#Музыкальные жанры эпохи романтизма
Музыкальные жанры эпохи романтизма
Тег

Музыкальные жанры эпохи романтизма

Музыкальные жанры эпохи романтизма
Найденo 9 статей
Направления, стили, жанры в музыке
Опера-семисериа
О́пера-семисе́риа (итал. opera semiseria, буквально – полусерьёзная опера), жанровая разновидность оперы, объединяющая признаки оперы-сериа и оперы-буффа. Получила распространение в конце 18 – начале 19 вв., преимущественно в Италии. Возникла под влиянием оперных сочинений сентиментального направления внутри венецианской dramma sentimentale и оперы-буффа. Персонажи оперы подразделяются на серьёзных и комических. Для сюжетов оперы характерны ситуации, способные вызвать сочувствие у слушателей: счастью влюблённой пары препятствует тиран, страдания героев увенчиваются благополучным завершением в финале. Среди наиболее известных сочинений – оперы «Сорока-воровка» Дж. Россини (1817) и «Сомнамбула» В. Беллини (1831).
Музыка
Направления, стили, жанры в музыке
Симфоническая поэма
Симфони́ческая поэ́ма, жанр программной музыки. Возник в эпоху романтизма, восходит к творчеству Ф. Листа. Представляет собой одночастную композицию в свободной или смешанной форме. В отличие от увертюры к сценическому произведению (опера, драматический спектакль) жанр изначально предназначался для концертного исполнения. Наибольшее распространение получил в конце 1840-х – 1920-е гг.
Музыка
Направления, стили, жанры в литературе
Романтизм
Романти́зм, идейно-художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – 19 вв. Противопоставив себя Просвещению и созданной наукой Нового времени механистической концепции мира, романтизм выдвинул идею исторически становящегося мира-организма; открыл в человеке иррациональные глубины, связанные с воображением и сновидениями; способствовал появлению новых, свободных форм в литературе и искусстве, отразивших ощущение открытости и бесконечности бытия. Нередко романтизм понимается не только как исторический термин, но и как вневременна́я духовно-эстетическая ориентация, присущая произведениям различных эпох.
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818
Направления, стили, жанры в музыке
Музыкальный момент
Музыка́льный моме́нт (франц. moment musical), небольшая инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно для фортепиано. Родственен прелюдии, экспромту. Обычно не выходит за пределы какого-либо одного настроения. Впервые под таким названием в 1828 г. были опубликованы 6 фортепианных пьес Ф. Шуберта op. 94 (D 780); по-видимому, название принадлежит не автору, а австрийскому издателю М. Лейдесдорфу, который незадолго до этого опубликовал свои собственные пьесы под заглавием «Грустные мгновения» («Moments mélancoliques»). Виртуозность концертного типа музыкальный момент приобрёл в творчестве С. В. Рахманинова (6 музыкальных моментов для фортепиано ор. 16, 1896).
Музыка
Термины
Транскрипция (в музыке)
Транскри́пция в музыке Нового времени – переложение музыкального сочинения для иного (по сравнению с оригиналом) состава исполнителей либо для того же состава с изменением тональности, фактуры и др. В отличие от аранжировки и переложения транскрипция нередко имеет художественное значение, например переработка И. С. Бахом скрипичных концертов А. Вивальди. В 19 в. – один из популярных концертно-виртуозных жанров, среди авторов: композиторы-пианисты Ф. Лист, С. В. Рахманинов, Ф. Бузони. В числе выдающихся оркестровых транскрипций – «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, инструментованные М. Равелем.
Музыка
Направления, стили, жанры в музыке
Опера
О́пера, музыкально-сценическое произведение, в основе которого – соединение сольного пения и драматического действия. Появилась в Италии на рубеже 16–17 вв. В опере музыкальное формообразование взаимодействует с внемузыкальными факторами – словесным текстом (либретто) и сценическим действием. Тип сюжета подсказывает ту или иную жанровую разновидность оперы: лирическую, сказочно-фантастическую, эпическую, историческую, комическую и др. Оперная эстетика, сложившаяся в основных чертах в эпоху барокко, признаёт значительную роль музыки как средства персональной характеристики образов, выражения страстей (в 17–18 вв. вплоть до изображения аффектов); собственно драматическое действие может быть поддержано музыкой, но может и обходиться без неё (разговорный диалог в ряде разновидностей оперы). Типовые оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль; их дополняют хоры и оркестровые пьесы, в частности увертюра, интродукция, антракт. Оперное действие нередко включает хореографию, иногда пантомиму, обрядовые сцены. Основная смысловая нагрузка в опере ложится на сольное пение; со временем в вокальном искусстве выделилось оперное пение как исполнительская специализация, предъявляющая повышенные требования к силе и диапазону певческого голоса; сформировались специфические оперные амплуа.
Музыка