Дед Мороз
Дед Моро́з, в русской рождественской и советской новогодней обрядности главный мифологический персонаж, олицетворяющий праздник, приносящий ёлку и дарящий детям подарки. Он имеет вид доброго старика-волшебника c белой бородой, в длинном белом тулупе (в отличие от красной одежды западных рождественских персонажей), подпоясанном кушаком, в шапке и валенках. В конце 20 в. одежда Деда Мороза стала красного цвета под влиянием образа Санта-Клауса. Атрибуты Деда Мороза – волшебный посох и мешок с подарками. В советской новогодней традиции у Деда Мороза появились сопровождающие его помощники – внучка Снегурочка, снеговик, лесные звери, реже персонифицированный символ наступающего года в виде мальчика, на одежде которого этот год обозначен.
Представление о Деде Морозе как рождественском персонаже начало формироваться в городской культуре во 2-й половине 19 в., когда в России под влиянием немецкой традиции установился обычай устраивать на Рождество домашний детский праздник с его главным атрибутом – наряженной ёлкой. Окончательно канонические черты персонажа сложились в 1930–1960-х гг., когда под влиянием атеистической идеологии комплекс праздничных мероприятий с ёлкой был приурочен к Новому году, а сам Дед Мороз стал основным символом советской новогодней обрядности.
На формирование образа персонажа повлияли разные источники: восточнославянский фольклор, русские литературные тексты и западноевропейские мифологические образы рождественских дарителей типа Санта-Клауса, проникавшие в русскую культуру во 2-й половине 19 в. В волшебных сказках о падчерице и злой мачехе известен персонаж Морозко – волшебный даритель, живущий в зимнем лесу. Он испытывает и одаривает падчерицу, а также наказывает родную дочь мачехи, не прошедшую испытания. У восточных славян во время рождественского ужина хозяин приглашал Мороз (персонификацию природной стихии и зимнего времени года) отведать кутьи, чтобы весной заморозки не побили посевы. Однако эти фольклорные образы не ассоциировались с рождественским праздником ёлки и не воспринимались как его персонажи.
В литературных текстах с середины 19 в. складывался набор устойчивых образов русской зимы, в число которых наряду с метелью, заснеженным лесом, снежинками включался и мороз. Отчасти под влиянием народной традиции он обычно описывался как косматый старик с посохом или скипетром, суровый властелин зимнего леса, управляющий вьюгами и метелями. На персонификацию этого образа в русской литературе повлияли, в частности, сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (1841), поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863–1864), персонаж которой предстаёт как единовластный хозяин зимнего леса и сил природы, беспощадный к людям. Сказка А. Н. Островского «Снегурочка» 1873 г. (позднее и одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова, 1879), в которой отцом героини является Дед Мороз, также была одним из косвенных источников не только образа Деда Мороза, но позже и Снегурочки.
Важное значение для формирования персонификации Мороза как олицетворения зимней стихии была детская литература, в том числе тексты о сезонах года, включавшиеся в учебники и хрестоматии. В них, в отличие от взрослой литературы, Мороз предстаёт как добрый волшебник. В стихотворении А. А. Коринфского «Белый дед» (1892) Мороз – «старый дед в одежде серебристой» – создаёт снежные дворцы, снеговые горы, заковывает льдом речку, чтобы дети могли кататься на санках и коньках. В то же время и литературный образ Мороза не был связан с праздником рождественской ёлки. Независимо от него на рубеже 19–20 вв., отчасти под влиянием западноевропейских рождественских персонажей-дарителей, сформировался собственно русский персонаж, приносящий детям ёлку и устраивающий рождественский праздник. В святочной литературе этого периода конкурирует ряд вариантов персонажа, не имеющих единого названия: Рождественский дед, Святочный дед, Ёлкич, Дядя-Ёлкич, бабушка Зима, волшебник Мороз, Дед или Дедушка Мороз, – к началу 20 в. последнее имя закрепилось в культуре как приоритетное. Образ Деда Мороза функционирует в городской просвещённой среде, поддерживается детской литературой и индустрией рождественских развлечений (рекламные куклы в витринах в виде стариков в шубе, с ёлкой и мешком в руках, фигура Деда Мороза, стоящая под домашней ёлкой, маскарадная маска).
В советское время с началом антирелигиозной кампании в 1920-х гг. Дед Мороз, как и сама рождественская ёлка, оказался под запретом. Переосмысление образа Деда Мороза началось с 1936 г. (Постановление ЦК ВЛКСМ «О проведении вечеров учащихся, посвящённых встрече нового 1936 года» от 28 декабря 1935), когда был сконструирован советский новогодний ритуал как один из государственных праздников, призванный заместить собой запрещённое Рождество. Из литературного и визуального образа Дед Мороз стал главным действующим лицом советской новогодней «ёлки» – праздничного общественного мероприятия для детей с устойчивым сюжетом и набором персонажей. Согласно стереотипному сюжету новогодней «ёлки», Дед Мороз – распорядитель праздника, олицетворение сил добра, миссия которого – победить злые силы и зажечь огни на ёлке для того, чтобы новогодний ритуал был благополучно завершён. Сценарий новогодней «ёлки» подразумевает активное общение с Дедом Морозом детей, участвующих в празднике: исполнение стихов, песен, совместный хоровод вокруг ёлки. На этом этапе у Деда Мороза появляется помощница – внучка Снегурочка, выступающая посредником между ним и детьми.
Во время Великой Отечественной войны образ Деда Мороза использовался в целях пропаганды: Дед Мороз, помогающий бить фашистов, – распространённый сюжет новогодних открыток и плакатов. В послевоенное время сфера функционирования образа Деда Мороза расширилась, его характер и деятельность усложнились, приобретая дидактические черты кодификатора нравственных норм. Образ Деда Мороза стал частью массовой культуры, чему способствовали детская литература, мультфильмы, фильмы с новогодней тематикой, поздравительные открытки, оформление общественного пространства наряженными ёлками с фигурами Деда Мороза и Снегурочки. Распространилась практика приглашать актёров в образе Деда Мороза и Снегурочки домой к ребёнку.
В постсоветский период мифология Деда Мороза продолжает развиваться – у него появилась личная резиденция в Великом Устюге (1998), куда дети могут посылать ему письма, а его образ стал устойчивой частью новогодней индустрии.
В западноевропейской и американской рождественских традициях существует ряд аналогичных Деду Морозу персонажей-дарителей, часть которых восходит к трансформированному образу святого Николая, вобравшего в себя и унифицировавшего более древние местные культы. Сюда относится англосаксонский Санта-Клаус, ставший международным персонажем, бельгийско-нидерландский Синтерклаас, французский Пер-Ноэль (Отец Рождество). Культ святого Николая повлиял на финский образ Йоулупукки (дословно – рождественский козёл), первоначально восходящий к рождественским обходам с козой и ряжеными. На становление фигуры Деда Мороза образ святого Николая влияния не оказал, поскольку в русской традиции он никогда не выступал в роли дарителя. В ряде стран существуют женские аналоги персонажей дарителей: итальянская Бефана, приходящая в Крещенский сочельник, а также родственные ей немецкие персонажи Фрау Хольде (Холле), Фрау Перхта (Перехта), известная также австрийцам, швейцарцам и западным славянам – у последних в этой роли также могли выступать святая Люция и святая Катерина.
Отражение образа Деда Мороза в изобразительном искусстве связано с театральной и литературной сферами: эскизы костюмов (к постановкам пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»: В. М. Васнецов, 1881, Музей-заповедник «Абрамцево»; Н. К. Рерих, 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; к постановке оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»: В. М. Васнецов, 1885, Третьяковская галерея, Москва), книжные иллюстрации (к поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»: Б. М. Кустодиев, 1921, Государственный литературный музей, Москва; к сказке «Морозко»: И. Я. Билибин, 1932). Дед Мороз (в т. ч. Морозко) – популярный персонаж советских и российских фильмов с новогодней тематикой; с 2000-х гг. актёры, подрабатывающие в этих образах, становятся героями популярных кино- и анимационных фильмов: «Морозко» (1924), «Новогодняя ночь» (1948), «Морозко» (1964), «Дед Мороз и лето» (1969), «Мороз Иванович» (1981), «Кто приходит в зимний вечер» (2006), «Срочно требуется Дед Мороз» (2007), «Дед Мороз» (2014), «Дед Мороз. Битва магов» (2016) и др.