Валенки
Ва́ленки, мужская и женская зимняя обувь, преимущественно или целиком валянная из овечьей шерсти, с высоким голенищем, круглым носом и плоской подошвой без каблука. В русском языке также используются названия валенцы, катанки, панчехи, пимы, тепляки, чёсанки, чуни и др. В России валенки являются традиционной обувью финно-угорских народов: портышкем у марийцев; гын сапег у удмуртов; понань кемть у мордвы; гын кӧм у коми. У тюркских народов встречаются войлочные сапоги на кожаной подошве: киез итек (татары), быйма (башкиры), киiз етiк (киргизы), aýakgap (туркмены) и др. Для обозначения такой комбинированной войлочно-кожаной, а позже войлочно-резиновой обуви в русском языке используется слово «бурки», а в европейских языках производные от русских названий: в немецком – Walenki или Filzstiefel (буквально – войлочные сапоги), в английском – Valenki и т. д.
Русские названия «валенки» и «катанцы» происходят от слов «валять»/«катать» – сминать, прессовать шерсть при их изготовлении. Процесс изготовления валенок – особенно кустарный, в рамках домашнего производства, – длительный и физически нелёгкий. Овечью шерсть вычёсывали, освобождая от примесей в виде травинок и колючек. Потом разбивали с помощью инструмента – «струны», формируя мягкую и пушистую шерстяную массу. Ей придавали форму, напоминающую букву «Т» (широкая средняя полоса – голенище, две поперечины – носки). Затем материал уплотняли (валяли, катали), «прокатывая» его деревянной палкой по рифлёной доске. После этого на деревянной колодке формировали будущую модель, добавляя шерстяную массу в места соединения и периодически смачивая её горячей водой. Иногда (чаще при промышленном производстве) для большего уплотнения и усадки шерсти использовался раствор мыла или соды. Затем массу снова валяли – прессовали шерсть то с одной, то с другой стороны. После этой процедуры войлочный сапог надевали на деревянную колодку, правили деревянной колотовкой, поверхность тёрли пемзой и просушивали в печи, в результате чего войлок уплотнялся и приобретал готовую форму. После сушки в печи изделия ещё раз натирали той же пемзой или деревянным бруском.
Исторический очерк
История валяной обуви насчитывает около 2,5 тыс. лет. Одна из самых древних находок датируется рубежом 5–4 вв. до н. э.: в одном из курганов могильника Верх-Кальджин-2, относящегося к Пазырыкской культуре, обнаружены войлочные сапоги-чулки с кожаным покрытием нижней части (хранятся в Новосибирске). В 307 г. до н. э. вместе с техникой стрельбы из лука с лошади в состав одежды воинов китайского государства Цзинь попали элементы кочевнической одежды, включавшие и «высокие облегающие сапоги из войлока» (Laufer. 1930. P. 4). «Войлочные башмаки» упоминаются как один из видов татарской обуви в «Путешествии в восточные страны» Гильома де Рубрука (1256).
В археологических памятниках Древней Руси валенки не встречаются, хотя в раскопках средневекового Новгорода встречаются войлочные элементы упряжи. Одно из первых упоминаний войлочной обуви, обшитой кожей, относится к 1589 г. – «сапоги обшитки войлочные» (Курбатов. 2006. С. 32). Широкое распространение валенки (под названием «пимы волосеные») получили в Сибири с начала 18 в., а в Европейской части России с начала 19 в. (Д. К. Зеленин, Г. С. Маслова, И. И. Шангина, М. Г. Рабинович, А. В. Курбатов).
Центрами кустарного производства валенок в 1-й половине 19 в. были Семёновский уезд Нижегородской губернии, Мышкинский уезд Ярославской губернии, Калязинский уезд Тверской губернии. Валенки по стоимости получались довольно дорогими, и зажиточной считалась та семья, в которой их носили все члены, а в других случаях могла быть одна пара на всех, отсюда и пословица: «Кто раньше встал, тот и валенки надел». Они считались одним из лучших подарков, их передавали по наследству, по валенкам для невест выбирали жениха: если ходит в них – значит, из состоятельной семьи, а у самих невест они входили в состав приданого. Их давали солдатам при уходе на службу: тёплая и прочная обувь не только берегла от холода, но в бою могла защитить ноги от мелких осколков.
Валенки кукморские. 1960.Во 2-й половине 19 в., с появлением фабричного производства валенок, цены на них значительно снизились. В начале 20 в. крупнейшими производителями валенок были сапоговаляльный завод И. С. Кашина (село Тверицы Ярославской губернии; ныне Ярославская фабрика валяной обуви), торговый дом «Братья Комаровы» (село Кукмор Казанской губернии; ныне Кукморский валяльно-войлочный комбинат, город Кукмор, Татарстан) и фабрика И. Я. Носкова (деревня Кислячиха Костромской губернии; ныне Кинешемский район, Ивановская область). Особенно широкое распространение получили т. н. кукморские (кухморские), расходившиеся по всему северо-востоку Европейской части России и Сибири. Валенки стали неотъемлемой частью русского зимнего костюма, прежде всего крестьянского населения Европейской России, соперничая при этом с меховой обувью у русских Сибири. Эти же заводы выпускали и бурки, которые имели распространение в городах.
В 19 в. русские валенки демонстрировались на всемирных выставках в Лондоне (1851), Вене (1873), Чикаго (1893), Париже (1900) и стали символом русской культуры для многих иностранцев.
11 сентября 1920 г. приказом заместителя председателя чрезвычайного уполномоченного Совета рабоче-крестьянской обороны по снабжению Красной армии и флота (чусоснабарм) Н. Б. Эйсмонта была создана Чрезвычайная комиссия по производству и распределению валенок и лаптей (Чеквалап), которую возглавил В. Яхонтов. Валенки были объявлены стратегическим ресурсом. Кустари-валяльщики освобождались от трудовой повинности сроком на 1 месяц в обмен на изготовление определённого количества пар обуви. 17 марта 1921 г. комиссия была ликвидирована. При этом валенки не считались неотъемлемым элементом военной формы.
Согласно приказу Главного управления рабоче-крестьянской милиции от 22 апреля 1931 г. в зимний период службы допускалось ношение валенок с галошами, а по приказу Наркомата путей сообщения от 28 мая 1932 г. валенки могли использоваться как часть форменной одежды железнодорожников. В 1930-х гг. в промышленное производство войлока внедрялись новые технологии: в 1936 г. на Кукморском войлочном комбинате кольцевые машины были заменены молотовыми машинами, что существенно увеличило производительность труда.
Во время Великой Отечественной войны валенки также получили широкое распространение, в особенности вследствие аномально холодной зимы 1941/1942 гг. Заводы как выпускали новые валенки, так и ремонтировали старые. Пришедшие в негодность валенки весной отправлялись в тыл для ремонта. Голенища валенок, снятых с убитых солдат, разрезались сзади сверху вниз и после ремонта имели характерный шов. С 1942 г. своеобразные эрзац-валенки (нем. Filzstiebel) для постовых появились в Вермахте. Они представляли собой большого размера боты из толстого войлока на деревянной подошве, которые полагалось надевать постовым поверх ботинок или сапог. Этот вид обуви высмеивался в советских карикатурах «Фриц пляшет», «Некоторые наиболее неудачные немецкие эрзацы» (1942) и «Загробные посетители, или спиритический сеанс в Берлине» (1943) Б. Е. Ефимова.
В начале 21 в. валенки широко используются в сельской местности, особенно в суровых условиях Севера. Они остаются важной частью одежды сотрудников Министерства обороны, Министерства внутренних дела, Министерства по чрезвычайным ситуациям и ОАО «РЖД», работающих в холодных регионах страны. О востребованности этого типа обуви свидетельствуют наличие десятков предприятий по их производству, а также большой ассортимент этого товара в интернет-магазинах.
Валенки в народных традициях, искусстве и литературе
Вследствие позднего появления валенки не связаны с особенными обрядами, однако часто заменяют в них другие виды обуви (особенно в Сибири). Так, валенок (вместе с сапогом или ботинком) был атрибутом девичьих святочных гаданий на замужество, со двора его бросали через ворота и смотрели: в какую сторону упал носком – оттуда и жених будет. Считалось, что в низком валенке без голенища (вместо лаптя) могли перевозить домового из старого дома в новый. В. И. Даль пишет: «В валенках молиться грешно», с пометой «раскольн.», что также свидетельствует о том, что этот предмет появился в русской культуре недавно. Известны пословицы и поговорки, в которых фигурируют валенки: «С умного по шерстинке – дураку валенки», «Сани и валенки готовь с лета», «Прост, как сибирский валенок».
Валенки редко встречаются на картинах 19 в.; часто в них обут только один из персонажей полотна [например, «Сцена у железной дороги» В. Г. Перова (1868, Третьяковская галерея, Москва) и «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова (1891, Русский музей, Санкт-Петербург)]. В 1-й половине 20 в. сформировалось представление о валенках как о неотъемлемом и древнем элементе русской культуры. На картинах Б. М. Кустодиева «Масленица» (1916, 2 варианта в Русском музее, Санкт-Петербург; 3-й – в Третьяковской галерее, Москва), «Балаганы» (1917, Русский музей, Санкт-Петербург) в валенки обута бо́льшая часть изображённых. В романе А. Н. Толстого «Пётр I» валенки как самый распространённый тип обуви уже ретроспективно проецируются на культуру рубежа 17–18 вв.
Валенки использовал в своих коллекциях одежды дизайнер В. М. Зайцев, благодаря ему они появились на модных подиумах сначала России, а потом и других стран. Во время торжественного прохождения спортсменов на XIX Олимпийских зимних играх российская сборная была обута в валенки, как затем и российские студенты на XXIV Всемирной зимней универсиаде.
В 2016 г. петербургская художница В. Лошак создала самый большой валенок – 360-го размера при высоте 3 м, на его изготовление ушло более 400 кг шерсти. Самые маленькие валенки – размером 1,1 мм по длине ступни – были сделаны в 2012 г. семьёй Соколовых из Кинешмы. В 2010–2020-е гг. прошли чемпионаты по точности метания валенок в Пятигорске и в Сыктывкаре. В 1998–2014 гг. в Иркутске вручалась ежегодная журналистская премия «Золотой валенок» за исключительные промахи и ляпы. В 2007–2011 гг. в Улан-Удэ существовала премия «Хрустальный валенок» за недобросовестную и неэстетичную городскую рекламу, с 2011 г. был проведён ребрендинг: новая премия – «Сибирский валенок» – присуждается лучшим распространителям рекламы. В Анжеро-Судженске с 2017 г. проводится ежегодный фестиваль народного искусства «Сибирский валенок».
Процесс изготовления валенок становился сюжетом этнографических фильмов. Так, фильм «Пимокат с мотором» (2001, режиссёр Л. Филимонов) рассказывает о традиционном способе катания, распространённом в селе Ключи Пермской области.