Вик Грэм
Вик Грэм (Graham Vick) (30.12.1953, Беркенхед – 17.7.2021, Лондон), британский оперный режиссёр.
Окончил Королевский музыкальный колледж в Манчестере (ныне Королевский северный музыкальный колледж) в 1970-е гг. В 1984–1987 гг. режиссёр Шотландской оперы в Глазго. Основатель (1987) и до конца жизни художественный руководитель Гастрольной оперы г. Бирмингем (City of Birmingham Touring Opera; с 2001 Оперная компания Бирмингема, Birmingham Opera Company); среди постановок – тетралогия «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера (1987), «Воццек» А. Берга (2001), «Фиделио» Л. ван Бетховена (2002), «Возвращение Улисса на родину» К. Монтеверди (2005), «Идоменей» В. А. Моцарта (2008), «Травиата» (2007) и «Отелло» Дж. Верди (2009).
Режиссёр-постановщик свыше 200 оперных спектаклей. Осуществил мировые премьеры опер «Утис» Л. Берио (театр «Ла Скала», 1996) и «Среда» из гепталогии «Свет» К. Штокхаузена (Оперная компания Бирмингема, 2012). В 1992 г. поставил оперу «Пиковая дама» П. И. Чайковского на Глайндборнском фестивале, в 1994–2000 гг. режиссёр этого фестиваля; в числе постановок: «Евгений Онегин» Чайковского, «Так поступают все женщины» (всего осуществил 5 разных постановок этой оперы), «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» Моцарта, «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси, «Лулу» Берга.
На сцене Английской национальной оперы поставил оперы «Поругание Лукреции» Б. Бриттена (1983), «Бореады» Ж.-Ф. Рамо (1987), «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1998), «Кольцо нибелунга» Вагнера; в театре «Ковент-Гарден» – оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера (1989), «Король слушает» Берио (1990), «Король Артур, или Британский герой» Г. Пёрселла (1995), «Свадьба в летнюю ночь» М. Типпетта (1996), «Фальстаф» Верди (открытие театра после реконструкции, 1999).
Осуществил постановки на сценах театров «Ла Скала» («Макбет» и «Отелло» Верди, «Евгений Онегин» Чайковского), «Ла Фениче» («Манон Леско» Дж. Пуччини), «Театро Комунале» во Флоренции («Риголетто» Верди), «Театро Реджо» в Турине («Симон Бокканегра» Верди, «Милосердие Тита» Моцарта), на фестивале в Арена-ди-Верона («Травиата» Верди, «Анна Болейн» Г. Доницетти), в Немецкой опере в Берлине («Тристан и Изольда» Вагнера), Баварской государственной опере («Троянцы» Берлиоза), Парижской опере («Дон Карлос» Верди, «Питер Граймс» Бриттена), Венской государственной опере («Эрнани» Верди), «Театро Реаль» («Риголетто» Верди, «Тамерлан» Генделя), Королевской опере Копенгагена («Средство Макропулоса» Л. Яначека), на фестивале «Флорентийский музыкальный май» («Тамерлан» Г. Ф. Генделя, «Троянцы» Г. Берлиоза, «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, «Идоменей» Моцарта) и др.
В США работал в «Метрополитен-опере» («Моисей и Арон» А. Шёнберга, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича, «Трубадур» Верди), «Лирической опере Чикаго» («Пиковая дама» Чайковского), Опере Сан-Франциско («Тангейзер» Вагнера, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти), в Большой опере Хьюстона (Houston Grand Opera; «Коронация Поппеи» Монтеверди).
Среди дирижёров, с которыми сотрудничал Вик: Дж. Конлон, Дж. Левайн, З. Мета, Р. Мути, Одзава Сэйдзи, Б. Хайтинк.
В 2005 г. осуществил 2 разные постановки оперы «Волшебная флейта» Моцарта – на Зальцбургском фестивале и в московском Большом театре.
В Мариинском театре под управлением В. А. Гергиева поставил оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (полная версия, 1991; новая постановка, 2014), «Средство Макропулоса» Л. Яначека (2010), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (первая редакция оперы, 2012).
Режиссёр оперы «Митридат, царь понтийский» Моцарта (1993, «Ковент-Гарден»; запись на DVD). Режиссёр (совместно с Ф. Брайзахом) музыкального фильма «Аида» (постановка оперы Верди на Фестивале в Брегенце, 2009).
Приглашённый профессор Оксфордского университета (2002–2003, 2014–2015). Почётный член лондонского Королевского филармонического общества (2016). Многократный лауреат премии Франко Аббьяти (Италия).
Возведён в рыцарское достоинство (2021). Рыцарь французского ордена Искусств и литературы. Командор ордена Британской империи (2009).