#Термины изобразительного искусства
Термины изобразительного искусства
Тег

Термины изобразительного искусства

Термины изобразительного искусства
Найденo 72 статьи
Мастер-класс по шелкографии Энтони Велониса. Всемирная выставка 1939–1940 в Нью-Йорке
Инструменты и техники в искусстве и архитектуреИнструменты и техники в искусстве и архитектуре
Шелкография в искусстве США 1930–1940-х гг.
Шелкография в искусстве США 1930–1940-х гг. В ноябре 1938 г. в нью-йоркской Contemporary Art Gallery открылась первая в истории США выставка эстампов, исполненных в технике шелкографии. Небольшая экспозиция состояла из 16 графических листов американского художника Г. К. Маккоя. Цветные изображения небольшого формата отпечатал сам автор густыми масляными красками тиражом 10–20 экз. Плоскостно решённые композиции построены на колористическом взаимодействии или контрасте больших, наплывающих друг на друга аморфных пятен. Тем не менее произведения представляли скорее условно и несколько наивно трактованные натурные сюжеты, нежели подходили под критерии абстрактного искусства, в рамках которого их рассматривал сам художник. Наиболее ранние работы датировались 1932 г. – «Женщина с котом» и «Натюрморт». Выставка имела определённый успех и стала поводом для определения американскими историками искусства Маккоя как родоначальника авторской шелкографии.
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Шелкография в российском искусстве 1930–1960-х гг.
Шелкография в российском искусстве 1930–1960-х гг. Первые документированные сведения об использовании шёлкотрафаретной печати в СССР относятся к середине 1930-х гг., времени, когда шелкографию как способ орнаментации текстиля начали внедрять на двух московских шёлковых предприятиях – фабрике «Красная роза» и Московском шёлковом комбинате имени П. П. Щербакова. Поскольку технология была импортирована из Германии, этот метод обозначался первоначально немецкоязычными терминами «фотофильмдрук» (Fotofilmdruck), «фильмдрук» (Filmdruck), позднее заменёнными на переводные «фотофильмпечать», «фильмпечать». Одним из пионеров в освоении и обучении новому способу декорирования тканей стала преподававшая в Московском текстильном институте (ныне Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина) художница Л. В. Маяковская (сестра В. В. Маяковского).
Михаил Авилов. «Взять живьём!». 1942
Термины
Иконография
Иконогра́фия, устойчивая система изображения персонажей, предметов, сюжетов  в изобразительном искусстве. В узком и наиболее характерном смысле – особая изобразительная каноничность, присущая преимущественно сакральному искусству. Устойчивые изобразительные схемы встречаются и в светском искусстве, представляя соответствующие социальные ритуалы (придворный церемониал, правила этикета, символизм повседневной человеческой активности, схемы поведения и т. д.).
Богоматерь Владимирская. Двусторонняя икона. Лицевая сторона. 1-я треть 12 в.
Термины
Копия (изобразительное искусство)
Ко́пия, в изобразительном искусстве – произведение, намеренно и точно повторяющее другое произведение (прототип, оригинал) в том же размере, материале и технике. Может выполняться создателем исходной работы, его мастерской, другими художниками. Разновидности копии – реплики, выполненные автором или его мастерской и допускающие варьирование в размерах, материалах, деталях. Копия и реплика являются результатами художественного творчества и претендуют на равный оригиналу статус произведения искусства, что отличает их от технических фотографий или зарисовок (например, документирующих результаты археологических раскопок). Репродукции, созданные с использованием механических средств и не в единственном экземпляре, – вид нехудожественного воспроизведения. Тем не менее термин «копирование» с определённой долей условности применим ко всем указанным случаям. В противоположность подделке, копия не предназначена для подмены оригинала.
Апоксиомен. Римская копия оригинала Лисиппа 4 в. до н. э.
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Линогравюра
Линогравю́ра, выпуклая гравюра на линолеуме или сходных с ним полимерных материалах; ручной вид печатной графики. Возникла в начале 20 в.; наибольшее распространение получила в 1920–1950-х гг. В технике линогравюры работали художники группы «Мост», А. Матисс, П. Пикассо, Ф. Мазерель и др. Широко распространилась в странах, где развивалось искусство, обращённое к широким массам, особенно в Латинской Америке («Мастерская народной графики» в Мексике, «Клуб друзей гравюры» в Бразилии). Основные представители в России: И. Н. Павлов, Н. А. Шевердяев, В. Д. Фалилеев, А. А. Дейнека, Л. С. Попова, А. М. Родченко и другие художники.
Франс Мазерель. Бизнесмен
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Корпусное письмо
Ко́рпусное письмо́, приём живописной техники, при котором темперные, масляные и прочие виды красок накладываются на основу (холст, картон, доска, бумага) плотными, непрозрачными мазками («Сосны, освещённые солнцем» И. И. Шишкина, 1886, Третьяковская галерея, Москва). Может обладать рельефной фактурой, наноситься кистью или мастихином; в таком случае значения терминов «корпусное письмо» и «пастозная техника живописи» становятся идентичными. Способом наложения и толщиной слоя краски приём противоположен лессировке.
Иван Шишкин. Сосны, освещённые солнцем. 1886
Термины
Камерность
Ка́мерность (от лат. camera – комната), в изобразительном, декоративно-прикладном, садово-парковом искусстве и архитектуре характеристика формата произведений, имеющих небольшой размер, организующих малое пространство или предназначенных для небольшого помещения. Рассчитаны на узкий круг зрителей и близкий визуальный контакт. Понятие «камерность» определяет также картины с изображением замкнутой среды, частной жизни, уютного интерьера с незатейливыми занятиями его обитателей. Задача подобных произведений – отразить микрокосм человеческой жизни, зачастую противопоставив его перипетиям внешнего мира («Женщина, читающая письмо» Г. Метсю, 1664–1666, Национальная галерея Ирландии, Дублин).
Габриел Метсю. Женщина, читающая письмо. 1664–1666
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Декупаж
Декупа́ж (франц. découpage – разрезание, вырезание), техника изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Элементы будущей композиции вырезают из бумаги (реже из другого материала), раскрашивают и наклеивают на твёрдую основу (дерево, металл, стекло и т. д.). Итоговое изображение может покрываться несколькими слоями лака. Термин возник в 20 в., однако сама техника распространилась в Европе ещё в 18 в., когда использовалась для украшения мебели, предметов быта и аксессуаров (ширмы, веера и др.). В 19 в. декорирование в технике декупажа стало модным увлечением в аристократических кругах Европы.
Цветочная деталь, выполненная в технике декупажа
1
2
3
4
5