Шиллер Роберт
Ши́ллер Ро́берт, Роберт Джеймс Шиллер (Robert James Shiller) (род. 1946, Детройт, штат Мичиган), американский экономист и писатель, профессор экономики Йельского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике в 2013 г. «за эмпирический анализ изменения цены активов» наряду с Ю. Фамой и Л. Хансеном (род. 1952).
Происхождение, семья
Предки Р. Шиллера родом из Российской империи, откуда они переехали в США в 1910-х гг. Его семья продолжает поддерживать связь с литовскими родственниками спустя более 100 лет иммиграции. Отец был предпринимателем и занимался производством промышленных печей, мать вела домашнее хозяйство.
Жена Шиллера, Вирджиния Шиллер, доктор психологии, преподаёт в Йельском университете, известна несколькими книгами, включая «Узы привязанности: любовные узы на протяжении всей жизни» (2017). Старший сын, Бенджамин Шиллер, – доцент факультета экономики Университета Брандейса (штат Массачусетс). Младший сын, Дерек Шиллер, работает в международной некоммерческой организации по защите животных Humane League.
Высшее образование
В 1967 г. Р. Шиллер закончил Мичиганский университет и получил степень бакалавра по экономике. В университете писал для студенческой газеты Michigan Daily. В следующем году в Массачусетском технологическом институте (MIT) под руководством историка экономики П. Темина (род. 17.12.1937) защитил магистерскую диссертацию «Экономический рост в послевоенной Германии». Там же в 1972 г. защитил докторскую диссертацию «Рациональные ожидания и структура процентных ставок». Во время работы над диссертацией работал в должности доцента кафедры экономики Университета Миннесоты. Внешнее окружение способствовало профессиональному становлению Шиллера. Его научным руководителем выступил Ф. Модильяни. Рецензентами стали профессор Р. Солоу и доктор экономических наук Р. Мертон. В основе диссертации лежали гипотеза временной структуры процентных ставок Модильяни – Сатча и уравнение Фишера, связывающее инфляцию, номинальную и реальную процентные ставки. Шиллер также показал, что ожидания долгосрочных процентных ставок являются линейной функцией краткосрочных ставок. По существу, это был его первый научный вклад в развитие будущей теории поведенческих финансов. После защиты докторской диссертации он на год остался преподавать в MIT, занял должность доцента кафедры экономики Пенсильванского университета, где оставался до 1982 г. Затем Шиллер перешёл на должность профессора Йельского университета, где он преподавал бо́льшую часть жизни.
Карьера
Начальной специализацией Шиллера являлась эконометрика с акцентом на байесовской статистике и оценке моделей с распределённым лагом. Главным вкладом Шиллера в экономическую науку считается исследование эффективности финансовых рынков. Вместе с Ю. Фамой он формализовал понятие эффективности, чтобы с его помощью тестировать ценообразование на финансовые активы. Фама одним из первых показал, что в краткосрочном периоде финансовые рынки относительно эффективны, однако достоверно прогнозировать будущую цену невозможно даже после обнародования новостей об активе и связанной с ними первоначальной реакцией рынка. Шиллер, в свою очередь, показал, что в долгосрочном периоде можно найти закономерности, позволяющие прогнозировать цены по историческим данным. Отклонение цен от фундаментально обоснованных, т. е. неэффективность рынка, он предложил объяснять нерациональностью инвесторов. В результате возник новый раздел экономической науки, т. н. поведенческие финансы (англ. behavioral finance). Сам Шиллер полагал, что начало поведенческих финансов было положено лекциями Дж. Катоны (1901–1981) в Мичиганском университете – американского психолога венгерского происхождения, который ратовал за сближение экономики и психологии.
Исследуя динамику и волатильность ожидаемых доходностей акций, Шиллер обнаружил, что гипотезу об отсутствии арбитражных возможностей можно проверить, сравнив дисперсии краткосрочных и долгосрочных доходностей, предполагая, что ожидаемые доходности постоянны (Shiller. 1979; Shiller. 1981). До работы Шиллера считалось, что главным фактором колебания цены акций являются новости об изменении денежных потоков эмитента. Шиллер обнаружил, что отношение дивидендов к цене акции положительно связано с годовыми доходностями и может использоваться для прогнозирования (Shiller. 1984). Кроме того, вместе с Дж. Кэмпбеллом (род. 1958) из Принстонского университета он показал, что скользящая среднегодовая прибыль или отношение прибыли к цене тоже позволяют прогнозировать будущую доходность (Campbell. 1988). Аналогичные доказательства предсказуемости доходностей были получены для рынка корпоративных облигаций.
Вопреки распространённой в 1980-х гг. теории Шиллер обнаружил, что долгосрочные процентные ставки являются более волатильными, чем краткосрочные. Будучи убеждённым в том, что наблюдения несовместимы с устоявшимися теориями цен активов и гипотезой эффективного рынка (последняя состоит в том, что цены отражают всю доступную информацию), Шиллер предложил своё объяснение (Shiller. 1984) этого феномена. Экономист пришёл к выводу, что высокая волатильность и слабая предсказуемость доходности в долгосрочном периоде объясняются действиями нерациональных инвесторов. Они либо не полностью (неверно) обрабатывают доступную информацию, либо неадекватно реагируют на новости. Наличие нерациональных инвесторов не противоречит краткосрочной предсказуемости цен активов, однако вносит «зашумленность» в цены. По мнению Шиллера, инвесторы могут быть подвержены предубеждениям, описанным в работах по социальной психологии. Предубеждения заставляют инвесторов избыточно реагировать на новости, что находит отражение в ценах акций.
Групповая психология нерациональных инвесторов усиливает рыночную неэффективность, к примеру, на мнение инвестора о справедливой цене влияет мнение других инвесторов. Шиллер продемонстрировал групповые эффекты в простой модели, где часть инвесторов не реагировала на изменения ожидаемых доходностей, а другая часть реагировала рационально, однако была ограничена в финансовых ресурсах. Именно ограниченные возможности рациональных инвесторов, которые занимают слишком малую долю рынка, препятствовали тому, чтобы арбитражные операции восстанавливали рыночную эффективность. Впоследствии Шиллер вместе с Дж. Паундом из Гарвардского университета пришёл к выводу, что социальная психология является главным фактором образования «пузырей» на финансовом рынке (Shiller. 1989).
Логика анализа финансового рынка была распространена им на рынок недвижимости (Case. 2003). Вместе с К. Кейсом (1946–2016) Шиллер является соавтором известного индекса цен на жильё (англ. Case-Shiller Index). В 1991 г. вместе с К. Кейсом и бывшим сокурсником по Йельскому университету А. Вайсом (род. 25.2.1959) они учредили компанию Case Shiller Weiss для продаж статистики цен на жилую недвижимость. Компания рассчитывала и публиковала ценовые индексы вторичного рынка, а также предоставляла услугу в Интернете по автоматической оценке жилья. В 2002 г. была куплена американской корпорацией Fiserv, а в 2013 г. перепродана американской исследовательской компании CoreLogic. Затем Шиллер с коллегами учредили новую компанию MacroMarkets, которая в 2006 г. продала лицензию на индексы цен на жильё рейтинговому агентству Standard & Poor’s, в результате чего семейство индексов известно как S&P/Case-Shiller. Та же компания разработала для Чикагской товарной биржи спецификацию фьючерсов на цены домов в США и 10 крупнейших городах.
Многочисленные публикации Шиллера с соавторами произвели революцию в анализе финансовых рынков. Они не только заложили новые разделы научных исследований, но и проникли в прикладной анализ. Разработанные им методы стали повсеместными в оценке финансовых инструментов. Выводы о низкой рыночной эффективности способствовали популяризации паевых инвестиционных фондов с пассивными стратегиями. Они не пытаются переиграть рынок, а следуют за фондовыми индексами.
В отличие от большинства академических коллег Шиллер значительную часть времени посвятил журналистике и написанию научно-популярных книг. Ряд его бестселлеров опубликован на русском языке, включая «Иррациональный оптимизм», «Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма» и «Финансы и хорошее общество». В 2019 г. в свет вышла ещё одна книга Шиллера, основанная на его исследованиях, «Нарративная экономика: как истории становятся вирусными и определяют крупные экономические события» (англ. «Narrative Economics: How Stories Go Viral and Drive Major Economic Events»). Нарративы, или повествования, по Шиллеру, представляют собой захватывающие истории, которые впечатляют людей и способны влиять на экономические решения. Популярные истории меняют экономическое поведение, управляют рынками и провоцируют кризисы. По характеристикам распространения они похожи на эпидемии. В основе анализа нарративов лежат оцифрованные тексты и социальные сети. Как полагает Шиллер, экономистам предстоит научиться обрабатывать информацию, выделять нарративы и давать им чёткую количественную и качественную оценки, чтобы использовать их в моделировании и определять их долгосрочные эффекты.