Twitter («Твиттер»; англ. X, «Икс»), американская социальная сеть и микроблогинговая платформа, предоставляющая пользователям возможность обмениваться короткими сообщениями – твитами (англ. tweet – птичий щебет, чириканье). Они могут содержать до 280 символов для большинства пользователей (с 2023 – до 10 тыс. символов для привилегированных подписчиков) и наряду с текстом включать в себя изображения, видеоролики и ссылки. Платформа служит глобальным средством коммуникации, пространством общественных обсуждений и мгновенного обмена информацией. С марта 2022 г. заблокирована на территории РФ по решению Роскомнадзора.
Основные функции
Основной функционал Twitter состоит в том, что участники сети могут подписываться на других пользователей [как индивидуальных, так и коллективных (аккаунты компаний, брендов, новостных агентств и др.)], чтобы видеть их сообщения в своей ленте, а их собственные твиты отображаются в ленте тех, кто подписан на них. Кроме того, пользователям доступно обсуждение в комментариях под сообщениями. Платформа поддерживает хештеги для категоризации и поиска твитов по темам, а также разновидность репоста – ретвит, позволяющий делиться сообщениями других пользователей со своими подписчиками. Твиты могут быть оформлены в формате анонимного опроса.
В декабре 2020 г. была запущена функция Twitter Spaces, позволяющая пользователям участвовать в виртуальной среде с живым звуком под названием «среда для общения» (англ. space for conversation). Онлайн-пространства для разговоров могут вместить неограниченное количество слушателей. К непосредственному общению допускаются максимум 13 спикеров (1 модератор, 2 соведущих и 10 спикеров). «Безопасный режим» (англ. Safety Mode) в Twitter позволяет блокировать пользователей на 7 дней при обнаружении распространяемого ими потенциально вредоносного контента. В случае активации этого режима участником сети пользователи, проявляющие нежелательное поведение, временно лишаются возможности следить за его аккаунтом и отправлять ему прямые сообщения на весь период блокировки.
История компании
Первая версия Twitter была создана для внутреннего использования сотрудниками компании Odeo, занимавшейся подкастингом. Публичный запуск полной версии состоялся 15 июля 2006 г. В октябре 2006 г. члены команды Odeo – Б. Стоун, Э. Уильямс, Дж. Дорси и другие – зарегистрировали компанию Obvious Corporation и приобрели Odeo со всеми её активами, включая сайты Odeo.com и Twitter.com. В апреле 2007 г. Twitter стал независимой компанией (Sagolla. 2009). Импульс росту популярности платформы в США дала технологическая конференция SXSW (сокращённо от South by Southwest Interactive) 2007 г., на которой Twitter был награждён премией за достижения в области интернет-технологий в категории «Блог». В период проведения мероприятия количество твитов увеличилось с 20 тыс. до 60 тыс. в день (Douglas. 2007). Реакция пользователей на конференции была очень положительной.
Следующим значимым событием стало первое сообщение в Twitter, опубликованное астронавтом НАСА Т. Дж. Кримером с Международной космической станции 22 января 2010 г. НАСА активно использовала Twitter в информационно-пропагандистских целях, а также предоставляла VIP-доступ к мероприятиям и докладам агентства через данный веб-ресурс (Yembrick. 2010).
С момента своего создания компания Twitter переживала стремительный рост. Если в 2007 г. пользователи отправляли 400 тыс. сообщений ежеквартально, то в феврале 2010 г. – уже 50 млн сообщений в сутки, а в июне того же года ежедневно публиковалось около 65 млн твитов, т. е. каждую секунду участники социальной сети отправляли около 750 записей (Grove. 2010).
Всплеск использования платформы наблюдался в период значимых событий. Например, во время чемпионата мира по футболу 2010 г. был установлен рекорд в 2940 твитов в секунду после гола Японии, игравшей против команды Камеруна 14 июня. Этот рекорд был побит после победы «Лос-Анджелес Лейкерс» в финальном матче Национальной баскетбольной ассоциации 2010 г. Тогда пользователи писали 3085 сообщений в секунду. Однако и этот рекорд не продержался долгое время. После победы Японии над Данией на чемпионате мира по футболу было опубликовано 3283 твита в секунду (Grove. 2010). Высокой нагрузке серверы Twitter подверглись после смерти американского певца М. Джексона 25 июня 2009 г. Пользователи оставляли около 100 тыс. твитов в час.
Важным шагом в развитии Twitter стало приобретение компании Atebits 11 апреля 2010 г. Atebits разработала популярный клиент Tweetie для macOS и iOS, который был удостоен награды Apple Design. Это приложение, которое позднее было переименовано в Twitter, стало официальным клиентом социальной сети для платформы iOS, распространяемым бесплатно (Miller. 2010). В период с сентября по октябрь 2010 г. компания представила полностью обновлённую версию сайта twitter.com. У пользователей появилась возможность просматривать фотографии и видео, не покидая социальной сети, по клику на отдельные твиты, содержащие мультимедийный контент в виде ссылок на различные веб-сайты, включая YouTube (Twitter 2.0 … 2011).
В 2012 г. Twitter объявил о своём партнерстве с российской поисковой системой «Яндекс», чтобы поставлять новости в режиме реального времени. Это сотрудничество позволило достичь большей открытости платформы и расширить её аудиторию (Prodhan. 2012). В этом году численность зарегистрированных пользователей Twitter достигла 140 млн человек (Wasserman. 2012).
В октябре 2012 г. Twitter приобрёл компанию Vine, которая занималась развитием сервиса коротких видеоклипов, и спустя 3 месяца было представлено приложение Vine, позволяющее создавать видеоролики и делиться ими, а также копировать контент в новый сервис напрямую из Twitter (Dredge. 2013). В январе 2013 г. Twitter приобрёл разработчика мобильного программного обеспечения (ПО) Crashlytics, благодаря чему в том же году выпустил музыкальное приложение Twitter Music для платформы iOS (Ulanoff. 2013). В июне 2014 г. Twitter объявил о покупке компании Namo Media, специализирующейся на рекламе для мобильных устройств (Lunden. 2014). В том же году было объявлено о партнёрстве с IBM для использования клиентских данных Twitter для более точного профилирования пользователей и лучшего понимания актуальных бизнес-тенденций (Perez. 2014). В марте 2015 г. Twitter официально заявил о приобретении Periscope (Constine. 2015) – инновационного приложения, позволяющего транслировать видео в режиме реального времени. В июне 2016 г. Twitter также выкупил стартап, специализирующийся в области искусственного интеллекта под названием Magic Pony; сумма сделки составила 150 млн долл. (Hern. 2016).
В 2020 г. Twitter столкнулся со значительными вызовами, связанными с пандемией COVID-19 и распространением дезинформации – фейковых новостей. Два твита президента США Д. Трампа, помеченные алгоритмами социальной сети как «потенциально вводящие в заблуждение», вызвали особое внимание общественности. Позднее Twitter добавил синий значок предупреждения и формулировку «ознакомьтесь с фактами», чтобы перенаправлять пользователей на достоверные источники информации. Аккаунт Трампа был заблокирован на платформе в связи с нарушением правил сайта и игнорированием нескольких предупреждений. Этот громкий случай деплатформинга вызвал неоднозначную реакцию общественности и критику со стороны соратников действовавшего на тот момент президента и европейских лидеров, которые расценили действия администрации Twitter как грубое вмешательство и нарушение свободы слова (Fung. 2021).
В 2021 г. Twitter взял курс на инновации и развитие. Было начато исследование проекта Bluesky с открытым исходным кодом. Внедрение новых протоколов и кодирования предоставило пользователям возможность настраивать алгоритмическое курирование контента согласно своим предпочтениям (Silberling, Stringer. 2023). В этом же году Twitter представил несколько новых функций, позволяющих пользователям подписываться на различных авторов и получать эксклюзивный платный контент. Также в августе 2021 г. Twitter обновил свой дизайн, внедрив новые цветовые решения и шрифт Chirp (Bonifacic. 2021).
Приобретение Twitter Илоном Маском
В начале 2022 г. миллиардер И. Маск заявил о намерении внести принципиальные изменения в работу Twitter, включая борьбу со спам-ботами, смягчение политики модерации, обновление основных сервисов и сокращение расходов. Маск пытался получить место в совете директоров компании через покупку её акций, однако попытка не увенчалась успехом. В конечном счёте в апреле 2022 г. Маск сделал неожиданное предложение о покупке Twitter за 43 млрд долл. Процесс смены собственника сопровождался серией юридических и деловых противостояний и завершился в конце октября 2022 г., когда итоговая сумма сделки составила 44 млрд долл. (Duffy. 2022).
После приобретения компании Маск немедленно уволил трёх её высших руководителей и начал масштабное сокращение штата. В итоге более половины из 7,5 тыс. сотрудников компании были уволены (Злобин. 2022). В декабре 2022 г. Маск предоставил внутреннюю документацию компании независимым журналистам. Опубликованный сборник материалов стал известен как «Файлы Twitter» («Twitter Files»). Эти документы раскрывают различные аспекты и внутренние детали политики модерации Twitter, включая бан некоторых правоконсервативных пользователей и деплатформинг Д. Трампа. Комментаторы расходятся в интерпретации документов: часть наблюдателей рассматривает их как доказательство предвзятости Twitter и ограничения свободы слова, в то время как другие обращают большее внимание на сложность принятия жёстких решений по модерации контента на платформах социальных сетей (Coldewey. 2023).
Ближе к концу 2022 г. Twitter объявил о запрете переходов по ссылкам на такие платформы, как Facebook, Instagram (принадлежат корпорации Meta, которая внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации) и Truth Social, а также на сторонние агрегаторы ссылок, такие как Linktree. Однако вскоре после этого объявления Маск принёс извинения и обещал провести голосование по поводу серьёзных изменений в политике компании. Он также опубликовал опрос, в котором поинтересовался у пользователей, следует ли ему оставаться главой Twitter: больше половины проголосовавших поддержали идею отставки. По окончании голосования Маск объявил о своём намерении покинуть пост генерального директора, как только ему будет найдена замена, и затем возглавить команды по разработке ПО и серверных решений (Kiran. 2022).
С середины апреля 2023 г. пользователи Twitter узнали о новом ограничении. На платформе пропала возможность осуществления поиска твитов при отсутствии учётной записи. Кроме того, с июня 2023 г. незарегистрированные пользователи не могут просматривать сообщения или профили в Twitter. Это изменение не только лишило доступа многих людей к социальной сети, но и помешало поисковым системам индексировать страницы Twitter. В результате за несколько дней было потеряно более половины URL-адресов сайта. Маск назвал это изменение временной чрезвычайной мерой и обвинил несколько сотен организаций в удалении данных платформы. Позднее были введены ограничения на количество твитов, которые пользователь может видеть в день, но после ряда обновлений эта мера была смягчена. C 4 июля 2023 г. Twitter снял блокировку для просмотра сообщений и профилей незарегистрированными пользователями, но для просмотра большого количества твитов на одной странице по-прежнему требуется учётная запись (Fredrick. 2023).
Ребрендинг Twitter
С момента смены владельца Twitter шла дискуссия о потенциальном ребрендинге платформы. И. Маск в своих сообщениях начал упоминать компанию как X/Twitter или X (Twitter). 23 июля 2023 г. бизнесмен заявил о том, что начнёт ребрендинг с нового логотипа, основанного на букве X. Позднее он добавил, что если найдёт логотип, то реализует ребрендинг на следующий день, и вскоре опубликовал видео, в котором логотип Twitter преобразуется в абстрактный логотип X.
Ребрендинг вызвал большой резонанс, поскольку бренд Twitter был крайне популярен и такие слова, как «твит» или «твитнуть», известны пользователям по всему миру. Новый нейминг вызвал неоднозначную реакцию. Многие комментаторы отмечали, что X – слишком общее и неяркое название, и в одних лишь США около 900 компаний пользуются символом X как своей торговой маркой, включая логотип, связанный с социальными сетями, которые принадлежат корпорации Meta. Исследования общественного мнения показали, что ребрендинг не получил широкой поддержки, поскольку большинство пользователей и известных брендов продолжают называть платформу «Твиттером» (Stokel-Walker. 2023).
Культурное влияние
Twitter оказал огромное влияние на современную популярную культуру, играя значительную роль в распространении информации, выступая пространством публичных дебатов и взаимодействия между лидерами общественного мнения (инфлюенсерами) и рядовыми пользователями. Эта социальная платформа стала неотъемлемой частью современной коммуникации, проникая во многие аспекты массовой культуры.
В 2012 г. композиция «Gangnam Style» корейского исполнителя PSY, поставившая рекорд по просмотрам в YouTube и превратившаяся в глобальный медиафеномен, стала самой обсуждаемой песней в Twitter, собрав за этот год более 18 млн упоминаний. В 2014 г. благодаря Twitter вирусным стало селфи с церемонии вручения премии «Оскар», сделанное американской телеведущей Э. Дедженерес и запечатлевшее таких популярных голливудских актёров и актрис, как Б. Питт, А. Джоли, Б. Купер, М. Стрип, К. Спейси, Дж. Робертс, Дж. Лоуренс и др. Эта фотография стала самым популярным твитом в 2014 г., набрав 2,9 млн ретвитов и упоминаний на страницах пользователей (Mahato. 2022).
Twitter в России
В России Twitter служил популярной платформой для обсуждения актуальных проблем, политики, культуры и других важных тем. Разнообразные аккаунты и сообщества позволяли российским пользователям находить единомышленников, обсуждать текущие события и следить за мировыми тенденциями. Twitter также выступал площадкой для российских новостных медиа, журналистов и общественных деятелей, которые использовали его для распространения информационно-новостных и аналитических материалов.
В феврале 2019 г. Роскомнадзор составил протокол об административном правонарушении в отношении Twitter, поскольку компания не выполнила требование о локализации данных российских пользователей. Максимальное наказание для платформы составил штраф в размере 5 тыс. руб. Через год, в феврале 2020 г., Мировой суд г. Москвы вынес решение о наложении штрафа на Twitter в размере 4 млн руб. Компания была признана виновной в нарушении законодательства в области защиты персональных данных россиян. Представители сторон не явились на заседание суда, и решение было принято на основе представленных письменных материалов. Компания Twitter не признала своей вины (Суд оштрафовал Twitter … 2020).
Блокировка Twitter на территории РФ в марте 2022 г. связана с ограничениями, введёнными со стороны социальной сети. Так, в Twitter был закрыт доступ к аккаунтам российских СМИ, в частности страницам агентств «РИА Новости» и Sputnik, а также каналов RT и «Звезда». Даже после ребрендинга компании Роскомнадзор отказал в снятии блокировки с социальной сети, поскольку обновлённые ссылки по-прежнему переадресовывают пользователей на домен twitter.com, доступ к которому был ранее ограничен (В Роскомнадзоре отказались разблокировать Twitter … 2023).