«Битва гуннов» (Лист)
«Би́тва гу́ннов» (нем. «Hunnenschlacht»), симфоническая поэма № 11 Ф. Листа. Создавалась в 1856–1857 гг. Впервые исполнена 29 декабря 1857 г. в Веймаре под управлением автора. Опубликована в 1861 г. издательством Breitkopf & Härtel (с посвящением княгине К. Витгенштейн).
Поэма написана под впечатлением от одноимённой картины В. фон Каульбаха, где изображена битва на Каталаунских полях. Сражение, произошедшее в 451 г. между гуннами под предводительством Аттилы и объединённой армией римлян (во главе с Аэцием) и вестготов (во главе с Теодорихом I), было, по легенде, настолько жестоким, что души погибших воинов продолжали сражаться на небесах. В картине Каульбаха воплощение этой легенды занимает центральное положение. В симфонической поэме Лист поставил себе целью воплотить противостояние двух сторон – язычников-гуннов и христиан-римлян, и более обобщённо – конфликт варварства и цивилизации.
Форма поэмы свободная, не регламентирована закономерностями классических форм. Две противоборствующие сферы поэмы представлены темами, развивающимися на протяжении произведения. Тема язычников основана на звукоряде цыганской гаммы (с двумя увеличенными секундами). Музыка, представляющая христианское воинство, включает в себя несколько тематических образований: фанфара, которая изображает сигнал к бою (нем. Schlachtruf); мелодия католического гимна «Pange lingua» на текст Венанция Фортуната. Текст гимна в симфонической поэме не используется, хотя в партитуре Лист выписал его 8-ю строфу (со слов «Crux fidelis»). Главным образом в поэме разрабатываются тема, характеризующая гуннов, и фанфара. В ходе развития тема гуннов исчезает, а изначально минорный лад фанфары заменяется мажорным, символизируя победу христиан.
В «Битве гуннов» применён двойной состав симфонического оркестра, добавлен орган (при отсутствии органа используется фисгармония). Тембры медных духовых инструментов, а также органа главенствуют в изображении христиан. В начале поэмы, где представлена тема гуннов, «колорит нужно выдерживать тёмным, а все инструменты должны звучать призрачно» (авторская ремарка в партитуре), что достигается в том числе применением сурдин в группе струнных инструментов (даже при динамике ff).
Лист сделал переложение поэмы для двух роялей (опубликовано в 1861) и для фортепиано в 4 руки (опубликовано в 1877).
Среди дирижёров, записавших «Битву гуннов»: Н. С. Голованов (с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио, около 1952), Б. Хайтинк (с Лондонским филармоническим оркестром, 1970), К. Мазур (с оркестром «Гевандхауза», 1979), З. Мета (с Берлинским филармоническим оркестром, 1994).