#Термины изобразительного искусстваТермины изобразительного искусстваИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТермины изобразительного искусстваТермины изобразительного искусстваНайденo 70 статейТерминыТермины Живописный рельефЖивопи́сный релье́ф, разновидность скульптурного рельефа. Уподоблен произведениям живописи благодаря снятию резкого противопоставления гладкой плоскости фона и объёма изображения. Развивался с эпохи эллинизма, особенно распространён в искусстве Возрождения.Термины ИконографияИконогра́фия, устойчивая система изображения персонажей, предметов, сюжетов в изобразительном искусстве. В узком и наиболее характерном смысле – особая изобразительная каноничность, присущая преимущественно сакральному искусству. Устойчивые изобразительные схемы встречаются и в светском искусстве, представляя соответствующие социальные ритуалы (придворный церемониал, правила этикета, символизм повседневной человеческой активности, схемы поведения и т. д.).Термины Копия (изобразительное искусство)Ко́пия, в изобразительном искусстве – произведение, намеренно и точно повторяющее другое произведение (прототип, оригинал) в том же размере, материале и технике. Может выполняться создателем исходной работы, его мастерской, другими художниками. Разновидности копии – реплики, выполненные автором или его мастерской и допускающие варьирование в размерах, материалах, деталях. Копия и реплика являются результатами художественного творчества и претендуют на равный оригиналу статус произведения искусства, что отличает их от технических фотографий или зарисовок (например, документирующих результаты археологических раскопок). Репродукции, созданные с использованием механических средств и не в единственном экземпляре, – вид нехудожественного воспроизведения. Тем не менее термин «копирование» с определённой долей условности применим ко всем указанным случаям. В противоположность подделке, копия не предназначена для подмены оригинала.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре ЛиногравюраЛиногравю́ра, выпуклая гравюра на линолеуме или сходных с ним полимерных материалах; ручной вид печатной графики. Возникла в начале 20 в.; наибольшее распространение получила в 1920–1950-х гг. В технике линогравюры работали художники группы «Мост», А. Матисс, П. Пикассо, Ф. Мазерель и др. Широко распространилась в странах, где развивалось искусство, обращённое к широким массам, особенно в Латинской Америке («Мастерская народной графики» в Мексике, «Клуб друзей гравюры» в Бразилии). Основные представители в России: И. Н. Павлов, Н. А. Шевердяев, В. Д. Фалилеев, А. А. Дейнека, Л. С. Попова, А. М. Родченко и другие художники.Термины Знаменщик (в искусстве)Зна́менщик, ведущий и наиболее опытный мастер-иконописец, рисовальщик; художник, делавший подготовительный рисунок для икон, фресок, гравюр, предметов декоративно-прикладного искусства и др. В 17 в. знаменщиками были С. Ф. Ушаков, Л. К. Бунин, Гурий Никитин, Дмитрий Плеханов и др.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Корпусное письмоКо́рпусное письмо́, приём живописной техники, при котором темперные, масляные и прочие виды красок накладываются на основу (холст, картон, доска, бумага) плотными, непрозрачными мазками («Сосны, освещённые солнцем» И. И. Шишкина, 1886, Третьяковская галерея, Москва). Может обладать рельефной фактурой, наноситься кистью или мастихином; в таком случае значения терминов «корпусное письмо» и «пастозная техника живописи» становятся идентичными. Способом наложения и толщиной слоя краски приём противоположен лессировке.Термины КамерностьКа́мерность (от лат. camera – комната), в изобразительном, декоративно-прикладном, садово-парковом искусстве и архитектуре характеристика формата произведений, имеющих небольшой размер, организующих малое пространство или предназначенных для небольшого помещения. Рассчитаны на узкий круг зрителей и близкий визуальный контакт. Понятие «камерность» определяет также картины с изображением замкнутой среды, частной жизни, уютного интерьера с незатейливыми занятиями его обитателей. Задача подобных произведений – отразить микрокосм человеческой жизни, зачастую противопоставив его перипетиям внешнего мира («Женщина, читающая письмо» Г. Метсю, 1664–1666, Национальная галерея Ирландии, Дублин).Инструменты и техники в искусстве и архитектуре ДекупажДекупа́ж (франц. découpage – разрезание, вырезание), техника изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Элементы будущей композиции вырезают из бумаги (реже из другого материала), раскрашивают и наклеивают на твёрдую основу (дерево, металл, стекло и т. д.). Итоговое изображение может покрываться несколькими слоями лака. Термин возник в 20 в., однако сама техника распространилась в Европе ещё в 18 в., когда использовалась для украшения мебели, предметов быта и аксессуаров (ширмы, веера и др.). В 19 в. декорирование в технике декупажа стало модным увлечением в аристократических кругах Европы.Термины ГротескГроте́ск, термин западной эстетики, который обозначает причудливые, смешивающие противоположное (низкое и высокое, обыденное и изысканное, смешное и серьёзное), обычно карикатурно преувеличенные, юмористически, комически и сатирически заострённые формы в искусстве. Возник в Италии в конце 15 в. (гротески), однако суть явления была впервые описана Витрувием и Горацием. Гротеск в литературе, появившись в эпоху Античности (Аристофан, Плавт, Лукиан), получил развитие в 15–18 вв. в творчестве Эразма Роттердамского, Ф. Рабле, Дж. Свифта, в 19 в. – Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина; широко применялся в литературе 20 в. (Ф. Кафка, В. В. Маяковский и др.). В изобразительном искусстве распространился в эпоху Средневековья, позднее проявился в творчестве И. Босха, П. Брейгеля Старшего, Ж. Калло, О. Домье, О. Дикса, Дж. Энсора, М. З. Шагала; у представителей дадаизма, экспрессионизма, сюрреализма и других авангардистских течений 20 в. В музыке претворён в произведениях Г. Малера, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке.Термины Шпалерная развескаШпале́рная разве́ска (салонная развеска), способ экспонирования картин, при котором они располагаются максимально близко друг к другу в несколько рядов, занимая всю поверхность стены или бо́льшую её часть наподобие шпалеры. Для удобства обозрения произведения верхнего яруса могут размещаться под углом к стене. 12345