Снегурочка (персонаж)
Снегу́рочка, сказочный персонаж восточнославянского фольклора; литературный и художественный образ в русской культуре 19–21 вв.; в советской и постсоветской новогодней обрядности внучка и помощница Деда Мороза, наряду с которым является мифологическим олицетворением и действующим лицом праздника. Обычно изображается в виде красивой девочки или девушки с длинной светлой косой, в белой серебристой шубке и шапке или кокошнике. Голубая одежда в цветовой гамме Снегурочки появилась с 1930-х гг., когда она стала символом Нового года.
Снегурочка является персонажем восточнославянских народных сказок, содержащих отголоски архаических представлений о сезонных духах, умирающих или исчезающих при смене времён года (сюжет «Старик и старуха лепят куклу из снега; она оживает; летом девушка идёт с подругами в лес и тает», СУС 703*). Мотив чудесного рождения Снегурочки (это ожившая снежная фигура, вылепленная бездетными стариками, или комок снега, поставленный ими в горшке в печку и превратившийся в девочку). Произошедшая из снега девочка отличается необыкновенной красотой и трудолюбием, но она боится солнца и огня. Известны 4 варианта сказки, в которых по-разному решается судьба Снегурочки. Наиболее распространённым является вариант, согласно которому Снегурочка тает на солнце, когда идёт весной с подружками в лес или прыгает с ними через костёр на Ивана Купалу. Согласно другому варианту, подружки убивают Снегурочку в лесу, а на её могиле появляется дудочка, которая играет песенку об убитой девушке, затем из дудочки появляется вновь ожившая Снегурочка. В третьем случае Снегурочку похищает медведь или Баба-Яга, но ей на помощь приходят звери или она убегает сама. В четвёртом (наиболее редком) варианте Снегурочку похищает старик, который сажает её в сумку и заставляет петь песни и рассказывать сказки. Старик просится ночевать к родителям героини, вынуждает сидящую в сумке Снегурочку рассказывать сказки, родители узнают её по голосу и освобождают. В народных сказках персонаж не имеет устойчивого имени и называется: Снегурушка, Снежурочка, Маша-Снегурочка, Нюрочка-Снегурочка.
Этот образ из народной сказки был адаптирован и трансформирован русской литературой. Первые литературные обработки сказки о Снегурочке появились в середине 19 в. (Г. П. Данилевский «Снегурка», 1860; В. И. Даль «Девочка Снегурочка», 1861). Широкую известность образ получил благодаря пьесе А. Н. Островского «Снегурочка. Весенняя сказка» (1873), в которой Снегурочка предстаёт как трагическая героиня, пытающаяся преодолеть свою мифологическую сущность ради способности любить и жить с людьми. Замысел сказки возник у А. Н. Островского под влиянием работы А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1865–1869), где образ Снегурочки истолковывался в рамках «метеорологического мифа» и связывался с облачными духами, происходящими из растаявшего весной снега (ныне эта интерпретация признана устаревшей). В «весенней сказке» А. Н. Островского действие разворачивается в вымышленной стране берендеев, поклоняющихся Яриле-Солнцу, а главная героиня, живущая в лесном тереме, является дочерью Мороза и Весны. Вопреки воле отца Мороза Снегурочка приходит жить к людям, но у неё ледяное сердце, поэтому она не может полюбить. Мать Весна дарит ей сердце, способное любить, но Снегурочка гибнет от лучей Ярилы. Пьеса впервые была поставлена в Большом театре в мае 1873 г. как музыкально-драматический спектакль, музыку к которому написал П. И. Чайковский.
Признанию сказки А. Н. Островского, вначале не принятой современниками, способствовала созданная по её сюжету опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1882), имевшая огромный успех. Именно под влиянием оперной трактовки литературный образ Снегурочки был переосмыслен и усвоен русской культурой и к рубежу 19–20 вв. стал стереотипом, широко использовавшимся в литературе, музыке, живописи. В тот же период формируются устойчивые мотивы, ассоциирующиеся с этим персонажем: Снегурочка является дочерью Мороза, она живёт в зимнем лесу в своём доме, окружённом заснеженными елями, связана с лесными зверями и природными стихиями, у неё бледное лицо, от неё веет холодом, она тает, оказавшись в тепле. В частности, в стихотворении К. М. Фофанова «Снегурка» (1893) героиня предстаёт как бледная дева с холодным сердцем и в жемчужном ожерелье – зимой Мороз рисует её на стекле наряду с заснеженным лесом и прозрачными ущельями. Персонаж стихотворения О. А. Белявской «Снегурочка» (1908) – осыпанная снежинками неуловимая девочка в расшитой льдинками серебристой шубке, которая прячется то в снежных сугробах, то под ветками елей. В стихотворении М. А. Пожаровой «Праздник у Метелицы» (1910) «девы снежные» серебристые Снегурочки вместе с Царём-Морозом и Снеговиками присутствуют на празднике царевны Метелицы. Как дочь Деда Мороза Снегурочка упоминается в стихотворении С. Н. Дурылина «Снегуркин дом» (1912), в котором Дед Мороз строит для неё ледяной дом в лесу. Снегурочка из одноимённого рассказа Ф. Сологуба (1908) – красивая, но бледная и холодная девочка, играющая зимой во дворе с детьми; оказавшись в тёплом доме, она тает. В 20 в. по мотивам пьесы А. Н. Островского поставлены одноимённые балеты: в 1942 г. (музыка А. К. Глазунова, постановщик Б. Ф. Нижинская) и 1961 г. (музыка П. И. Чайковского, постановщик В. П. Бурмейстер).
Постепенное включение Снегурочки в сферу рождественской обрядности происходило в русской городской культуре на рубеже 19–20 вв., когда её образ адаптировался детской литературой и попадал в сценарии для детских рождественских праздников ёлки, на которых дети декламировали стихи о Снегурочке, девочки наряжались в костюм Снегурочки, на ёлку вешались игрушки в виде Снегурочки, но действующим лицом и символом праздника Снегурочка ещё не была. Популяризации этого образа способствовали многочисленные инсценировки народной сказки, фрагментов пьесы А. Н. Островского и оперы Н. А. Римского-Корсакова на школьных и домашних рождественских спектаклях, а также переделки для народных театров и ярмарочных балаганов. В 1893 г. А. Я. Алексеев-Яковлев написал и поставил «сказку с балетом и апофеозом» «Дочь Мороза – Снегурка», предназначенную для праздничных гуляний.
Классический облик Снегурочки в конце 19 – начале 20 вв. формировался под влиянием сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова и первоначально был двойственным – в летней и зимней одежде. Действие в сказке А. Н. Островского и опере Римского-Корсакова происходит зимой и весной, поэтому Снегурочка изображалась то как девушка с длинной косой в русском сарафане, с девичьей головной повязкой («Тающая Снегурочка» В. Г. Перова 1879, Третьяковская галерея, Москва; эскиз костюма Снегурочки В. М. Васнецова, 1895, Русский музей, Санкт-Петербург; эскиз Н. К. Рериха «Снегурочка и Лель» к постановке Чикагской городской оперы, 1921, Музей Н. К. Рериха, Нью-Йорк), то в белой парчовой шубке с меховой оторочкой и такой же шапке («Снегурочка» В. М. Васнецова, 1899, Третьяковская галерея) или в кокошнике, который возникает в изображениях этого персонажа в искусстве русского зарубежья (иллюстрации к сказке «Снегурочка» из серии Б. В. Зворыкина «Жар-птица и другие русские сказки», около 1925, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; эскиз костюма Снегурочки К. А. Коровина для Парижской частной оперы, 1928, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства). На становление хрестоматийного «зимнего» облика персонажа также повлияли акварельный эскиз М. А. Врубеля «Снегурочка» для постановки в Русской частной опере (конец 1890-х – начало 1900-х гг., Рязанский художественный музей имени И. П. Пожалостина), скульптура В. А. Беклемишева «Снегурочка» (1897, по-видимому, утрачена), постоянно воспроизводившиеся в иллюстрированных журналах.
Значительную роль в закреплении визуального облика персонажа в 20 в. сыграло декоративно-прикладное искусство (фарфоровые статуэтки, шкатулки, подносы, столовые сервизы и др.), воспроизводившее образ героини сказки А. Н. Островского и оперы Н. А. Римского-Корсакова (сервиз и скульптура «Снегурочка», 1922 и 1923 соответственно, автор А. В. Щекатихина-Потоцкая, Государственный фарфоровый завод; шкатулка «Снегурочка», 1956, автор В. П. Шинкаренко, Конаковский фаянсовый завод; декоративная скульптура «Снегурочка», 1953, автор М. П. Холодная, там же), а также народные промыслы лаковой миниатюры Федоскино, Палех, Холуй и др., тиражировавшие этот образ (в частности, палехские очешник и шкатулка «Снегурочка», 1945 и 1960 соответственно, автор Т. И. Зубкова, Государственный музей палехского искусства).
В советское время, с середины 1930-х гг., стал формироваться принципиально новый образ Снегурочки в связи с начавшимся конструированием советского сценария празднования Нового года, призванного заместить запрещённое Рождество. В создававшейся в этот период советской новогодней мифологии Снегурочка предстаёт как внучка и помощница главного персонажа праздника – Деда Мороза, выполняющая функции посредника между ним и детьми, которых она вовлекает в праздничное действо. Как персонаж советской новогодней обрядности Снегурочка приобретает собственный характер, отличный от трагической героини сказки А. Н. Островского: это весёлая, добрая, справедливая и активная девочка, покровительствующая лесным зверям и помогающая Деду Морозу в его борьбе против злых сил, стремящихся сорвать новогодний праздник. Впервые в качестве помощницы Деда Мороза Снегурочка появилась на новогоднем представлении в московском Доме Союзов в начале 1937 г. В 1938 г. большим тиражом был опубликован репертуарный сборник «Ёлка», в котором содержалось описание ставшего каноническим костюма Снегурочки: белая или светло-голубая шубка с узорами, опушённая белой фланелью, такая же шапка, из-под которой видны светлые косы; на ногах светлые валенки или сапожки. С этого времени фигура Снегурочки как мифологического символа советского Нового года начинает развиваться независимо от её литературного и оперного образа, генетическая связь с которым во 2-й половине 20 в. становится всё менее очевидной для общественного сознания. Формирование стереотипных представлений о Снегурочке как втором по значению персонаже новогодней мифологии поддерживалось методическими пособиями по проведению ёлок в детских садах и школах. Воспитателям рекомендовалось объяснять детям, что Снегурочка – это внучка деда Мороза, весёлая девочка, которая умеет петь, плясать и играть с детьми. С середины 20 в. Снегурочка, наряду с Дедом Морозом, становится устойчивым символом праздничной новогодней культуры, чему способствовали школьные утренники, на которые выбиралась Снегурочка из лучших учениц; детская литература, поздравительные открытки, карнавальные маски, ёлочные игрушки, оформление общественного пространства наряженными ёлками с фигурами Деда Мороза и Снегурочки. В 1970-х гг. распространяется практика приглашать из Бюро добрых услуг актёров в образе Деда Мороза и Снегурочки домой к ребёнку.
Снегурочка является героиней советских анимационных фильмов с новогодней тематикой: «Зимняя сказка» (1945, режиссёр И. П. Иванов-Вано); «Когда зажигаются ёлки» (1950, режиссёр М. С. Пащенко); «Дед Мороз и Серый волк» (1978, режиссёр В. Я. Бордзиловский; в этой ленте Дед Мороз говорит со Снегурочкой по телефону) и др. В советских новогодних фильмах сюжетные линии, связанные со Снегурочкой, значительно расширяются и сплетаются с сюжетами народных сказок. В частности, в телевизионном музыкальном фильме-сказке для детей и взрослых «Новогодние приключения Маши и Вити», поставленном по сценарию пьесы «Маша и Витя против "Диких гитар"» П. К. Финна (1975, режиссёры И. В. Усов и Г. С. Казанский, композитор Г. И. Гладков, тексты песен на стихи В. М. Лугового), её похищает Кощей Бессмертный, чтобы устроить Новый год для своих подданных. Одновременно советский кинематограф воспроизводит и литературный образ Снегурочки, восходящий к сказке А. Н. Островского: анимационный фильм «Снегурочка» по мотивам пьесы на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца (1952, режиссёр-постановщик И. П. Иванов-Вано, режиссёр А. Г. Снежко-Блоцкая), полнометражный цветной игровой фильм «Снегурочка» (1968, режиссёр П. П. Кадочников), полнометражный цветной игровой телефильм «Весенняя сказка» (1971, режиссёр Ю. Н. Цветков), а также варианты народной сказки (анимационные фильмы – кукольный «Сказка о Снегурочке», 1957 режиссёры В. П. Данилевич, В. Д. Дегтярёв; рисованный «Снегурка», 1969, режиссёр В. Д. Дегтярёв). В 1974 г. на экраны вышла очередная серия (выпуск 8; в сцене на новогоднем маскараде Волк появляется в костюме Снегурочки, а Заяц – в костюме Деда Мороза, вместе они исполняют смешную песенку) анимационного фильма «Ну, погоди!..» (режиссёр В. М. Котёночкин). На VIII Всесоюзном кинофестивале (Кишинёв, 1975) этот выпуск входил в программу студии «Союзмультфильм», признанной лучшей программой. Мотивы народной сказки присутствуют в российском фильме «Снегурочка. Пасхальная сказка» (2010, режиссёр Т. Петрова). Начиная с 1980-х гг. устойчивой темой картин становится судьба актёров, изображающих Деда Мороза и Снегурочку на новогодних праздниках: телефильм «Снегурочку вызывали?» (1985, режиссёр В. А. Морозов), «Моя мама – Снегурочка» (2007, режиссёр Р. М. Барабаш), «Срочно требуется Дед Мороз» (2007, режиссёр Ж. В. Соколова). В жанре драматической love story на современный лад, связанной со Снегурочкой, сняты лента «Снегурочка» (2013, режиссёр Д. И. Светозаров), телесериал «Когда папа Дед Мороз» (2019, режиссёр А. Азаров).
В Российском академическом молодёжном театре в 1999 г. поставлен спектакль «Шаман и Снегурочка» по мотивам пьесы «Снегурочка» А. Н. Островского, драматической сказки «Снежимочка» В. Хлебникова и русским обрядовым песням [режиссёр А. М. Пономарёв, художник Е. Мирошниченко, линия костюмов Берендея – художник А. Петлюра (настоящее имя А. И. Ляшенко)].
В 2022 г. Театральный музей имени А. А. Бахрушина к 200-летию со дня рождения А. Н. Островского выпустил издание пьесы «Снегурочка» (Бахрушинская серия; книга иллюстрирована работами театральных художников и фотографиями исполнителей главных ролей в спектаклях московских и санкт-петербургских театров из коллекции музея).
В постсоветский период Снегурочка, наряду с Дедом Морозом, становится частью новогодней индустрии, превращаясь в коммерческий бренд (например, офисная бумага «Снегурочка»), а её образ в массовой культуре теряет связь с литературным первоисточником и свободно меняется в зависимости от творческих задач автора. В мультсериале «Сказочный патруль» (2016), созданном в жанре фэнтези, Снегурочка/Снежка объявляется внучатой племянницей Снежной королевы. В фильме «Снегурочка против всех» (2021, режиссёр П. Ануфриева) Дед Мороз переселяет душу бизнесмена в тело Снегурочки и заставляет разносить подарки.
Основным местом, связанным с культом этого персонажа, является Кострома, где в 2008 г. был построен терем Снегурочки, а также усадьба А. Н. Островского в селе Щелыково Островского района Костромской области, где была написана сказка. Находящийся на территории усадьбы источник с пульсирующей водой называется местом, где бьётся сердце Снегурочки. Флаг Островского района Костромской области содержит изображение Снегурочки. В Костроме 4 апреля 2009 г. впервые официально был отпразднован День рождения Снегурочки (с этого момента отмечается ежегодно). В 2018 г. выпущена почтовая марка с изображением Снегурочки. Весной 2023 г. в Государственном музее палехского искусства состоялась выставка «Снегурочка в искусстве Палеха».