Направления, стили, жанры на телевидении

Реалити-шоу

Реа́лити-шо́у (англ. reality show), жанр развлекательных телевизионных передач, который чаще всего основывается на помещении реальных персонажей в вымышленный, сконструированный , который часто может быть приближен к реальной жизни. На Западе попадает под зонтичный термин «реальное телевидение», который включает в себя широкий спектр передач, созданных на стыке документалистики, драмы, развлекательного и информационного контента. Реалити-шоу часто производятся в интерактивном формате, что позволяет зрителям не только принимать участие в шоу, но и влиять на развитие сюжета. Изначально термином называли полицейские и судебные передачи, содержащие реальные кадры с места событий. Сегодня в данную категорию попадают передачи о реальных людях, посвящённые самым разным темам: например, моде, лайфстайлу, ремонту, животным, выживанию, играм, конкурсам талантов и т. д. (. P. 2).

Реалити-шоу – гибридный формат, поэтому в зависимости от жанра передачи снимаются при помощи разных технических и драматургических приёмов, художественных техник. К основным можно отнести съёмку на скрытую, ручную камеру, съёмку в студии, участие непрофессиональных актёров, отсутствие драматургии диалогов и др.

Некоторые исследователи и журналисты (. P. 16) называют одними из первых реалити-шоу передачи «Скрытая камера» («Candid Camera», 1948–2014), «Американская семья» («An American Family», 1973) и «Реальный мир» («The Real World», с 1992). При этом сам термин «реальное телевидение» стали употреблять только в 1980-х гг. (. P. 44). Первым реалити-шоу в России стала передача «За стеклом» (2001–2002). С тех пор на экранах появлялись реалити разных жанров: музыкальные («Фабрика звёзд», 2002–2007; 2011–2012), шоу про выживание («Форт Боярд», 1998; 2002–2004; 2006; 2013; 2019; 2021; «Последний герой», 2002–2004; 2008–2009; 2019–2021), шоу про преображения (иначе makeover) («Успеть за 24 часа», 2014–2018; «Снимите это немедленно», 2004–2016) и др. Одним из самых просматриваемых реалити-шоу в России является (2004–2020).Ведущие телевизионной передачи «Скрытая камера» Дарвард Кирби и Аллен Фант. 1965Ведущие телевизионной передачи «Скрытая камера» Дарвард Кирби и Аллен Фант. 1965.

На формирование «реального телевидения» повлияли три формата: таблоидная журналистика, документальные программы и развлекательные передачи. Другими факторами стали увеличение коммерциализации медиа и реорганизация производства телешоу: крупные корпорации скупили местные станции, реалити-шоу было дешевле производить, чем драматические сериалы (. P. 5–6).

Исследователи (; ) и представители индустрии относят «реальное телевидение» и к «фактологическому телевидению» (factual tv). Данная категория включает программы, «нацеленные на представление реальности, драматизацию прошедших событий или на слежение за реальными людьми в многосерийном формате» (. P. 207). В контексте размышлений о фактологическом телевидении профессор медиа и коммуникаций А. Хилл пишет, что для исследований реалити-шоу и их аудитории важно анализировать и зрительское восприятие передач, так как считается, что зрители часто не могут отличить вымышленных персонажей и сконструированные ситуации от реальных. Более того, зрители чаще всего описывают происходящее на экране как нереальное и неестественное (. P. 62–66).

Реалити-шоу стали крайне популярны в 1990-е и 2000-е гг. в США и Великобритании, они демонстрировались в прайм-тайм, а их рейтинги были выше телешоу других жанров. Например, в 2003 г. в Америке последний выпуск шоу «Миллионер Джо» («Joe Millionaire», 2003) посмотрели 40 млн зрителей, а («Friends», 1994–2004) – 15 млн (. P. 3). В других странах реалити-шоу тоже пользовались спросом: одно из первых и самых популярных шоу – «Большой брат» («Big Brother», 1999) – в канун Нового года в Нидерландах посмотрели 15 млн человек, а малавийская версия шоу понравилась зрителям за преодоление культурного разрыва (участники представляли 10 разных стран), несмотря на призывы к запрету шоу со стороны церкви (. P. 4).

С начала 2010-х гг. рейтинги даже самых популярных шоу, таких как «Американский идол» («American Idol», с 2002) и «Холостяк» («The Bachelor», с 2002) начали падать (). Тенденция продолжилась и к концу десятилетия: исследование Variety и торговой ассоциации PactUS показало, что к 2017 г. рентабельность и рейтинги шоу снижаются вместе с ростом затрат на их производство (). Однако во время пандемии коронавируса вырос спрос на реалити-шоу на платформах (), что позволяет говорить о том, что реалити-шоу популярны и сегодня.

  • Популярная культура в мире