Внешнеторговый договор
Внешнеторго́вый догово́р (внешнеторговый контракт, контракт международной купли-продажи; англ. foreign trade contract), документ, отражающий соглашения предпринимателей с иностранными компаниями и гражданами, имеющие предметом внешнеэкономические операции, связанные с обменом товарами и услугами между государствами (поставка товара, выполнение работ или иных услуг, перевозка грузов и др.). Для внешнеторгового договора характерны следующие признаки: одним из контрагентов по сделке выступает юридическое или физическое лицо иностранного государства либо резидент Российской Федерации, являющийся владельцем зарубежной коммерческой организации; товар находится на территории иностранного государства; при исполнении договора товар, как правило, пересекает таможенную границу одного или нескольких иностранных государств. Условия внешнеторгового контракта включают передачу прав собственности на предмет договора (товар) от экспортёра к импортёру. Такие положения отличают договор по сделкам купли-продажи от лицензионных, страховых, арендных и других договоров, в которых в качестве предмета выступают права на использование товара или услуги. Порядок заключения и исполнения внешнеторгового договора на национальном уровне регламентируется Федеральным законом № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а на международном – Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров и Принципами международных коммерческих договоров УНИДРУА.
Внешнеторговый договор не только выступает основой для осуществления внешнеэкономической сделки, но выполняет ещё ряд других важных функций: является базой для составления обеспечивающих поставку договоров (перевозки, хранения, страхования); для контролирующих органов (таможенных, налоговых органов, органов валютного, экспортного контроля) подтверждает намерение осуществить внешнеэкономическую сделку; наконец, подтверждает соответствие внешнеэкономической операции нормам международного права и национального законодательства.
Сложившаяся деловая практика предусматривает два этапа заключения внешнеторгового договора. Первый – согласование и утверждение текста. Этот этап представляет собой переговоры сторон по важным содержательным позициям. Текст договора необходимо утвердить на всех языках, на которых он составлен, версии должны совпадать по смыслу и содержанию. Второй – выражение согласия с обязательным характером контрактных условий и его непосредственное подписание.
Виды внешнеторговых договоров
Внешнеторговые договоры классифицируются по нижеследующим критериям.
Во-первых, по критерию продолжительности отношений между контрагентами различают контракты разовые, оформляющие единичную поставку одной стороной другой стороне согласованного между ними количества товара к определённой дате, и контракты с периодической поставкой, предусматривающие регулярные поставки согласованного количества.
Во-вторых, в зависимости от формы оплаты различают контракты с оплатой в денежной форме, с оплатой в товарной форме, со смешанной формой оплаты (денежной и товарной).
В-третьих, в зависимости от разработчика контракты подразделяются на индивидуальные, текст которых разрабатывают контрагенты по сделке, руководствуясь соответствующими нормами международного и национального права, и типовые, представляющие примерный договор или ряд унифицированных условий, изложенных в письменной форме и сформулированных заранее с учётом торговых правил и обычаев. Типовые контракты разрабатываются международными экономическими организациями; ассоциациями и союзами производителей, экспортёров, логистических операторов; комитетами товарных бирж применительно к определённым товарам (например, к машинотехнической продукции), видам услуг (например, инжиниринговым) или видам производственного и научно-технического сотрудничества. Как правило, типовой контракт состоит из двух частей – согласуемой и исполняемой партнёрами (например, наименования сторон, количество, качество, цена, срок и место поставки товара) и унифицированной части (общих условий), которые остаются неизменными в каждом конкретном случае.
Условия внешнеторгового контракта
В международной торговой практике используются разнообразные договоры; их содержание зависит от операции, которую собираются совершить контрагенты. Однако в основе каждого из них лежат положения классического договора купли-продажи. Его условия включают в согласованные сторонами статьи, отражающие взаимные права и обязанности контрагентов. Стороны самостоятельно выбирают те или иные формулировки статей, руководствуясь ситуацией на рынке, торговыми обычаями и потребностями сторон. Кроме того, некоторые условия договора могут определяться международными и другими соглашениями либо общими условиями торговли, на которые в контракте в этом случае делаются ссылки.
Условия договора принято делить на существенные и несущественные. Существенными условиями считаются такие статьи, при невыполнении которых одним из партнёров другая сторона может отказаться от принятия товара, расторгнуть сделку и взыскать понесённые убытки. Последствия несогласованности существенных условий сделки установлены в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров.
Несущественные (дополнительные) условия предполагают, что при нарушении одной из сторон несущественных условий другая сторона не вправе расторгнуть сделку, а может потребовать исполнения контрактных обязательств и взыскать штрафные санкции, если это предусмотрено условиями договора. Согласно международной практике договаривающиеся стороны сами могут решить в каждом конкретном случае, какие из условий будут существенными, а какие – несущественными.
Обычно к существенным условиям относят: наименование сторон-участников сделки; предмет контракта; количество и качество; базисные условия поставки; срок поставки; цену; условия платежа; санкции и рекламации (штрафы, претензии); порядок разрешения споров. К несущественным (дополнительным) – сдачу-приёмку товара; страхование; отгрузочные документы; гарантии; упаковку и маркировку; форс-мажорные обстоятельства.
Кроме того, условия контракта можно разделить на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные условия согласуются сторонами сделки каждый раз при её заключении, а универсальные могут быть взяты из типовых условий соответствующей компании либо из прошлого контракта партнёров без каких-либо изменений.
К индивидуальным условиям, т. е. тем, которые присущи только одному конкретному контракту, относят наименование сторон в преамбуле; предмет контракта; качество товара; количество товара; цену; срок поставки. К универсальным – сдачу-приёмку товара; базисные условия поставки; условия платежа; упаковку и маркировку; гарантии; санкции и рекламации; форс-мажорные обстоятельства; арбитраж.
Полностью структура контракта (т. е. набор условий и их последовательность) определяется характером сделки, видом товара, отношениями сторон и др. Например, при купле-продаже машин и оборудования в контракт включаются такие статьи, как «технические условия», «техническая документация», «гарантийный период», «послегарантийное обслуживание» и др. В случае купли-продажи товаров, требующих получения экспортных (импортных) лицензий, в контракт включается соответствующая статья.