Антикризисное управление
Антикри́зисное управле́ние, система управления организацией, предназначенная для предотвращения появления кризисных ситуаций и/или использования их для трансформации компании с последующей адаптацией при новом состоянии её внутренней и внешней среды. В 21 в. актуален системный подход к антикризисному управлению, т. е. комплекс мероприятий, начиная с диагностики организации и её среды на предмет наличия кризиса и его стадии и заканчивая разработкой программы по выходу из кризисной ситуации.
Понятие кризиса
Как правило, кризис определяется как резкое изменение в чём-либо, крутой перелом текущего положения в худшую сторону. В зависимости от контекста выделяют экономические, политические и другие кризисы. В любом случае понятие кризиса связано с существенными переменами.
Кризис для организации выражается в повышении сложности управления, а также повышении риска при принятии управленческих решений. Закономерно развитие такой системы знаний и прикладных методик, которые позволили бы выходить из кризиса в любой его форме эффективным для организации способом.
Подходы к антикризисному управлению
Выделяют 2 противоположных подхода к антикризисному управлению: один рассматривает кризис как угрозу существования компании, второй – как переходное состояние и новые возможности для развития. Первый подход предназначен как для предотвращения наступления кризисной ситуации (избегания банкротства предприятия и реализации соответствующих процедур, предусмотренных законодательством; при этом рассматривается только финансовая несостоятельность предприятия, а не организационные, кадровые, технологические и другие проблемы компании), так и для выведения организации из этого состояния с минимальными потерями (в данном случае под антикризисным управлением понимается специфическая управленческая деятельность во время кризиса) (Попов. 2005).
Второй подход состоит в том, чтобы увидеть в кризисной ситуации возможность для роста и развития предприятия. Антикризисное управление переводится в разряд стратегического инструмента, который не только снизит деструктивные последствия кризиса для организации, но и поможет сохранить и укрепить её рыночные позиции с опорой, как правило, на собственные ресурсы. В условиях 21 в. из-за ускорения изменений во внешней среде более актуален второй подход.
Элементы системы антикризисного управления
Система антикризисного управления в организации включает в себя следующие элементы (Кочеткова. 2019):
анализ микро- и макросреды, а также определение миссии предприятия для формирования его стратегического потенциала и длительного конкурентного преимущества в изменившихся условиях;
определение экономического механизма причин возникновения кризисных ситуаций;
создание системы анализа и наблюдения за изменениями внешней и внутренней среды предприятия с целью раннего обнаружения «слабых сигналов» (ранних признаков надвигающихся проблем) о приближении кризиса;
стратегический контроллинг (система стратегического управления, обеспечивающая координацию взаимодействия и контроля эффективности топ-менеджмента компании) деятельности предприятия и выработка стратегии предотвращения его несостоятельности;
оперативная оценка и анализ финансового состояния предприятия, выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);
разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него предприятия;
постоянный учёт риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Модель Грейнера
Антикризисное управление неразрывно связано с кризисами, возникающими на каждом из этапов жизненного цикла организации, при этом для каждого из них требуются специфические методы их преодоления. Так, популярна модель американского учёного Л. Грейнера (род. 1933), которая показывает, как развивается предприятие и какие конфликты ему предстоит разрешить, чтобы не обанкротиться (Грейнер. 2002).
Первый этап («создание») характеризуется попытками внедрения нового продукта на рынок и высокой неопределённостью. Если предприятие успешно, то в определённый момент возникает «кризис лидерства»: основатель компании должен улучшить методы управления, установить чёткие правила и при необходимости нанять профессиональных менеджеров.
На 2-м этапе («директивное управление») продажи растут стабильно, однако из-за разнообразия деятельности и роста организации возникает «кризис автономности», при котором следует отдать больше полномочий нижним звеньям в иерархической структуре для решения накапливающихся задач.
Далее, на 3-м этапе («делегирование»), сотрудники проявляют инициативу в управлении предприятием и неизбежно вступают в конфликт с главным управляющим, когда ставят цели подразделений выше, чем цели организации в целом. Такая ситуация называется «кризис контроля» и может быть преодолена через введение системы координации – гораздо более гибкой по сравнению с системой контроля на 2-м этапе, но одновременно и более сложной.
Четвёртый этап («координация») распределяет полномочия между управляющими следующим образом: системы планирования и контроля выполнения плана создаются и утверждаются в штаб-квартире, тогда как решения по претворению плана в жизнь принимаются уже управляющими на местах. Однако со временем такие системы становятся перегруженными, а процесс принятия решений в подразделениях становится чрезвычайно долгим, порождая «кризис волокиты», который можно преодолеть за счёт сокращения количества управляющих, поощрения новых идей и отказа от формализма в управлении. Так организация сможет перейти к финальному этапу («сотрудничество»), на котором происходит интенсивная командная работа различных функциональных подразделений компании, а формальные системы управления сменяются многоцелевыми и едиными для всех.
При разработке системы антикризисного управления следует отличать критические изменения (характерные при неустойчивости системы и сигнализирующие о возможном кризисе) от нормальной для любой системы динамики, в том числе отклонения показателей под воздействием закономерных изменений внешней среды.
Антикризисное управление в 21 в.
Как правило, в 21 в. системы менеджмента включают принципы антикризисного управления, позволяющие заблаговременно выявлять кризисные ситуации, преодолевать их негативные последствия и лучше контролировать и регулировать работу в целом. Существует также понятие «бескризисное управление», т. е. «осуществление комплексного и непрерывного управления развитием организации с момента её создания» (Кондратьева. 2014). Кризисы неизбежны, поскольку они связаны с закономерностями цикличной динамики как внутренней, так и внешней систем, и не поддаются полному контролю, однако бескризисное управление предлагает проактивный подход к разрешению кризисов, тогда как антикризисное управление может интерпретироваться как реактивная позиция по отношению к уже случившемуся кризису, поразившему существенную часть системы.
Таким образом, система антикризисного управления должна обладать следующими свойствами:
гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
склонность к усилению неформального управления, а также мотивации труда, выраженной в повышенном энтузиазме, терпении и уверенности;
диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических приёмов, методов эффективного управления в сложных ситуациях;
снижение централизации управления для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать работу и более эффективно использовать потенциал компетенции.