Саудовская Аравия. История. История с 4 в. по современность
Исто́рия Сау́довской Ара́вии с 4 в. по совреме́нность, история Королевства Саудовская Аравия, государства на Аравийском п-ове.
Территория Саудовской Аравии в 4 – начале 7 вв.
Значительное влияние на ситуацию на Аравийском п-ове в 4–7 вв. оказывали внешние силы, важнейшими из которых были соперничавшие между собой Византия и Сасанидский Иран. Их противостояние превращало возникавшие на периферии Аравийского п-ова или в его пределах арабоязычные государства в сателлитов той или иной из этих держав. Если сформировавшееся в 380 г. и просуществовавшее до 611 г. в Южной Месопотамии Лахмидское царство, простиравшее свои владения вплоть до Эль-Хасы и официально исповедовавшее несторианство, было вассалом Ирана, то возникшее в Восточной Палестине Гассанидское царство (529–636), включавшее в свой состав север Хиджаза и придерживавшееся монофизитства, являлось вассалом Византии.
Одной из форм внешнего воздействия на внутриаравийскую ситуацию стало распространение на полуострове иудаизма и христианства. Особенно сильно это воздействие ощущалось на юге полуострова, где под воздействием христианизированной Эфиопии происходила унификация местного пантеона божеств. При этом иудаизм проникал в Аравию географически глубже, чем христианство. Если последнее получило распространение в периферийных районах полуострова (Лахмидское и Гассанидское царства), то значительные иудейские колонии существовали в оазисах Хиджаза (в том числе в Медине) и Неджда.
Однако бо́льшая часть территории современной Саудовской Аравии по-прежнему оставалась языческой. Местный пантеон включал как мужские, так и женские божества. Повседневной практикой являлось почитание камней, деревьев, звёзд и небесных явлений, добрых и злых духов в качестве посредников между богами и людьми. Богам посвящались храмы и святилища, одним из которых была мекканская Кааба, постепенно превращавшаяся в признанный культовый центр со складывавшейся вокруг него обрядностью, ставшей в дальнейшем частью исламского ритуала. Особый статус этому центру как «богоспасаемому» придал неудачный поход на Мекку в 570 г. эфиопского царя Абрахи.
Аравийский полуостров в 7–17 вв.
Начавшаяся в 610 г. пророческая миссия Мухаммеда трансформировала политическую географию Аравийского п-ова. Её итогом стало формирование раннего исламского государства, включившего в свой состав всю территорию современной Саудовской Аравии.
Непризнание мекканскими курейшитами Мухаммеда Пророком заставило его эмигрировать в Ясриб (ныне Медина). Там сложились система мусульманской догматики и обрядности (в том числе благодаря противостоянию с местными иудейскими племенами), а также базировавшиеся на нормах этой системы основы новой государственности, семейной этики и морали, началось формирование мусульманской уммы. Находясь в Медине, Мухаммед совершил первые завоевания, ограничивавшиеся соседними с этим городом территориями. Упрочение собственного авторитета в качестве религиозного лидера, военачальника и политика позволило Мухаммеду в январе 630 г. победоносно вернуться в Мекку, признавшую его власть. К 632 г. все племена центральной Аравии, а также население Асира, Наджрана и Йемена приняли ислам, чему содействовали как военные угрозы, так и дипломатические усилия его основателя. Однако первые попытки Мухаммеда ввести закят и садаку для населения подвластных ему территорий вызвали восстания. Споры между ближайшими сподвижниками и родственниками Пророка, начавшиеся после его смерти в 632 г., закончились избранием халифом Абу Бакра. Ему удалось сломить сопротивление мятежников и умиротворить восставшие племена, а организованный им поход против Византии оказался удачным. Но его избрание привело к появлению первых линий разлома в мусульманском сообществе. Возникли предпосылки шиизма – сторонники Али ибн Абу Талиба полагали, что именно он должен наследовать Мухаммеду, а не Абу Бакр, которого они считали узурпатором.
После смерти Абу Бакра халифами были Омар ибн аль-Хаттаб, а затем Осман ибн Аффан. Убийство последнего в 656 г. противниками укрепления роли его клана в жизни Халифата положило начало фитне – смуте, разделившей мусульман на шиитов, хариджитов и суннитов. Власть ставшего новым халифом Али ибн Абу Талиба была немедленно оспорена наместником Сирии Муавией ибн Абу Суфьяном. Ставший после гибели Али ибн Абу Талиба халифом его сын Хасан отказался от титула в пользу Муавии ибн Абу Суфьяна, в результате чего власть в Халифате перешла от сподвижников и родственников Мухаммеда к Омейядам, правившим в Дамаске. Политическим центром мусульманского государства стала столица Сирии. После перехода власти в Халифате в 750 г. к Аббасидам центр политической жизни исламского мира переместился в Багдад. Мекка сохранила лишь статус религиозного центра, а Аравийский п-ов стал периферией огромного государственного образования.
Затяжной процесс распада Халифата оказал значительное влияние на политическую ситуацию на Аравийском п-ове. Возникновение в 899 г. в Бахрейне государства карматов, в состав которого входила и Эль-Хаса, сделало возможной дальнейшую экспансию представителей этого течения в направлении Хиджаза. В 930 г. карматы напали на Мекку и похитили из Каабы главный объект поклонения – «чёрный камень» (возвращён только в 952).
После прихода к власти в Египте в 868 г. Ахмеда ибн Тулуна возникло государство Тулунидов, включавшее также Хиджаз. С завоеванием Египта в 969 г. Фатимидами Хиджаз вошёл в их государство, в 1171 г. – в государство сменивших Фатимидов Айюбидов, в 1250 г. – в Мамлюкский султанат. После разгрома последнего в 1516 г. султаном Селимом I Грозным (1512–1520) Хиджаз и Асир оказались в составе Османской империи. В 1638 г. власть Османов распространилась также на Эль-Хасу. Османская экспансия не коснулась полупустынных внутренних районов Аравийского п-ова, однако правители оазисов и племенные вожди этой территории, решая задачи собственного возвышения или сохранения власти, неоднократно обращались за помощью к Порте.
Аравия в 18 – конце 19 вв. Первые саудовские государства
Если в Хиджазе, вошедшем в состав Османской империи, господствующей суннитской правовой школой стал ханафитский ислам, в Неджде в значительной мере утвердился ханбалитский мазхаб (толк) суннизма. Эта правовая школа требовала жёстко следовать религиозным догматам и жить практически так, как жили Пророк и его сподвижники. В 1-й половине 18 в. эти идеи были развиты Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом, ставшим духовным наставником жителей небольшого городка Уяйна в Неджде. Деятельность Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба вызвала недовольство правителя Уяйны. В 1744/1745 г. проповедник был вынужден переселиться в г. Эд-Диръия (ныне в административных границах Большого Эр-Рияда). Переселение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и заключение им союза с эмиром Эд-Диръии Мухаммадом ибн Саудом (1726/1727 – 1765) считается началом саудовской государственности. Этот союз стал в дальнейшем основой для взаимодействия между потомками эмира – Саудидами и законоучителями из семейства Аль аш-Шейх (Аль Шейх, Али-ш-Шейх) – потомками Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.
К концу 1780-х гг. правители Эд-Диръии установили господство над всей территорией Неджда. Внутренние раздоры в Эль-Хасе облегчили саудовскую экспансию в направлении побережья Персидского залива. Несмотря на сопротивление местных племён, в 1-й половине 1790-х гг. Эль-Хаса вошла в состав саудовских владений. Попытка османского вали Басры восстановить османское правление в Эль-Хасе закончилась летом 1797 г. вторжением подчинённых правителю Эд-Диръии племён на территорию Ирака. Весной 1802 г. ими был взят и разграблен крупнейший иракский шиитский центр Кербела. С начала 1790-х гг. начались саудовские набеги на Хиджаз. В 1805 г., с установлением Саудидами контроля над Мединой и портами Красного моря, Хиджаз стал частью их владений. Власть Саудидов была закреплена также в Асире, откуда предпринимались попытки проникновения в Йемен. В начале 19 в. одним из направлений саудовской экспансии стали Маскат и Хадрамаут, а также территория нынешних государств зоны Персидского залива (включая Бахрейнский архипелаг). Однако соглашения, заключённые местными правителями с Великобританией, для которой этот район играл важную роль в обеспечении безопасности коммуникаций с Британской Индией, положили ей предел. От продолжения экспансии Саудиды были вынуждены отказаться и в связи с высадкой в 1811 г. в Хиджазе войск египетского правителя Мухаммада Али.
Установление саудовского господства над Меккой и Мединой, на которые ранее распространялась османская юрисдикция, нанесло удар по престижу стамбульских султанов и халифов, оказавшихся неспособными обеспечить безопасность хаджа. Для восстановления прежнего положения Порта воспользовалась заинтересованностью Мухаммада Али в возвращении Египту торговой монополии в зоне Красного моря. Египетским войскам после высадки в хиджазском Янбу (Янбу-эль-Бахр), несмотря на первоначальные неудачи, постепенно удалось развить наступление в направлении внутренних районов Аравийского п-ова и в сентябре 1818 г. взять и разрушить Эд-Диръию. Первое саудовское государство пало, бо́льшая часть саудовской знати и членов семьи Аль аш-Шейх были вывезены в Египет.
Египетская оккупация Неджда, сопровождавшаяся грабежами, насилиями и возрождением племенной анархии, была недолгой. Спасшийся от египтян член династии Саудидов Турки ибн Абдаллах (1821–1834) возглавил вооружённое сопротивление египетской оккупации. Его поддержали главы племён и ханбалитские улемы. Оставив разрушенную Эд-Диръию, новый эмир сделал своей столицей Эр-Рияд, последовательно расширял сферу своих владений в центре Неджда, создав второе государство Саудидов. В 1830 г. он восстановил саудовскую власть в Эль-Хасе, заставил признать саудовский сюзеренитет правителя Бахрейна и возобновил экспансию в Оман.
Засухи конца 1820-х гг. и неоднократные вспышки холеры ухудшили положение саудовского эмирата. В 1834 г. Турки ибн Абдаллах был убит родственником, утвердившимся в Эр-Рияде. Приход к власти в том же году сына Турки Фейсала не положил конец внутренним раздорам и усобицам в эмирате. Серьёзно дестабилизировали положение также новые попытки Мухаммада Али утвердить свою власть над Аравийским п-овом. В 1837 г. египетские войска вступили в столицу эмирата, вновь оккупировали Неджд и взяли в плен эмира Фейсала ибн Турки, который в 1838 г. отправлен в Каир. Власть в Эр-Рияде перешла к Халиду ибн Сауду, которого в 1841 г. сменил Абдаллах ибн Сунайян.
В 1840 г. египетская армия под давлением Великобритании была эвакуирована. В 1843 г. Фейсал ибн Турки вернулся на родину и восстановил свою власть в Эр-Рияде. Саудовская экспансия в направлении Эль-Хасы и территории Касема возобновилась. В начале 1860-х гг. власть Саудидов полностью восстановлена на западе Неджда. Смерть Фейсала ибн Турки в 1865 г. вновь дестабилизировала эмират. Наследовавший ему сын Абдаллах ибн Фейсал [эмир в декабре 1865 – январе 1873 (с перерывом), марте 1876–1889] попытался подчинить Оман и Бахрейн, но натолкнулся на противодействие англичан. Оспаривавший право Абдаллаха на власть другой сын Фейсала – Сауд ибн Фейсал (эмир в январе 1873 – январе 1875) – утвердился в Эль-Хасе. Весной 1871 г. он совершил поход на Эр-Рияд и разграбил город. В дальнейшем в борьбу за власть включились и остальные сыновья Фейсала, искавшие помощи у местных правителей и внешних сил, – Абд ар-Рахман ибн Фейсал (эмир в январе 1875 – январе 1876) и Мухаммад ибн Фейсал. Занятые внутренней борьбой Саудиды упустили возвышение на западе Неджда эмирата Джебель-Шаммар со столицей Хаиль во главе с династией Рашидидов, ставших союзниками Османской империи. В итоге к середине 1870-х гг. власть Саудидов распространялась только на Эр-Рияд. В 1887 г. Эр-Риядский эмират прекратил своё существование и вошёл в состав Джебель-Шаммара. Семейство Саудидов, включая родившегося в 1880 г. принца Абд аль-Азиза ибн Абд ар-Рахмана (Ибн Сауд), было вынуждено отправиться в изгнание.
Возникновение и развитие Королевства Саудовская Аравия в 1-й половине 20 в.
В январе 1902 г., совершив поход из Кувейта (последнего места изгнания семьи Саудидов), Ибн Сауд захватил Эр-Рияд. Укрепив Эр-Рияд, Ибн Сауд приступил к расширению границ подвластной ему территории. Великобритания, заинтересованная в ослаблении османского влияния на Аравийском п-ове, поддержала Ибн Сауда, что позволило ему установить контроль над частью Джебель-Шаммара. В 1911 г. Ибн Сауд заручился согласием Великобритании на вхождение в состав его владений Эль-Хасы, находившейся в то время под властью турок. В 1913 г. эта территория перешла под саудовскую юрисдикцию.
Важное значение Ибн Сауд придавал упрочению своего влияния в Неджде. Для этого он использовал развернувшееся в этом регионе и вдохновлявшееся ханбалитскими законоучителями движение ихванов. Целью последнего был перевод части бедуинов к оседлости в специально создававшихся поселениях – хиджрах, где члены движения посвящали себя земледелию и изучению религии в её ваххабитской версии. Переселявшиеся в хиджры принимали обязательство быть преданными другим братьям по движению, подчиняться эмиру-имаму, не поддерживать контакты с «многобожниками» – европейцами и жителями подчинённых ими стран. Первая хиджра – Эль-Артавия – возникла в 1-й половине 1913 г., к 1929 г. на всей территории Неджда существовало уже 120 хиджр. Ихваны составили ударную силу войска Ибн Сауда.
Первая мировая война поменяла соотношение сил на Аравийском п-ове. Важнейшим событием в этом регионе стало инспирированное Великобританией антитурецкое восстание (т. н. Великая арабская революция в Хиджазе под руководством шерифа Мекки Хусейна ибн Али аль-Хашими), начавшееся в июне 1916 г. и приведшее к возникновению суверенного Королевства Хиджаз, которое было признано Лигой Наций. Ибн Сауд, несмотря на британское давление, не принял участия в восстании, как и не последовал призывам британских агентов начать военные действия против остававшегося лояльным Османской империи Джебель-Шаммара. Одним из результатов 1-й мировой войны стала трансформация статуса Асира. Мухаммед аль-Идриси, эмир этого региона, выступил в годы войны на стороне Великобритании, заручился поддержкой британского резидента в Адене и изгнал турок со значительной части подвластной ему территории. Вплоть до 1923 г. Асир сохранял политическую самостоятельность под управлением династии Идрисидов.
В 1920-х гг. Ибн Сауд начал объединение земель, ранее подвластных эмирам Эд-Диръии. Первым пал Джебель-Шаммар, лишившийся британской поддержки и ослабленный распрями в семье Рашидидов. Осенью 1921 г. его столицу Хаиль заняли отряды ихванов. Тем самым под властью Ибн Сауда оказалась вся центральная часть Аравийского п-ова, Неджд превратился в ведущее государство региона, а его властитель стал султаном. Отсутствие фиксированной границы между Недждом и Ираком, Недждом и Трансиорданией (британские мандатные территории), а также Недждом и Кувейтом (британский протекторат), позволявшее отрядам Ибн Сауда под предлогом борьбы с «многобожниками» проникать на их территорию, побудило Великобританию поставить вопрос о демаркации границ. В ноябре 1921 г. подписаны англо-недждийские протоколы, установившие границы Неджда с Ираком (окончательно определены в октябре 1925) и Кувейтом, в октябре 1925 г. – соглашение о недждийско-трансиорданской границе.
В январе 1923 г. под власть Ибн Сауда перешла северная часть Асира с г. Абха, ставшая саудовским протекторатом. В сентябре 1924 г. ихваны захватили и разграбили Эт-Таиф, в октябре того же года – Мекку, где начали уничтожать купола над могилами сподвижников пророка Мухаммеда. В ноябре 1925 г. Ибн Сауду покорилась Медина, в декабре того же года – Джидда. Великобритания фактически признала итоги саудовской агрессии. В 1926 г. на состоявшемся в Мекке Всемирном мусульманском конгрессе Ибн Сауд добился признания своей власти над Хиджазом, что позволило ему обрести титулы короля и Служителя Двух Благородных Святынь, а его государство стало именоваться Султанат Неджд, Королевство Хиджаз и присоединённые территории. В феврале 1926 г. оно было официально признано СССР, который стал первой державой, установившей с Ибн Саудом дипломатические отношения. Процесс объединения государства завершился в 1932–1934 гг., когда оно получило современное название – Королевство Саудовская Аравия, в его состав был окончательно включён Асир и по результатам саудовско-йеменской войны вошла северная часть ранее принадлежавшего Йемену Наджрана.
Поддержание территориальной целостности и относительной внутренней стабильности нового государства осуществлялось силой ихванов, а также путём распространения ваххабитской трактовки ханбалитского мазхаба. В начале 1925 г. в Эр-Рияде возникла финансируемая Ибн Саудом Лига поощрения добродетели и осуждения греха (ЛПДОГ). В сентябре 1926 г. её отделение создано в Мекке, тем самым на Хиджаз (затем и на всю страну) распространилась практика безусловного подчинения божественному праву в его ханбалитской интерпретации. В основе этой практики лежала традиция, требовавшая от богослова контролировать выполнение норм шариата в сфере религиозной обрядности и нравов, а также искоренять политическое инакомыслие.
Ведущую роль в Саудовской Аравии играл Хиджаз, вице-королём которого был назначен сын Ибн Сауда – принц Фейсал бен Абд аль-Азиз. В Хиджазе возникли первые саудовские правительственные учреждения (использовался опыт управления османского и хашимитского времени). До конца 1950-х гг. фактической столицей государства являлась Мекка (Эр-Рияд оставался местом пребывания недждийской знати и религиозных сановников). В августе 1926 г. были приняты Основные положения Королевства Хиджаз, определявшие статус вице-короля, государственных органов, Совета министров, а также Консультативного совета – своего рода парламентской ассамблеи. Потребность в современной армии, оснащённой новейшей военной техникой, диктовала необходимость решения кадрового вопроса. Кадры для армии готовились как за границей, так и в создававшихся в Саудовской Аравии технических училищах.
«Консервативная модернизация» Саудовской Аравии стала причиной первого выступления оппозиции, представленной прежними союзниками Ибн Сауда – ихванами, которые апеллировали к «чистоте» ваххабитского ханбализма. Бунт ихванов, объявивших правителю джихад, был подавлен только в 1929 г. До конца 1930-х гг. основными источниками поступлений в бюджет Саудовской Аравии оставались хадж и перечисление из других мусульманских стран средств от использования вакфа. Уменьшение числа паломников (особенно в годы мирового экономического кризиса 1929–1933), а также нерегулярность поступления вакуфных отчислений осложняли финансовое положение Саудовской Аравии. Это побудило Ибн Сауда пойти навстречу просьбам американских нефтяных монополий, в том числе Standard Oil Co. of California (Socal), о предоставлении им права на разведку нефтяных месторождений на территории Эль-Хасы. Ибн Сауд рассчитывал, что это позволит не только пополнить бюджет, но и ослабить британские влияния на Аравийском п-ове. В 1933 г. подписано соглашение о предоставлении Socal концессии на разведку нефти в Саудовской Аравии. В ноябре 1933 г. концессия передана дочерней компании Socal – California-Arabian Standard Oil Co. (в январе 1944 переименована в Arabian American Oil Company – Aramco). Соглашением о концессии предусматривалось предоставление компанией Саудовской Аравии займов, ежегодных выплат, арендной платы и определённых выплат за каждую тонну добытой нефти после выявления её коммерческих запасов (все платежи должны были осуществляться золотом), постройку нефтеперерабатывающего завода и бесплатное обеспечение Саудовской Аравии бензином и керосином. В ответ саудовское правительство освобождало компанию и её предприятия от налогов и таможенных пошлин. Первая саудовская нефть в коммерческих количествах обнаружена в 1938 г., зона концессии расширена, а сама концессия продлена на срок до 60 лет.
На начальном этапе Второй мировой войны Саудовская Аравия проводила политику нейтралитета, поддерживая отношения как с Великобританией, так и с Германией и Италией, которые рассматривались Ибн Саудом как противовес британской политике. Однако в дальнейшем под влиянием прежде всего США, расширявших в Саудовской Аравии добычу нефти и оказывавших ей существенную помощь, включая военную, саудовское правительство изменило позицию. В 1940 г. оно разорвало дипломатические отношения с Италией, в сентябре 1941 г. – с Германией. 14 февраля 1945 г. на встрече Ибн Сауда с президентом США Ф. Д. Рузвельтом на борту крейсера «Куинси» в Суэцком канале было достигнуто соглашение о свободном использовании саудовских портов судами США и Великобритании, а также о создании базы американских ВВС на арендованной сроком на 5 лет саудовской территории в обмен на гарантии недопущения оккупации Саудовской Аравии войсками стран антигитлеровской коалиции и признание саудовской независимости. В марте 1945 г. Саудовская Аравия объявила войну Германии и Италии, что позволило ей стать одним из членов – основателей Организации Объединённых Наций. Заняв первоначально осторожную позицию в отношении начавшегося в 1944 г. процесса создания Лиги арабских государств, Саудовская Аравия в марте 1945 г. вступила в эту организацию.
Саудовская Аравия в 1950–1990-х гг.
9 ноября 1953 г. скончался Ибн Сауд. Его наследником стал Сауд бен Абд аль-Азиз, назначивший председателем Совета министров и наследным принцем Фейсала бен Абд аль-Азиза. Это привело к возникновению в стране двоевластия. Ситуация усугублялась происходившими в Саудовской Аравии и в целом в арабском мире социальными и политическими изменениями. Трансформация ранее патриархального саудовского общества затронула и шиитские круги, однако не сопровождалась повышением их роли в жизни государства.
Шиитское предпринимательство ограничивалось низшими ступенями бизнеса, в школах и вузах отсутствовали преподаватели-шииты, шиитские религиозные обряды оставались запрещёнными, шиитская молодёжь не могла поступить на службу в армию и полицию. Всё это, а также преследование саудовскими властями рабочих организаций и жёсткое подавление стачек подталкивало шиитскую молодёжь к вступлению в подпольные организации. В 1953 г. в Эль-Хасе вспыхнули инспирированные нелегальными профсоюзами и стачечными комитетами, созданными шиитами, забастовки рабочих-нефтяников.
Распространение идей панарабизма и всё более остро ощущавшаяся необходимость перемен в общественно-политической и экономической жизни страны привели к обострению противоречий в семействе Саудидов, которое вылилось в открытое противостояние между королём и наследным принцем, стремившимся занять трон. В мае 1958 г. Сауд бен Абд аль-Азиз был вынужден издать указ, наделявший монарха всей полнотой исполнительной власти. Тем не менее противоречия в правящей семье продолжали углубляться. Группа молодых принцев (т. н. свободные принцы) во главе с Талалем бен Абд аль-Азизом установила отношения с Гамалем Абделем Насером и потребовала провести в стране конституционную реформу, надеясь тем самым получить доступ к власти. В 1962 г. «свободные принцы» эмигрировали в Египет. Происшедшая в сентябре 1962 г. антимонархическая революция в Йемене (Саудовская Аравия поддержала роялистов, Египет – республиканцев) способствовала определённой консолидации Саудидов. В конце октября 1962 г. Фейсал бен Абд аль-Азиз обнародовал новую программу правительства. В ней декларировалось намерение провозгласить основной закон правления, основанный на Коране и Сунне, поднять социальный уровень нации, ввести бесплатное образование и медицинское обслуживание, усилить государственное регулирование экономики, отменить рабство. Хотя программа так и не была реализована, она отражала стремление учесть требования, которые выдвигали «свободные принцы».
В начале ноября 1964 г. Сауд бен Абд аль-Азиз окончательно отстранён от власти. Богословы издали специальную фетву, легитимировавшую происшедшее. Это способствовало ещё большему усилению влияния улемов. Увеличились штат сотрудников ЛПДОГ и её финансирование. Улемы были введены в состав кассационных судов. Принятие в 1968 г. Закона о труде стало возможным только после того, как верховный муфтий признал его соответствующим шариату. Первоочередной задачей пришедшего к власти Фейсала бен Абд аль-Азиза стало урегулирование положения в Йемене и достижение взаимопонимания с Гамалем Абдель Насером. Однако инициированные новым королём прямые саудовско-египетские переговоры по Йемену вплоть до 1967 г. не приносили результатов. Поражение Египта от Израиля в июньской войне 1967 г. (Шестидневная война) изменило соотношение сил в регионе. На состоявшемся в августе – сентябре 1967 г. в Хартуме саммите ЛАГ Фейсал бен Абд аль-Азиз и Гамаль Абдель Насер подписали соглашение о мирном урегулировании в Йемене, предполагавшее вывод из этой страны египетских войск. Решения Хартумского саммита свидетельствовали о росте влияния Саудовской Аравии, превращавшейся в ведущую державу арабского мира. По настоянию Саудовской Аравии была выработана общая позиция ЛАГ по Израилю, предусматривавшая отказ от мирных переговоров с ним до полного вывода израильских войск с оккупированных арабских территорий. Саудовская Аравия стала крупнейшим финансовым донором Египта, Сирии и Иордании.
Принятое Великобританией в январе 1968 г. решение о выводе войск с территорий к востоку от Суэца, предполагавшее обретение независимости эмиратами Договорного Омана, Бахрейна и Катара, укрепило позиции Саудовской Аравии в зоне Персидского залива. Этот регион приобрёл для саудовской внешней политики приоритетное значение и стал местом противостояния Саудовской Аравии Ирану. Усиление международного влияния Саудовской Аравии позволило Саудидам выдвинуть лозунг «исламской солидарности» как альтернативы светскому панарабизму. В сентябре 1969 г. в Рабате на проведённом по инициативе Саудовской Аравии и Марокко совещании глав государств и правительств 25 мусульманских стран было объявлено о создании Организации Исламская конференция (с 2011 Организация исламского сотрудничества). Приход к власти в Египте в 1970 г., после смерти Насера, являвшегося основным проводником идей панарабизма, Анвара ас-Садата расширил сферу саудовско–египетского политического и экономического взаимодействия.
25 марта 1975 г., во время приёма министра нефтяной промышленности Кувейта, Фейсал бен Абд аль-Азиз был убит своим двоюродным племянником Фейсалом бен Мусаидом. В тот же день на саудовский престол вступил наследный принц Халид бен Абд аль-Азиз. 20 ноября 1979 г. группа религиозных противников власти из числа молодых сотрудников ЛПДОГ во главе с Джухейманом аль-Утейби, апеллировавшая к «чистоте» ваххабитской догмы, захватила Главную мечеть Мекки. 4 декабря 1979 г. Халид бен Абд аль-Азиз с одобрения высших религиозных сановников отдал приказ саудовской службе безопасности взять Главную мечеть штурмом. Акция в Мекке совпала с началом новых волнений шиитов в Эль-Хасе. Их духовные лидеры во главе с шейхом Хасаном ас-Саффаром инициировали публичные выступления под лозунгами поддержки Исламской революции в Иране 1979 г., прекращения поставок саудовской нефти в США и создания т. н. Исламской республики Эль-Хаса.
Эти события побудили саудовское правительство предпринять шаги по укреплению позиций существующего режима. Одной из мер стало создание в среде молодёжи под руководством богословов кружков и групп по изучению ваххабитской догмы (участники этих кружков стали в дальнейшем моджахедами в Афганистане, а также в Кашмире, Таджикистане, на Северном Кавказе, в Боснии и Герцеговине, Косове). В сфере внешней политики был взят курс на объединение арабских монархий перед лицом угроз, которые таили в себе для государств региона иранская революция и ирано-иракская война 1980–1988 гг. Это нашло своё выражение в создании 25 мая 1981 г. Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Стремясь противодействовать палестинским радикалам, Саудовская Аравия на саммите ЛАГ в г. Фес в 1982 г. выдвинула план ближневосточного мирного урегулирования (т. н. план Фахда), в котором впервые была обозначена возможность общеарабского признания Израиля.
В июне 1982 г. Халид бен Абд аль-Азиз скончался, на саудовский трон был возведён наследный принц Фахд бен Абд аль-Азиз. Годы его правления стали важным рубежом в истории страны – временем преодоления внутренних и внешних вызовов и начала экономической и политической модернизации. В 1988 г. Аramco перешла в собственность Саудовской Аравии (стала именоваться Saudi Аramco), что значительно расширило финансовые возможности государства. В стране началось создание современной инфраструктуры: строительство комплекса нефтехимических предприятий в Эль-Джубайле и Янбу-эль-Бахре, сети современных морских портов, шоссейных дорог и аэропортов. В саудовском обществе появлялся новый образованный класс, начавший играть важную роль в политике. После 1985 г. саудовские власти стали проводить курс «осторожной открытости» в отношении шиитского населения Восточной провинции (Эль-Хасы). Место прежних администраторов (выходцев из Неджда) заняли шииты – выпускники вузов региона. Шиитов включали в руководство строившихся промышленных комплексов. Фахд бен Абд аль-Азиз амнистировал участников волнений 1979 г. и заявил об отказе от практики дискриминации шиитов, в том числе об изъятии из школьных учебников антишиитских текстов.
Фахд бен Абд аль-Азиз продолжил курс своего предшественника на повышение роли Саудовской Аравии в урегулировании региональных конфликтов, прежде всего на Ближнем Востоке. Саудовское правительство способствовало прекращению гражданской войны в Ливане. В то же время в Афганистане Саудовская Аравия активно поддержала силы, боровшиеся против советских войск, в том числе вошедшие позднее в движение «Талибан» (организация признана террористической и запрещена в РФ) (вывод в 1988–1989 советских войск из Афганистана Саудовская Аравия представила как победу пропагандируемой ею «исламской солидарности»). В период Кувейтского кризиса 1990–1991 гг. Саудовская Аравия, опасаясь возможной агрессии со стороны режима Саддама Хусейна и утраты доминирования в ССАГПЗ, обратилась за помощью к США, предоставила свою территорию для размещения сил антииракской коалиции, выделила финансовые средства на проведение военной операции против Ирака. Саудовские войска, как и подразделения стран ССАГПЗ, приняли участие в освобождении Кувейта («Буря в пустыне», 1991). Кувейтский кризис подтолкнул саудовское правительство к проведению политических реформ. В 1992 г. введены в действие 4 конституционных акта – Основной закон правления, Закон о Консультативном совете, Закон об управлении провинциями и Закон о Совете министров, создававшие предпосылки для перехода к «парламентской монархии», принципу разделения властей и выработке основ регионального самоуправления.
Саудовская Аравия в 21 в.
После теракта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с афганским правительством талибов, лишила саудовского гражданства Усаму бен Ладена и вступила в международную антитеррористическую коалицию, направившую войска в Афганистан. В 2003 г. Саудовская Аравия подвергла критике намерение США нанести военный удар по Ираку, считая возможным урегулировать разногласия с режимом Саддама Хусейна политическими методами. Однако в дальнейшем Саудовская Аравия присоединилась к антииракской коалиции, а после свержения правительства Ирака приняла участие в оккупации и реконструкции этой страны.
В связи со смертью Фахда бен Абд аль-Азиза на саудовский трон вступил (1 августа 2005) наследный принц Абдалла бен Абд аль-Азиз. При нём 19 октября 2006 г. принят Закон о Комитете по принесению клятвы. Он окончательно урегулировал процедуру назначения наследника престола и предписал обязательное согласование его кандидатуры представителями всех фракций семейства Саудидов и принесение ему клятвы верности. В октябре 2011 и июне 2012 гг. этот закон был применён на практике при назначении наследниками престола соответственно Наефа бен Абд аль-Азиза (ум. летом 2012) и Салмана бен Абд аль-Азиза. Стремясь придать бóльшую стабильность режиму, 27 марта 2014 г. Абдалла бен Абд аль-Азиз назначил Мукрина бен Абд аль-Азиза на вновь созданный пост наследника престола. Это решение было вызвано состоянием здоровья Салмана бен Абд аль-Азиза и направлено на поддержание непрерывности смены сыновей Ибн Сауда на вершине политической власти.
В период правления Абдаллы бен Абд аль-Азиза в 2005 г. был расширен состав Конституционного суда (КС). Число его назначаемых членов увеличилось с 60 до 150 человек. Они стали представлять все регионы и конфессиональные группы страны. В феврале 2013 г. в нём появилась «женская фракция» (в КС при сохранении его прежней численности было введено 30 женщин). В соответствии с указом короля начиная с 2016 г. женщины смогли принимать участие и в муниципальных выборах. Введению женщин в состав КС предшествовали начинания, направленные на расширение их участия в общественной жизни и на их правовую эмансипацию. Саудовские женщины стали получать удостоверения личности, приниматься на службу в министерства и ведомства, занимать посты ректоров «университетов для женщин», избираться в руководящие органы торгово-промышленных палат, общественных ассоциаций, работать в женских отделениях крупных магазинов.
Важное место во внутренней политике Абдаллы бен Абд аль-Азиза уделялось ослаблению влияния улемов на саудовские общество и государство. Из юрисдикции корпуса законоучителей была изъята сфера женского образования, переданная Министерству образования, под эгиду монарха перешёл Кассационный суд (2007), в результате чего государство получило возможность полного контроля над шариатским судопроизводством. В феврале 2009 г. Абдалла бен Абд аль-Азиз реформировал Совет высших улемов (назначение в него полностью контролируется властью), введя в его состав богословов, представляющих неханбалитские суннитские правовые школы. Тем самым они получили официальное признание в Саудовской Аравии. Летом 2014 г. в состав Совета министров введён представитель исмаилитской общины, занявший пост министра по делам КС.
Саудовская Аравия не испытала потрясений периода «Арабской весны», хотя под влиянием событий в соседних странах в Саудовской Аравии активизировалась внутриполитическая жизнь, получило развитие петиционное движение, участники которого требовали углубления конституционных реформ и введения в стране парламентской монархии. В 2011 г. Саудовская Аравия возглавила инициативу ССАГПЗ, направленную на отставку президента Йемена Али Абдаллы Салеха и на достижение политических изменений в стране мирным путём, предотвратив тем самым вооружённое противоборство власти и оппозиции. Исполняющий обязанности президента Йемена Абд-Раббу Мансура Хади стал ключевым партнёром Саудовском Аравии. В 2014–2015 гг., осуждая захват севера Йемена, осуществлённый Движением аль-Хуси (хуситами) при поддержке Али Абдаллы Салеха и Ирана, Саудовская Аравия содействовала выработке единой позиции ССАГПЗ, который квалифицировал Движение аль-Хуси как «террористическую организацию». В марте 2015 г. Саудовская Аравия возглавила коалицию 9 государств региона, введших в страну войска по приглашению правительства Абд-Раббу Мансура Хади для восстановления конституционного порядка. Силы коалиции смогли вернуть под правительственный контроль часть территории Йемена, однако занять Сану – столицу страны и Ходейду – крупнейший порт на Красном море им не удалось. Продолжение боевых действий привело также к нанесению хуситами ракетных ударов по саудовской территории.
Саудовская Аравия поддержала действия ливийской оппозиции по свержению режима Муаммара Каддафи в 2011 г., при этом долгое время придерживалась политики невмешательства в начавшийся в 2014 г. внутриливийский конфликт (тем не менее в 2019 оказала помощь наступавшей на Триполи Ливийской национальной армии Халифы Хафтара). В марте 2011 г. саудовское руководство, основываясь на просьбе бахрейнского монарха и заявляя о необходимости противостояния иранской экспансии, ввело свои войска (поддерживавшиеся вооружёнными силами некоторых стран ССАГПЗ) на территорию Бахрейна. Саудовское руководство негативно отнеслось к свержению египетского президента Хосни Мубарака в феврале 2011 г., отказало в поддержке избранному в 2012 г. Мухаммад Мурси [связанному с движением «Братьев-мусульман» (признано террористическим и запрещено в РФ)], одобрило его отстранение от власти и установило тесные отношения с новым главой Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси. Продолжая курс на противодействие «гегемонизму» Ирана в исламском мире и в зоне Персидского залива, Саудовская Аравия приветствовала отставку правительства Нури аль-Малики в Ираке и ныне считает возможным открытие саудовского посольства в Багдаде. Саудовское правительство осуждает Израиль за проводимые им карательные акции в секторе Газа, однако отказывается от контактов с движением ХАМАС и оказывает поддержку Палестинской Национальной Администрации во главе с Махмудом Аббасом. Противодействуя радикальным настроениям в арабском мире, Саудовская Аравия рассматривает выдвинутую Абдаллой ибн Абд аль-Азизом в ходе бейрутского саммита ЛАГ (март 2002) «Арабскую мирную инициативу» как направленную на достижение окончательного политического урегулирования арабо-израильского конфликта.
В связи со смертью Абдаллы бен Абд аль-Азиза 23 января 2015 г. на саудовский престол вступил Салман бен Абд аль-Азиз. 29 апреля 2015 г. он объявил наследным принцем своего племянника – Мухаммада бен Наифа, а его преемником – своего сына Мухаммада бен Салмана. В 2017 г. высший эшелон политического истеблишмента вновь подвергся изменениям. Наследником престола и первым заместителем главы правительства (которым является правящий монарх) стал прежний преемник наследника престола, сын Салмана бен Абд аль-Азиза – Мухаммад бен Салман, сохранивший пост министра обороны.
Трансформация политической системы была продолжена выборами в муниципальные советы, в которых впервые участвовали женщины. В июне 2018 г. женщины получили право водить автомобиль – важнейшее требование саудовских сторонников реформ было реализовано. В начале 2018 г. были открыты кинотеатры, в мае 2018 г. Саудовская Аравия впервые участвовала в Каннском кинофестивале. Проведённое 23 сентября 2018 г. празднование «национального дня» сопровождалось фейерверками и концертами (на которые допускались и женщины), прежде табуированные публичные выступления певцов и музыкантов вышли из-под запрета. Частью повседневности стали театральные постановки, музыкальные вечера (в 2018 в Дахране выступал симфонический оркестр петербургского Мариинского театра) и выставки живописи.
Перестройка хозяйства на принципах открытости, приватизации и избавления от нефтяной зависимости была провозглашена основой нового экономического курса – реализация разработанного под руководством принца Мухаммеда бен Салмана проекта «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030» обрела характер национальной идеи. Проект предлагал и иную конструкцию саудовского социума, более не растворявшегося в арабо-мусульманской нации, а становившегося народом, состоящим из «граждан и гражданок отечества, а не «подданных правителя». Наследник престола – выразитель чаяний саудовской молодёжи заявлял о желании создать страну, «не опирающуюся на нефть, с растущей экономикой и прозрачными законами».
Проект «Видение: 2030» был принят в то время, когда саудовская экономика столкнулась с трудностями, определявшимися снижением цен на нефть и увеличением военных расходов на проведение военной операции в Йемене, помощь сирийской антиправительственной оппозиции, противостояние международной террористической организации Исламское государство (ИГИЛ, организация признана террористической и запрещена в РФ) в составе возглавляемой США антитеррористической коалиции, борьбу со сторонниками этой организации на саудовской территории. В конце декабря 2015 г. было объявлено о пересмотре цен на нефтепродукты, газ, электроэнергию и воду для граждан, а также промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В феврале 2015 г. правящий монарх осуществил переформатирование структуры государственного аппарата, инициировав создание Совета по экономике и развитию, курирующего экономические и социальные министерства и ведомства, и Совета по политике и безопасности (к ведению которого отнесены структуры внутриполитического ведомства, министерства чрезвычайных ситуаций и специальные службы).
После прихода к власти в 2015 г. король Салман начал проводить курс по перестройке экономики страны, включающий сотрудничество с частным сектором, в том числе и иностранными фирмами, развитие малых и средних предприятий и открытие страны для иностранных инвестиций. В апреле 2016 г., конкретизируя планы предстоящих реформ, принц Мухаммад бен Салман поставил вопрос о возможности приватизации электроэнергетики, неиспользуемых государственных земель, здравоохранения, образования, части военных предприятий, а также о постепенном акционировании (начиная с 2017) крупных промышленных компаний, включая и ведущее звено хозяйственной системы – Saudi Aramco, активы которой переходили под контроль вновь созданного Генерального инвестиционного фонда. Диверсификация экономики с опорой на развитие ненефтяного сектора (сфера обслуживания, банки, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, туризм, восполняемая энергетика) провозглашалась основной задачей проекта.
Многообещающими секторами «Видение: 2030» называло возобновляемую энергетику, туризм, горнодобывающую промышленность, металлургию. Становление «зон свободной торговли» выступало как инструмент развития новых отраслей экономики. В проекте подчёркивалось, что Саудовская Аравия занимает 3-е место в мире по уровню военных расходов, при том что только 2 % этих расходов реализуется в самой стране. Это обстоятельство заставляло авторов «Видения: 2030» ставить вопрос (обосновывая его «региональными вызовами») о необходимости создания военной промышленности, способной удовлетворить 50 % потребностей армии и флота.
Обретение поста наследника престола позволило Мухаммаду бен Салману расширить сферу полномочий. С июня 2017 г. под его руководство перешли структуры, входящие в Совет по политике и безопасности, ранее подчинённые прежнему наследнику престола. Начавшаяся в ноябре 2017 г. антикоррупционная кампания укрепила позиции Мухаммада бен Салмана. 4 ноября того же года монаршим указом был создан руководимый им Национальный антикоррупционный комитет, итогом деятельности которого стали аресты членов королевской семьи (включая министра по делам Национальной гвардии, сына предшественника Салмана бен Абд аль-Азиза на троне принца Мутаиба ибн Абдаллы), бизнесменов и высших государственных чиновников. Возвращённые государству средства предназначались для финансирования «Видения: 2030» и объявленного наследным принцем в конце октября 2017 г. проекта NEOM – основанного на использовании робототехники индустриальной агломерации на северо-западе страны и в пределах прилегающей иорданской и египетской территорий. Антикоррупционная кампания была воспринята как средство чистки политического поля, необходимое для консолидации власти Мухаммада бен Салмана. Оставаясь второй фигурой политического истеблишмента Саудовской Аравии, принц стал восприниматься в качестве реального правителя государства.
Затронув крупный бизнес (часто связанный с членами правящей семьи), антикоррупционная кампания стала инструментом подчинения этого сегмента экономики государству. К началу 2018 г. наследный принц, отбросив принцип «сохранения баланса» между фракциями династии, взял под свой контроль армию, Национальную гвардию и Управление государственной безопасности. Признание вызвавшего международный скандал убийства журналиста Джамаля Хашогги в октябре 2018 г. в саудовском консульстве в Стамбуле (вина за которое была возложена на сотрудников Службы внешней разведки) вызвало к жизни указ о формировании возглавленной Мухаммадом бен Салманом комиссии, задача которой состояла в перестройке этой службы, перешедшей под контроль наследника престола. Началась эпоха трансформации власти из горизонтальной (и основанной на балансе интересов групп и фракций элиты) в вертикальную, предполагающую концентрацию полномочий в руках действующего от имени короля наследного принца; другие принцы превращались в государственных служащих, переставая быть партнёрами по власти. Реформы «сверху» формировали «четвёртое саудовское государство». Мухаммад бен Салман продолжил курс своих предшественников, возобновив государственную монополию на осуществление дозированных модернизационных изменений. Этот курс сужал процесс создания базовых основ гражданского общества, подавлял активных сторонников коренных перемен, игнорируя протесты международного сообщества и требуя от граждан безусловной лояльности правителю.
Полномочия принца не ограничивались внутренней политикой. Расширение сферы его влияния на внешнюю политику демонстрировали многочисленные дипломатические миссии, включая встречи Мухаммада бен Салмана с В. В. Путиным, Си Цзиньпином, Б. Обамой, Д. Трампом, главами Великобритании, Франции, Японии, государств арабо-мусульманского мира. Перемены в окружающем Саудовскую Аравию геополитическом пространстве, ставшие итогом «Арабской весны» оставили в прошлом прежнюю мягкую дипломатию, опиравшуюся на финансово-экономические возможности и отказ от прямого участия в региональных конфликтах. Внешняя политика ужесточалась.
Саудовская Аравия видела в Иране основного регионального противника. Произошедший в январе 2016 г. разрыв саудовско-иранских дипломатических отношений способствовал эскалации антииранской риторики, обвинявшей Иран в проведении «террористического» регионального курса. Саудовское понимание источника терроризма предопределило начавшуюся в марте 2015 г. военную операцию против йеменской военизированной религиозно-политической группировки хуситов – Ансар Алла. Курс на противостояние Ирану привёл к прекращению саудовских контактов с движением ХАМАС, а также включению ливанской «Хезболлы» в саудовский «чёрный список» террористических организаций [наряду с ИГИЛ и «Аль-Каидой» (организация признана террористической и запрещена в РФ)]. В рамках того же курса Саудовская Аравия продолжила линию на сближение с Ираком, развивая политические и экономические отношения с Багдадом после отставки в 2014 г. проиранского правительства Нури аль-Малики и прихода к власти правительства Хайдера аль-Абади, в 2018 г. кабинета Аделя Абд аль-Махди, а в 2020 г. – правительства Мустафы аль-Казыми. В рамках улучшения двусторонних отношений саудовское руководство в лице Мухаммада бен Салмана в 2017 г. также установило контакты с Муктадой ас-Садром, главой иракской лево-националистической парламентской «Коалиции за реформы» и одним из лидеров иракской шиитской общины, выступающим, в отличие от большинства своих единоверцев, за снижение иранского влияния на Ирак.
Противостояние Ирану определило сближение Саудовской Аравии с Израилем, рассматривающимся в качестве естественного противника иранской региональной экспансии. Обе страны осуществляют контакты в сфере обмена разведывательной информацией, а также в определённой мере в сфере военно-технического сотрудничества. При этом официальная линия саудовского руководства состоит в поддержке законных прав палестинского народа, а также урегулировании арабо-израильского конфликта на основе решений международной законности, включая и Арабскую мирную инициативу.
В 2020 г. Саудовская Аравия столкнулась с распространением эпидемии коронавируса COVID-19 на своей территории. Приняв экстренные меры, направленные на борьбу с инфекцией, саудовское правительство запретило коллективные пятничные молитвы в мечетях, приостановило умру – малый хадж, закрыло для посещения и молитвы Заповедную мечеть Мекки и мечеть Пророка в Медине. Специальным указом короля Салмана бен Абд аль-Азиза на время эпидемии был введён режим карантина на всей территории страны, перемещение между провинциями категорически исключалось. Частичное возвращение к обычной жизни стало возможным только в конце мая – начале июня 2020 г. Возобновилась (не в полном объёме) работа государственных учреждений и частных компаний. 31 мая того же года для ограниченного посещения были открыты мечети. Решая вопрос о хадже 2020 г., правительство ограничило участие в нём только теми, кто проживает в Саудовской Аравии, подчеркнув безусловность полного соблюдения всех профилактических норм.
Российско-саудовские отношения
По большинству глобальных и региональных проблем, касающихся Ближнего и Среднего Востока, прежде всего, Ирака, Афганистана, Йемена, Судана, арабо-израильского конфликта, а также по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, борьбы с экстремизмом и терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком и пиратством, по тематике «Группы двадцати» позиции РФ и Саудовской Аравии совпадают или близки. Поддерживаются двусторонние контакты на высшем и высоком уровнях. В сентябре 2003 г. Москву посетил с официальным визитом будущий король Саудовской Аравии Абдалла бен Абд аль-Азиз, в ходе которого прошли его переговоры с президентом РФ В. В. Путиным. В феврале 2007 г. состоялся официальный визит В. В. Путина в Саудовскую Аравию.
Подписан комплекс двусторонних договоров, меморандумов и протоколов, в том числе Генеральное соглашение от 20 ноября 1994 г. В ходе саммита «Группы Двадцати» в сентябре 2016 г. состоялась встреча В. В. Путина и принца Мухаммада бен Салмана, во время которой было достигнуто неформальное соглашение о снижении добычи нефти странами ОПЕК и Россией в целях поддержания цен этого типа энергоносителей на мировом рынке. Соглашение соблюдалось обеими сторонами до марта 2020 г. В октябре 2017 г. состоялся визит в Москву короля Салмана бен Абд аль-Азиза, в ходе которого были достигнуты новые договорённости об энергетическом, военно-техническом и космическом сотрудничестве между двумя государствами. Этот визит способствовал политическому сближению стран: Россия закрыла своё дипломатическое представительство в Сане – столице Йемена, находящейся под контролем повстанцев-хуситов, воюющих с просаудовской коалицией. Саудовская Аравия со своей стороны перестала голосовать в ООН за резолюции, осуждающие вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации и политику российских властей в отношении кризиса на юго-востоке Украины. С 2002 г. функционируют Совместная межправительственная российско-саудовская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и Российско-саудовский деловой совет (в рамках Российско-арабского делового совета). В Саудовской Аравии реализуют крупные проекты российские компании «ЛУКОЙЛ Оверсиз», в том числе в рамках совместного с Saudi Aramco предприятия LUKOIL Saudi Arabia Energy (LUKSAR), «Стройтрансгаз», «Глобалстрой-Инжиниринг» и др.
Сфера российско-саудовских отношений не свободна от проблем, осложняющих взаимопонимание между двумя странами. Саудовские государственные и частные фонды под лозунгом «исламской солидарности» активно действовали на российском Северном Кавказе, оказывая финансовую поддержку чеченским сепаратистам. Саудовская Аравия с настороженностью относится к иранской ядерной программе, считая, что происходящие вокруг неё переговоры недостаточно учитывают её интересы и интересы стран ССАГПЗ. Наиболее значительным раздражителем в области российско-саудовских отношений выступает ситуация в Сирии, в отношении которой Саудовская Аравия формально настаивает на отставке Башара Асада и передаче власти Национальной коалиции сил сирийской оппозиции и революции. Тем не менее после прихода к власти короля Салмана бен Абд аль-Азиза и его сына принца Мухаммада бен Салмана в 2015 г., а также начала операции в Сирии российских ВКС в том же году позиция Саудовской Аравии по сирийскому конфликту стала менее категоричной. После начала Специальной военной операции на Украине Саудовская Аравия проголосовала (2 марта 2022) за принятие резолюции ООН с призывом вывести российские войска с территории Украины.