#Персонажи славянского фольклора
Персонажи славянского фольклора
Тег

Персонажи славянского фольклора

Персонажи славянского фольклора
Найденo 5 статей
Персонажи, образы
Снегурочка (персонаж)
Снегу́рочка, сказочный персонаж восточнославянского фольклора; литературный и художественный образ в русской культуре 19–21 вв.; в советской и постсоветской новогодней обрядности внучка и помощница Деда Мороза, наряду с которым является мифологическим олицетворением и действующим лицом праздника. Обычно изображается в виде красивой девочки или девушки с длинной светлой косой, в белой серебристой шубке и шапке или кокошнике. Голубая одежда в цветовой гамме Снегурочки появилась с 1930-х гг., когда она стала символом Нового года. Персонаж восточнославянских народных сказок. Он был адаптирован и трансформирован русской литературой, широкую известность получил благодаря пьесе А. Н. Островского «Снегурочка. Весенняя сказка». Под влиянием оперной трактовки литературный образ Снегурочки был переосмыслен и усвоен русской культурой к рубежу 19–20 вв. Постепенное включение Снегурочки в сферу рождественской обрядности происходило в русской городской культуре на рубеже 19–20 вв. С середины 1930-х гг. стал формироваться принципиально новый образ Снегурочки в связи с начавшимся конструированием советского сценария празднования Нового года.
Виктор Васнецов. Снегурочка
Персонажи, образы
Змей Горыныч
Змей Горы́ныч, персонаж русских волшебных сказок, реже былин, духовных стихов и апокрифов, антагонист главного героя, многоголовый змей, похищающий женщин. В фольклорных текстах он также известен под именами: змей, змей лютый, змей морской, зверь поганый, Чудо-Юдо и др. В сказках нет описания внешнего вида Змея Горыныча, но часто подчёркиваются огромные размеры его тела, а также его характерные особенности, главная из которых – наличие нескольких голов. Все их должен отрубить герой, чтобы победить Змея. Змей Горыныч может извергать огонь; способность летать по воздуху – ещё одна его постоянная черта. Места обитания персонажа варьируются в разных текстах, но они всегда находятся за пределами человеческого мира. Прозвище Змея Горыныч, происхождение его образа не имеют однозначного толкования. Стереотипный образ Змея Горыныча в виде змееподобного многоголового чудовища, покрытого чешуёй, с когтистыми лапами и длинным хвостом с жалом на конце сложился под влиянием лубочных картинок 18–19 вв.
Иван Билибин. Поверженный Змей-Горыныч
Персонажи, образы
Русалка (персонаж)
Руса́лка, демоническое существо в мифологии восточных славян, связанное с обрядностью троицко-петровского цикла (укр. мавка, навка, мертвушка; белорус. купалка и др.). В русалок превращаются души умерших, чаще – «нечистых» («заложных») покойников, обычно – девушек, просватанных невест, рожениц, утопленниц, некрещёных детей. Русалки приходят с того света в неделю после Троицына дня во время цветения злаков; являются во внежилом пространстве обычно в виде девушек с распущенными волосами, которые качаются на деревьях, водят хороводы, вьют венки, расчёсывают волосы и т. п. Они преследуют встречных, могут заманить, утопить, защекотать насмерть. Иногда русалка представляется страшной старухой с отвисшей «железной» грудью. В 19 в. под влиянием романтизма образ русалки слился с западноевропейским образом морских дев.
Иван Билибин. Русалка. 1934
Персонажи, образы
Бука (в фольклоре)
Бу́ка, персонаж славянского фольклора и демонологии. Чаще всего не имеет определённого облика и соотносится с лешими, домовыми и другими духами. Не издает никаких звуков; обитает в сарае, бане, лесу (местах, где не живут люди). Может выполнять как вредоносные, так и полезные для человека функции. В 19–20 вв. его образ использовался для запугивания маленьких детей в целях получения от них желаемого поведения. Изображался в виде страшилища с огромным открытым ртом и длинным языком, которым он хватает непослушных детей; иногда в шубе.
Борис Забирохин. Бука. 1993