Проактивные действия (в менеджменте)
Проакти́вные де́йствия (неологизм; упреждающие) в менеджменте, действия, сопровождаемые осознанным выбором реакции на внешний стимул и соответствующих последствий в будущем. В основе таких действий лежит свойство психики человека аккумулировать опыт прошлого и моделировать вероятностные ситуации будущего в целях прогнозирования исхода различных действий, анализа их привлекательности или непривлекательности для субъекта и принятия решения в пользу наиболее выгодного варианта. Благодаря способности осуществлять осознанный выбор в промежутке между стимулом и реакцией человек получает возможность инициировать достижение приоритетной цели, воздействуя на внешний мир методично, последовательно и системно.
В рамках концепции проактивных действий субъекта бизнес-консультант, автор книги «Семь навыков высокоэффективных людей…» С. Кови условно делит всё множество людей на две группы – с реактивным и проактивным подходами к жизни. Представители первой группы более склонны к восприятию условий внешней среды, постоянно фокусируясь на обстоятельствах непреодолимой силы и своём положении, от них зависящем. В свою очередь, сторонники проактивного подхода предпочитают направлять усилия на те аспекты бытия, которые они могут контролировать, и распространять своё влияние в противовес внешним воздействиям. Такие люди гораздо более эффективны, чем индивиды с реактивным подходом, поскольку отказываются пускать всё на самотёк и решать проблемы в последний момент. Напротив, они проявляют повышенную готовность к решению возникающих задач, смело экспериментируют и выстраивают жизнь согласно собственным убеждениям. В более общем смысле реактивный подход предполагает поиск причин и условий для бездействия, в то время как проактивный нацелен на преодоление возникающих препятствий, а также делает акцент на ресурсах и возможностях, которыми располагает субъект (Кови. 2012. С. 74–94).
Проактивность как черта, определяющая успешность жизнедеятельности субъекта, распространяется не только на людей, но и на организации. В условиях современной хаотичной и динамично меняющейся внешней среды важную роль играет проактивный менеджмент, направленный на то, чтобы предусмотреть и предотвратить организационные проблемы. Проактивное управление становится возможным благодаря готовности руководителя признать, проанализировать и исправить сделанные ошибки. В то же время невозможность предусмотреть все возможные проблемы, связанные с принимаемым решением, приводит к необходимости сочетать проактивный и реактивный подходы к управлению и искать баланс соответствующих им методов.
Ключевым преимуществом проактивного менеджмента является свобода выбора в пользу наиболее благоприятной ответной реакции на внешнее событие. Он также предполагает наличие у руководства организации следующих способностей:
осознавать свои ценности;
расставлять приоритеты и принимать решения;
действовать согласно собственным принципам и не зависеть от внешних условий;
предвидеть последствия осуществляемого выбора и всесторонне анализировать причинно-следственные связи;
инициировать события согласно внутренним убеждениям;
контролировать достижение желаемого результата;
не повторять ранее сделанных ошибок и находить качественно новые пути решения проблем.
Однако, помимо вышеперечисленных преимуществ, проактивность имеет ряд недостатков. Например, следуя стремлению предупредить всевозможные ошибки, субъект рискует потратить слишком много ресурсов на анализ маловероятных ситуаций, что существенно повысит издержки и снизит общую эффективность его деятельности. Таким образом, проактивный подход требует значительно больше времени на обдумывание стратегии действий, чем реактивный, но даже это не гарантирует, что субъект сможет предупредить все сопутствующие плану угрозы.
Примером уместности проактивного подхода является сфера IT-менеджмента, где по мере роста компании и популярности предоставляемого сервиса увеличивается число клиентов, нуждающихся в помощи с установкой и настройкой IT-систем. В данном случае роль службы поддержки со временем приобретает исключительно реактивный характер, т. к. рост числа обращений приводит к тому, что в срочном порядке решается одна проблема за другой, что делает невозможным выявление определённого паттерна (т. е. схемы-образа, позволяющего в условиях одновременности восприятия и мышления выявлять существующие закономерности) и источника проблем. Соответственно, некоторые исследования в этой области предлагают создать отдел проактивного решения вопросов, команда которого будет отслеживать состояние системы, выявляя неполадки до того, как они станут проблемами и перейдут в ве́дение сильно перегруженной службы поддержки (Jäntti. 2017. P. 212–214).