Санскритская литература
Санскри́тская литерату́ра, литература на санскрите, одна из классических литератур Южной Азии.
По своему значению в культуре региона подобна литературам Древней Греции и Древнего Рима для Запада, но значительно превосходит их вместе взятые по объёму и продолжительности развития. В узком смысле санскритская литература – совокупность произведений на санскрите, которые могут быть названы художественными; при более широком толковании в санскритскую литературу включают также религиозные, философские, научные и другие тексты. Время расцвета санскритской литературы – со 2–3 вв. до 12–13 вв.; трудно провести чёткую границу между ведийской словесностью и санскритской литературой; например, Упанишады (2-я половина 1-го тыс. до н. э.) – одновременно часть ведийского корпуса и древнейший памятник санскритской литературы.
К ранним памятникам санскритской литературы (в широком смысле) относятся «Махабхарата» (письменная фиксация предположительно в 3–4 вв. н. э.), «Рамаяна» и пураны. Индийская традиция называет «Рамаяну» Вальмики «первопоэмой» («ади-кавья»), а среди более поздних произведений различает «большие поэмы» («маха-кавья») и «меньшие поэмы» («кханда-кавья»). Одна из наиболее ранних дошедших до нас «больших поэм» – «Жизнь Будды» Ашвагхоши (1–2 вв.); среди многочисленных более поздних поэм наибольшую известность снискали «Рождение Кумары» и «Род Рагху» Калидасы (4–5 вв.), «Киратарджуния» Бхарави (6 в.), «Убиение Шишупалы» Магхи (10 в.?), «Жизнь Нишадца» Шрихарши (12 в.), а также «Убиение Раваны» Бхатти (6–7 вв.). Самая известная среди «меньших поэм» – «Облако-вестник» Калидасы.
Поэтические произведения малых форм (любовно-лирические, религиозно-философские или дидактические) складывались в антологии, которые иногда приписывались легендарным авторам; среди наиболее известных – сборники «Сто стихотворений» Амару и «Три сотни» Бхартрихари (5 в.?).
Древнейшие из сохранившихся драматических произведений – фрагменты буддийских драм Ашвагхоши и пьеса «Глиняная повозка» Шудраки (3–4 вв.?). Калидаса прославился тремя пьесами: «Малявика и Агнимитра», «Мужеством добытая Урваши» и «Вновь узнанная Шакунтала». В числе своих предшественников Калидаса называл Бхасу, но дошедшие до нас пьесы, подписанные этим именем, более позднего происхождения. Вишакхадатта (5–7 вв.) получил известность с пьесой на исторический сюжет «Перстень Ракшасы»; Бхавабхути – пьесами «Жизнь великого героя», «Малати и Мадхава», «Дальнейшая жизнь Рамы» (8 в.). Период расцвета санскритской литературы завершает драматическая поэма «Воспетый Говинда» Джаядевы (12 в.).
К особому жанру санскритской литературы можно отнести трактаты по поэтике, в том числе книги «Натьяшастра» (между 4 в. до н. э. и 2 в. н. э.), «Зеркало поэзии» Дандина (7–8 вв.), «Свет Дхвани» Анандавардханы (9 в.), «Рассуждение о поэзии» Раджашекхары (конец 9 – начало 10 вв.). Художественность и назидательность сочетали в себе сборники прозаических повествований со стихотворными вставками: «Двадцать пять рассказов Веталы» (2-я половина 1-го тыс. н. э.), «Панчатантра» (сложился к 3–4 вв.), «Хитопадеша» (9–10 вв.?), «Жизнь Викрамы, или 32 истории царского трона» (начало 2-го тыс. н. э.), «Семьдесят рассказов попугая» (12 в.) и др.; «Океан сказаний» Сомадевы (11 в.) – наиболее обширное стихотворное собрание повествований. Эти сборники (целиком или отдельные сюжеты из них) в течение веков пересказывались на разных языках Азии и Европы. Т. н. санскритский роман – повествовательный жанр, традиционно относящийся к кавье, – представлен значительными памятниками: «Васавадатта» Субандху (конец 6 – начало 7 вв.), «Жизнь Харши» и «Кадамбари» Баны (7 в.) и «Приключения десяти принцев» Дандина.
Обширная религиозно-философская литература на санскрите – как поэтическая, так и прозаическая – создавалась последователями индуизма, буддизма, джайнизма (см., например, Кшемендра). Различные философские школы (даршаны) располагали основополагающими текстами (сутрами) в виде собраний кратких изречений, на которые писались многочисленные комментарии; создавались и отдельные трактаты (Дхармакирти, Шанкара, Абхинавагупта, Дигнага, Рамануджа и др.); богам и абстрактным философским понятиям посвящены многочисленные «стотры» (восхваления). Санскрит использовался для создания трудов по различным областям знания: от астрономии и математики (труды Арьябхаты) до политики («Артхашастра») и эротики («Кама-сутра»); при этом на санскрите практически не было сочинений по истории.
Традиция санскритской литературы никогда не прерывалась; в Южной Азии, прежде всего в Республике Индия, до сих пор создаются стихотворения, поэмы, рассказы, романы и учёные трактаты на санскрите. Литературная академия Республики Индия с 1967 г. ежегодно присуждает премию за лучшее современное произведение на санскрите.
Знакомство западных учёных и литераторов с санскритской литературой в конце 18 в. оказало воздействие на творчество ряда европейских писателей, в том числе И. В. Гёте и немецких романтиков. Изучение «Панчатантры» в Европе в 19 в. способствовало развитию сравнительно-исторического литературоведения. Первые переводы произведений санскритской литературы на русский язык появились в конце 18 в.: фрагменты из пьесы «Вновь узнанная Шакунтала» Калидасы перевёл Н. М. Карамзин (1792, с немецкого языка); В. А. Жуковский переложил эпизод «Махабхараты» под названием «Наль и Дамаянти: Индийская повесть» (1844; с немецкого языка). В 20 в. стали появляться переводы на русский язык непосредственно с санскрита.