013. P. 207). В контексте размышлений о фактологическом телевидении профессор медиа и коммуникаций А. Хилл пишет, что для исследований реалити-шоу и их аудитории важно анализировать и зрительское восприятие передач, так как считается, что зрители часто не могут отличить вымышленных персонажей и сконструированные ситуации от реальных. Более того, зрители чаще всего описывают происходящее на экране как нереальное и неестественное (Hill. 2005. P. 62–66).
Реалити-шоу стали крайне популярны в 1990-е и 2000-е гг. в США и Великобритании, они демонстрировались в прайм-тайм, а их рейтинги были выше телешоу других жанров. Например, в 2003 г. в Америке последний выпуск шоу «Миллионер Джо» («Joe Millionaire», 2003) посмотрели 40 млн зрителей, а ситком «Друзья» («Friends», 1994–2004) – 15 млн (Hill. 2005. P. 3). В других странах реалити-шоу тоже пользовались спросом: одно из первых и самых популярных шоу – «Большой брат» («Big Brother», 1999) – в канун Нового года в Нидерландах посмотрели 15 млн человек, а малавийская версия шоу понравилась зрителям за преодоление культурного разрыва (участники представляли 10 разных стран), несмотря на призывы к запрету шоу со стороны церкви (Hill. 2005. P. 4).
С начала 2010-х гг. рейтинги даже самых популярных шоу, таких как «Американский идол» («American Idol», с 2002) и «Холостяк» («The Bachelor», с 2002) начали падать (Molloy. 2012). Тенденция продолжилась и к концу десятилетия: исследование Variety и торговой ассоциации PactUS показало, что к 2017 г. рентабельность и рейтинги шоу снижаются вместе с ростом затрат на их производство (Schneider. 2017). Однако во время пандемии коронавируса вырос спрос на реалити-шоу на стриминговых платформах (Katz. 2020), что позволяет говорить о том, что реалити-шоу популярны и сегодня.