Али ибн Аби Талиб
Али́ ибн Аби́ Та́либ (Aмир аль-Муминин, между 599 и 602 – 21.1.661 или 28.1.661, Куфа), двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда, четвёртый «праведный халиф», с которым связано возникновение шиизма. Одним из первых уверовал в пророческую миссию Мухаммеда, входил в число его ближайших сподвижников (асхаб). После смерти Пророка (632) часть мусульманской общины увидела в Али ибн Аби Талибе его законного преемника (халиф), духовного и политического лидера мусульман (имам). После восстания 656 г. и через несколько дней после убийства халифа Османа, 17 июня 656 г. Aли ибн Аби Талиба провозгласили халифом, что положило начало многолетней гражданской войне в Арабском халифате. Основным противником Али ибн Аби Талиба был наместник Сирии Муавия, разбитый в битвах при Басре (декабрь 656) и при Сиффине (ныне поселение Абу-Хурейра; июль 657), однако Али ибн Аби Талиб не воспользовался победами. После этого от сторонников Aли ибн Аби Талиба откололась религиозно-политическая группировка хариджитов. 19 января 661 г. хариджит Абдуррахман ибн Мулджам смертельно ранил Aли ибн Аби Талиба (по преданию, тот похоронен под Куфой, где впоследствии возникла шиитская святыня – г. Эн-Наджаф). Aли ибн Аби Талибу приписывается большое количество изречений и писем, составивших сборник «Путь красноречия» («Нахдж аль-балага», 11 в.), один из самых авторитетных источников шиитского вероучения. Aли ибн Аби Талиб почитается всеми мусульманами, кроме хариджитов. Для суннитов это «праведный халиф», сподвижник Пророка, образец набожности, благородства и самоотверженности. Шииты видят в нём ключевую фигуру «дома Пророка» (Ахль аль-Байт), первого из 12 имамов, которые через происхождение от брака Aли ибн Аби Талиба с дочерью Мухаммеда Фатимой приобрели Божественную благодать (барака) и эзотерические знания (батин), а с ними – исключительное право на руководство мусульманским миром. Особый статус Али ибн Аби Талиба обосновывается аятами Корана, общемусульманским преданием (хадис, хабар) и ссылками на хадисы, не признаваемые суннитами. У крайних шиитов известны случаи обожествления Aли ибн Аби Талиба.