Сербия. Театральное искусство
Театра́льное иску́сство Се́рбии. Первое театральное представление состоялось в 1734 г. в Сремски-Карловци: ученики латинской школы поставили историческую пьесу Эммануила Козачинского «Трагедокомедия». Актёр, драматург и переводчик Й. Вуйич способствовал появлению на сцене первого публичного спектакля на сербском языке («Попугай» А. Коцебу в Пеште в 1813). Деятельность Вуйича вызвала появление многочисленных передвижных трупп. Впоследствии некоторые из них стали профессиональными театрами.
В 1825 г. в г. Нови-Сад любительской труппой А. Николича поставлена первая оригинальная сербская пьеса – трагедия «Смерть царя Уроша V» С. Стефановича. В начале 1840-х гг. возникли постоянные театры: «В таможне» (Белград), Княжеско-Сербский театр (1835, Крагуевац) и др. Основу репертуара составляли романтические трагедии и реалистические комедии Йована Стерии-Поповича («Патриоты», «Ворона в павлиньих перьях» и др.), а также переводные драмы (В. Гюго и других европейских драматургов).
Новый этап начался после основания в 1861 г. в г. Нови-Сад Сербского национального театра, а в 1868 г. – Национального театра в Белграде.
На фоне утверждения национальной драматургии (героические драмы Дж. Якшича, Л. Костича, Й. Суботича) совершенствовалось мастерство актёров-романтиков (М. Гргурова, Д. Милутинович). Постановки отечественных бытовых и социальных драм и комедий (К. Трифкович, М. Глишич), ранних сатирических пьес Б. Нушича («Народный депутат», 1883; «Подозрительная личность», 1887), русской классической драматургии (Н. В. Гоголя, А. Н. Островского), а затем и пьес Г. Ибсена, Г. Гауптмана способствовали утверждению принципов психологизма (В. Нигринова, И. Станоевич, Й. Джорджевич).
Немалое влияние на дальнейшее развитие театрального процесса в Сербии оказали гастроли в 1920 г. группы артистов Московского Художественного академического театра во главе с В. И. Качаловым. Значительный вклад в развитие режиссуры и театральной педагогики внесли М. Милошевич и недавний актёр МХТ, а в 1911–1918 гг. – режиссёр Императорских театров Санкт-Петербурга (позднее – Петрограда) Ю. Л. Ракитин. Отдав в начале карьеры в Белграде дань увлечению идеями В. Э. Мейерхольда, в дальнейшем Ракитин работал с актёрами на сценах Белграда и Нови-Сада, опираясь на учение К. С. Станиславского, включал в репертуар драмы Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, М. А. Булгакова. В 1920–1930-х гг. крупнейшие режиссёры – Б. Гавелла, М. Исайлович, Й. Кулунджич, В. Живойинович; актёры – М. Таборска, П. Павлович, Н. Гошич, Ж. Стокич, Р. Плаович, М. Милошевич, М. Живанович; сценографы – Л. Браиловский и В. Жедринский (русские сценографы, позднее получившие известность в Западной Европе), С. Беложанский.
Основу национального репертуара составляли остросоциальные комедии Б. Нушича, вплоть до 21 в. популярные в Сербии и за её пределами: «Госпожа министерша» (1929), «Опечаленная родня» (1934), «Доктор философии» (1936), а также пьесы Нушича и других авторов на темы исторического прошлого.
В Белграде выходил театральный журнал Comoedia, большое внимание театру уделяли критики С. Винавер, В. Глигорич на страницах газет и журналов. Событием в театральной жизни Белграда стали осуществлённые на сцене Национального театра спектакли хорватского режиссёра Бранко Гавеллы, которого высоко ценил К. С. Станиславский. Постановки психологических драм выдающегося хорватского писателя М. Крлежи «В агонии» и «Господа Глембаи» (оба – 1928) оформил художник Л. Бабич, чьи декорации были удостоены наград на Международной выставке театрально-декорационного искусства в Париже в 1925 г. Критика отмечала в этих спектаклях и в поставленных Гавеллой драмах У. Шекспира, П. Бомарше, Л. Пиранделло достижения сербских актёров Р. Плаовича, А. Златковича, исполнительниц женских ролей Д. Милошевич, Д. Дугалич.
В годы борьбы против фашистской оккупации (1941–1944) самодеятельные партизанские коллективы играли комедии сербских классиков, советскую драматургию, комедии Гоголя, одноактные пьесы Чехова. После победы над фашизмом и создания Федеративной Народной Республики Югославия (ФНРЮ; 1945) продолжали работать Национальный театр в Белграде и Сербский национальный театр в Нови-Саде, несколько провинциальных театров. В 1947 г. в Белграде создан Югославский драматический театр (ЮДТ) под руководством Бояна Ступицы, объединивший ведущих мастеров Сербии, Хорватии, Словении и других республик ФНРЮ (с 1963 – Социалистическая Федеративная Республика Югославия, СФРЮ). Политика президента И. Б. Тито в области культуры обеспечила широкий выбор репертуара и привлечение опыта европейского искусства. Режиссура Б. Ступицы и игра выдающихся актёров М. Ступицы, М. Црнобори, М. Живановича, Л. Тадича, З. Радмиловича, Й. Миличевича, В. Старчича, С. Жигона обеспечили успех гастрольных спектаклей «Дундо Марое» М. Држича и «На грани рассудка» М. Крлежи в СССР и во многих европейских странах. Режиссёр, архитектор, сценограф и художник по костюмам, ещё в предвоенные годы ознакомившийся с достижениями европейской режиссуры, поклонник искусства МХТ, Б. Ступица внёс значительный вклад в создание современного театрального искусства Сербии, Хорватии и Словении. Им спроектированы современные здания Югославского драматического театра и камерного театра «Ателье 212» в Белграде; имя Б. Ступицы носит одна из сценических площадок ЮДТ.
В 1956 г. в Белграде создан экспериментальный театр «Ателье 212», включавший в репертуар новинки европейской драматургии, не ставившиеся в СССР пьесы авторов русского авангарда, современную сербскую сатиру. Лучшие спектакли «Ателье 212» – «Карьера портного Боры» А. Поповича, «Король Убю» А. Жарри и «Кто боится Вирджинии Вульф» Э. Олби – с успехом прошли на гастролях в США и в СССР в 1968 г.
Руководители театра «Ателье 212» М. Траилович и Й. Чирилов в 1967 г. провели первый сезон Белградского интернационального театрального фестиваля BITEF, функционирующего поныне.
Театральное искусство Сербии продолжает национальные традиции, впитывая опыт европейских сцен, в том числе и русского режиссёрского театра. Самыми громкими спектаклями 1960-х гг. с неизбежным оппозиционным подтекстом, отражавшим разочарование в идеалах югославской модели социализма, стали постановки Б. Драшковича: «Грязными руками» Ж.-П. Сартра (1966) и «Когда цвели тыквы» по Д. Михаиловичу (1969; обе – в Национальном театре, Белград). В то же время успехом пользовался излюбленный жанр сербской сцены – комедийные спектакли, сочетавшие элементы народного уличного представления и гротесковые формы театрального авангарда: «Карьера портного Боры» А. Поповича (1967, режиссёр Б. Плеша), «Марафонцы совершают круг почёта» Д. Ковачевича (1973, режиссёр Л. Драшкич, все – театр «Ателье 212»). Пронзительный лиризм, боль за человека, неприятие любых форм давления на личность со стороны общества отличали спектакли М. Милошевича («На грани рассудка» М. Крлежи, 1963), Н. Миливоевича («В трюме» В. Арсениевича, 1996, все – Югославский драматический театр).
В 1960-х гг. в драматургии получило известность направление «мифологической» драмы (пьесы С. Селенича, Й. Христича), возникшей под влиянием французской интеллектуальной драмы и ставшей одним из способов выражения оппозиционных настроений интеллигенции. В 1970–1980-х гг. ведущим жанром национальной драматургии на родине Б. Нушича остаётся комедия. Наиболее популярны комедиографы А. Попович, Д. Ковачевич. Театры обращаются также к психологическим пьесам на современные темы Л. Симовича, Б. Срблянович.
После ухода из жизни Б. Ступицы (1970) его дело в ЮДТ продолжили успешно совмещавшие профессии актёра и режиссёра М. Милошевич и Б. Плеша. Гротеск Б. Плеши «Весёлые расплюевские дни, или Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, стилизованный в духе русского авангарда 1920-х гг., в 1974 г. был удостоен Гран-при фестиваля BITEF.
В конце 1980-х гг. в Югославии нарастал политический и экономический кризис, в ЮДТ выделялись спектакли Х. Пашовича: исполненное тревоги за молодое поколение «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда (1987), изящная антивоенная сатира «Птицы» Аристофана (Dozivanje ptica; 1989). В 1990-х гг. сербские театры стремились сохранить гуманистические традиции национальной культуры. В период международной изоляции Сербии ряд остросатирических постановок на «вечные темы» мировой истории с достаточно прозрачной критикой режима С. Милошевича открыл «вечный диссидент» режиссёр Л. Ристич: «Ричард III» У. Шекспира (1992, «Непсинхаз», театр венгерского национального меньшинства в сербском г. Суботица, Гран-при фестиваля «БИТЕФ в условиях эмбарго», 1992). В том же театре режиссёр А. Урбан поставил «Войцека» Г. Бюхнера (специальный приз фестиваля «БИТЕФ в условиях эмбарго», 1992).
В 1994 г. ЮДТ показал драму времён Первой мировой войны «Последние дни человечества» австрийского автора К. Крауса (режиссёр Г. Стоянович). Были популярны и другие антивоенные спектакли, в том числе пьеса современного македонского драматурга Д. Дуковски «Пороховая бочка» (1995). В 1996 г. с ностальгической драмой «Волшебный колодец» о дружбе народов во время Второй мировой войны неожиданно выступил в белградском театре «Звездара» комедиограф А. Попович. Тогда же в ЮДТ привлекла внимание публики пьеса В. Арсениевича «В трюме» о судьбах молодых людей, втянутых в бессмысленную войну с соседями. В 2000 г. поставлен гротесковый спектакль Г. Стояновича «Падение» по пьесе Б. Срблянович, главными героями которого выступили легко узнаваемый карикатурный «Отец нации» и его злобная супруга. На этот рискованный шаг решился недавно основанный «Битеф-театр» в кооперации с театром австрийского г. Грац. Речь шла о моральном падении власть имущих. Впрочем, до реального падения режима С. Милошевича оставалось совсем недолго.
В 1995 г. сатирическим спектаклем «Солдатский бордель» (режиссёр А. Милянич) по произведениям М. Крлежи открылся театр «Центр культурной деконтаминации» (т. е. обеззараживания), продвигавший идею избавления народа от идеологии пропаганды.
В 1990–2010-х гг. в ЮДТ выдвинулись актёры: М. Каранович, Д. Цветич, В. Брайович, С. Бойкович и другие; режиссёры: Н. Миливоевич, С. Унковский, П. Маджелли, Я. Маркович, Э. Савин. В 2010-х гг. заметными спектаклями стали «Метаморфозы» по Овидию (2010), «Подозрительная личность» Б. Нушича, (2016), «Разбитый кувшин» Г. фон Клейста (2015) и др.
Ведущие театры Белграда: Югославский драматический театр, Национальный театр (драматическая и оперная труппа), Белградский драматический театр, «Ателье 212», «Звездара». Наряду со стационарными в Белграде работают множество альтернативных, главным образом молодёжных, трупп. Наиболее известен театр «Дах» («Дыхание», основан в 1991), возглавляемый Д. Милошевич и Я. Анджелич – последователями Э. Барбы. С 1993 г. существует Центр театральных исследований. Театры в других городах: Крагуевац – имени Й. Вуйича (1835); Ниш – Национальный (1887, драматический), кукольный (1951); Нови-Сад – Молодёжный (основан как кукольный, современное название с 1968), Новосадский театр (1974, постановки на венгерском языке).
Музей театрального искусства в Белграде (1950) и Театральный музей Воеводины в Нови-Сад (1982).
Старейший фестиваль национальной драматургии «Стеријино позорје» («Стериино позорье», букв. «театр имени Стерия», в честь драматурга Йована Стерия Поповича; с 1956 в Нови-Саде) проводит по системе триеннале международные выставки театральной книги, сценографии, театральной афиши и плаката. Издаются театральные журналы «Сцена» в Нови-Саде и «Театрон» в Белграде. Проводится Белградский интернациональный театральный фестиваль (BITEF, с 1967).